О таком решении по представительским иномаркам, купленным под саммиты ШОС и БРИКС и простоявшим несколько месяцев в лесу, сообщил первый заместитель губернатора Челябинской области Виктор Мамин. Часть автомобилей уже работала по заявкам медиков и социальных работников, остальные оставались в резерве. Теперь все машины будут в деле, и это станет началом больших изменений в правительственном гараже. Что это даст бюджету и сколько еще новых автомобилей будут закупать для чиновников — в материале 74.RU.
— Я не скажу, что они совсем не использовались, — рассказал о «лесных» Toyota Camry Виктор Мамин. — У нас были разные задачи, в том числе связанные с медицинскими учреждениями, социальными поручениями. Но они приобретались под проведение саммитов ШОС и БРИКС, потом, после переноса самих саммитов в Санкт-Петербург, у нас продолжали в планах оставаться мероприятия ШОС и БРИКС — и съезды, и форумы по линии врачей, культуры, и министерские визиты. Всё это должны были обслуживать эти автомашины. Но дальше жизнь расставила другие акценты, поэтому часть автомобилей [на время пандемии] пошла на решение социальных задач, а часть, соответственно, ушла в дежурный транспорт.
В работе использовались не все Toyota, признал первый вице-губернатор. Но теперь эту ситуацию решили пересмотреть.
— С 1 февраля они включаются в систему, — пообещал Виктор Мамин.
1 февраля — ключевая дата не только для выхода на линию представительских иномарок. В этот же день по новым принципам начинает работать вся система перевозок чиновников в региональных министерствах. Если раньше за управленцами там закрепляли автомобиль и водителя, то теперь машины станут общими.
— Мы убираем весь закрепленный транспорт от уровня ниже министров, — объяснил Виктор Мамин. — Машины у нас были закреплены как за должностными лицами, так и за органами исполнительной власти. Они могли быть за кем-то из замов закреплены либо могли закрепляться просто за министерством.
«Переходим мы, по сути, к форме работы по принципу заявок, или такси, то есть диспетчеризация и общий пул транспорта»
— Что это даст?
— Во-первых, экономию с точки зрения количества автотранспорта, которое используется и содержится. И главное, наверное, — повышение загрузки, эффективности транспорта. Мы рассчитываем на 30% как минимум на первом этапе увеличить загрузку автотранспорта, — уточнил Виктор Мамин. — Что такое гараж управления делами? Большое автотранспортное предприятие, и оно, по большому счету, не имея, как другие фирмы, прибыльной составляющей, в меньшей степени следит за своими расходными статьями. А это переход к тому, чтобы они ориентировались на те же показатели, за которыми следят любые фирмы, которые оказывают подобные услуги. Чтобы транспорт не стоял, чтобы была экономическая эффективность его использования, своевременное обслуживание, своевременное обновление и минимизация инвестиций при том же объеме оказываемых услуг.
— А сейчас этот транспорт стоит?
— Я бы не сказал, что он простаивает, но есть периоды, когда транспорт недозагружен. Это может быть либо в формате «привёз и ожидает», либо в формате отсутствия в какой-то момент заявок внутри органов исполнительной власти, — объяснил Виктор Мамин. — Понятно, что стопроцентной загрузки достичь невозможно, всё равно когда-то нужно выполнять не только функции, связанные с перевозкой, — это может быть заправка, обслуживание, медосвидетельствование водителя. Но это всё счетные величины. В остальное время любая машина либо выполняет заявку, либо ожидает ее получения. То, что мы сейчас делаем, — это уменьшение периода ожидания получения заявки в пользу того, чтобы машина физически ездила и работала.
Новая система также предполагает и сокращение числа правительственных машин. Сейчас, по информации Виктора Мамина, у управления делами губернатора и правительства Челябинской области 400 автомобилей, из них 303 — легковушки. На перевозке сотрудников министерств задействованы 105 легковых машин, после оптимизации их останется 75. Затем возьмутся и за остальные.
