Утром 24 августа сотрудники правоохранительных органов задержали экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Сам политик заявил, что «дело в Москве». Ему вменяют статью 280.3 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации о вооруженных силах».
Вместе с юристом Юлией Федотовой мы разбирали, что грозит человеку, которого хотят привлечь к ответственности по статье 280.3 УК РФ.
Статья появилась вместе с законом по борьбе с заведомо ложной информацией о Вооруженных силах РФ, который 5 марта подписал президент России Владимир Путин. Документ по-простому стали называть законом о фейках.
— Это состав с так называемой административной преюдицией — чтобы привлекли по ней к уголовной ответственности, надо сначала отсудиться за то же, только по административке, — рассказывала Юлия Федотова.
В апреле Евгения Ройзмана судили за дискредитацию вооруженных сил. Тогда ему назначили штраф в 50 тысяч рублей. До этого политику выписали еще два штрафа по 50 тысяч рублей по той же статье. Но за распространение фейков о ВС РФ Ройзмана еще не привлекали к ответственности.
В статье говорится:
«Ответственность наступает за "публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных сил РФ в указанных целях".
Административная грозит штрафом (от 30 до 50 тысяч рублей для граждан), а если действия еще совершены с призывами к проведению незаконных акций и создают угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан и общественной безопасности, то штрафы возрастут — от 50 до 100 тысяч рублей для граждан. Для должностных и юридических — кратно выше.
Уголовная ответственность в случае повторного нарушения предполагает до трех лет лишения свободы».
И к формулировкам у юриста возникли вопросы.
— Что такое «дискредитация»? — говорила Юлия Федотова. — Словарь дает определение — «умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета». Не могу не уточнить — а если умалять уже нечего? Ну вот просто дальше некуда, то что?
Другая часть статьи также вызывала непонимание.
— А про «публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных сил РФ в указанных целях» — правильно понимаю, что теперь нельзя говорить о том, что я против спецоперации, например? Говорить про мир тоже? Или как? Какое «воспрепятствование» должно быть, как оно должно выглядеть? Как я, простой гражданин, могу препятствовать деятельности «великой армии»? — говорила наша собеседница.
По части второй наказывают до пяти лет лишения свободы те же действия, повлекшие смерть, причинение вреда здоровью, массовые нарушения общественного порядка.
— Здесь административная преюдиция не требуется, — уточнила юрист. — Я не очень понимаю, как «дискредитация использования ВС» может повлечь чью-то смерть, но про «нарушения общественного порядка» предполагаю, что это направлено на организаторов и участников публичных мероприятий. Вышел на несанкционированный «антиспецоперационный» митинг, покричал там кричалку — пошел в тюрьму на пять лет.
Всё, что известно о задержании Ройзмана, мы собираем в онлайн-трансляции.