— Первым этапом стало само управление делами губернатора, просто для того, чтобы быть уверенным, что, когда они дойдут до остальных органов власти, всё будет работать, а не скатится в сплошные жалобы, потому что что-то происходит не так, как должно. Поэтому, когда в декабре управление делами заявило о готовности к реализации, я сказал им обкатать сначала эту историю на себе, — уточняет Виктор Мамин.
— И всё успешно?
— Да. В дальнейшем история должна развиваться, — продолжил первый вице-губернатор. — Например, то же правительство — через две недели мы будем обсуждать, каким образом можно изменить работу в сторону улучшения, увеличения времени использования автомобиля. От 125 до 175 машин — это тот ориентир, который в моем понимании должен быть достаточен для удовлетворения всех потребностей субъектов, входящих в зону обслуживания управделами (а это не только министерства, но и всё правительство, Заксобрание, уполномоченные, сенаторы, КСП, избирком, делегации и так далее).
Вы уже задаетесь вопросом, зачем вам знать про оптимизацию? Интерес здесь не праздный, ведь на обслуживание гаража управделами тратят бюджетные деньги.
— Если мы грубо прикинем, можно сказать, что один автомобиль стоит по году тысяч 800 — миллион. Сюда входят и бензин, и ремонт, и техобслуживание, и страховка, сюда, естественно, входит и штатная единица водителя с социальными отчислениями и всем, что с этим связано, — перечислил Виктор Мамин. — Чем старше автомобиль, чем он дороже, чем он изношеннее с точки зрения пробега, тем дороже, естественно, его обслуживание. Поэтому мы говорим о средних цифрах. Новый автомобиль дешевле в обслуживании, потому что у него еще мало что ломается, мало что требует замены. Автомобиль постарше, конечно, более дорог в обслуживании.
«Экономия конкретно от текущего этапа — порядка 30 миллионов»
— С учетом плавности реализации, наверное, эта цифра будет чуть меньше, — уточнил первый замглавы региона. — С учетом дополнительных этапов и рассмотрения целесообразности вовлечения в эту историю не только органов исполнительной власти, соответственно, цифра больше.
Но только списывать автомобили из правительственного гаража не удастся. Автопарк будут еще и обновлять.
— Если исходить из эффективного возраста использования автомобиля не старше 5–7 лет, то гораздо больше половины гаража этот срок превышает, — указал Виктор Мамин. — Почему 5–7 лет? В этом возрасте с учетом, конечно, эксплуатации и физического состояния, автомобиль еще имеет какую-то ценность и может быть либо передан в муниципалитеты, где состояние транспорта зачастую еще хуже, либо может быть реализован, и таким образом удастся вернуть часть средств или обеспечить средства на приобретение нового автомобиля. Это как раз та точка эффективности, за которой очень внимательно следят все фирмы, которые занимаются автоперевозками.
«У нас 20-летние легковые автомобили есть, "Волги" есть. Это действительно проблема»
— История «а вдруг пригодится, поэтому давайте она где-нибудь постоит» — от нее очень тяжело отказаться, видимо, в головах. Но что за этим следует? — рассуждает заместитель Текслера. — Дополнительные площади, которые нужны для хранения этих автомобилей, слежение за их сохранностью, люди, которые их охраняют, и так далее, и так далее. Вопрос в том, чтобы все моменты и факторы этой системы отслеживались и минимизировались, чтобы мы отказывались от того, что действительно неэффективно.
Проще говоря, взамен старых автомобилей закупать будут новые.
— На первом этапе я бы хотел, чтобы мы на каждую вводимую машину полторы выводили, — рассказал Виктор Мамин. — То есть, если исходить из соотношения — при вводе, условно, двух новых автомобилей в результате естественного обновления, чтобы выводилось из эксплуатации три автомобиля. Не требуют обновления только те автомобили, которые приобретались в последние два года. И еще, по-моему, в 2018 году тоже было приобретение, они тоже еще не требуют обновления. Всё остальное — это абсолютно возрастная техника.
Закупку новых машин первый замглавы региона назвал «естественным обновлением автопарка». Вот как он это понимает.
— Вообще, очень плохая история с точки зрения планирования своей деятельности для транспортного предприятия, когда берется и разом покупается большое количество техники. То есть история с приобретением такого количества Toyota (в лесу их было примерно 25. — Прим. ред.) единомоментно означает, что плюс-минус единомоментно их нужно будет менять. Поэтому как раз необходимо определять инвестиционный цикл и обеспечивать ритмичные закупки, то есть покупать немного, но регулярно, — рассуждает Виктор Мамин. — А когда ты доводишь, накапливаешь это, как сейчас — до 15-летнего возраста… Вот и возникает вопрос, что необходима такая большая закупка. И, к сожалению, этой ритмичности не было. Поэтому, когда я говорю о естественном обновлении, исходя из потребности, мы просто будем стремиться к тому, чтобы выйти на плановый объем регулярного обновления. Он может зависеть от эффективности самой техники, но если техника имеет срок полезного использования в три года, то и обновлять нужно по трети гаража. Если исходить из того, что срок полезного использования 15 лет, то ты должен 15-ю часть каждый год покупать.
«Наверное, 15-20 машин в год — это тот объективный уровень, который позволит перейти к ритмичности обновления»
— Но я не думаю, что мы будем делать это в этом году, — добавил зам Текслера. — Скорее всего, мы его потратим больше на анализ и списание той техники, которая уже неэффективна в использовании, ну а дальше должны будем перейти к некой ритмичности и экономической обоснованности.
Первой ласточкой обновления станут закупленные под саммиты-2020 Toyota Camry, а еще минивен, аукцион на который отыграли в январе.
— В меньшей степени этот класс используется в повседневной деятельности министерствами, это, скорее, работа именно с делегациями, то есть такие разовые истории, — уточнил Виктор Мамин. — Мы не ставили перед собой задачу обновить одномоментно все машины такого класса. Кстати, одним из направлений того же повышения эффективности использования (и мы будем этим заниматься, когда с количеством разберемся), в том числе является определение необходимого количества автотранспортных средств с точки зрения их класса. Потому что иногда по области или в определенный сезон эффективнее съездить на машине более высокой проходимости, а не пускать Camry туда, где она получит с большой долей вероятности больший износ или даже поломку, чем машина, которая спокойно выполнит эту задачу. Поэтому у нас есть задача по работе, когда необходимы именно машины класса «минивен», и в рамках этой работы мы, собственно, минивен и приобретаем.
Важный вопрос — что будет с людьми, которые работают на попавших под оптимизацию машинах.
— Естественно, если будет такое высвобождение автомобилей, которое потребует уменьшения количества водителей, мы будем решать задачу с определением будущего этих людей. Есть обычная тема с вакансиями, когда некоторые водители работают, условно говоря, с дополнительной нагрузкой, замещая отсутствующих работников. Будет естественное высвобождение просто за счет текучести кадров, и будет частично переобучение и направление на другие должности, — пообещал Виктор Мамин. — На самом деле есть подозрение, что процентов 15–20 сами захотят сменить место работы просто потому, что большее использование автомобилей — это большая нагрузка на водителей. Если ты привык работать два часа из рабочего времени, а остальное время находиться в режиме ожидания, то когда тебя просят работать активно четыре-пять часов, а в остальное время выполнять какие-то сопутствующие функции, связанные с оформлением, заправкой и прочим, не все готовы к этому. Поэтому естественные процессы, скорее всего, компенсируют момент необходимости сокращения численности.
— Переобучение людям предложат на механиков?
— На схожие профессии, там, где есть компетенции. Мы точно не будем отходить в сторону в случае необходимости разрешения той или иной ситуации. Это всегда индивидуальный процесс. И вы видите по тем цифрам, что я назвал, что здесь можно практически каждую ситуацию рассмотреть и отработать индивидуально.
Как воспримут нововведения водители чиновников, пока неясно. В 2019-м сотрудники гаража управделами уже устраивали бунт, жалуясь на низкие зарплаты.
Хотите знать, какие машины предпочитает в свободное от работы время губернатор, а также его заместители и министры? 74.RU изучил семейные ВИП-гаражи чиновников.