Прихода в Челябинск популярного шведского бренда IKEA ждали последние 10 лет. В прессе то и дело появлялась информация о том, что магазин вот-вот доберётся до столицы Южного Урала. Но дело всё откладывалось: сообщали, что представители зарубежной компании никак не могут договориться с местными властями и подобрать наиболее подходящий участок.
И вот, наконец, планы о строительстве комплекса подтвердили официально. Торговый центр «Мега» и гипермаркет IKEA возведут в посёлке Терема в Сосновском районе, который находится между Челябинском и Новым Кременкулем. Гипермаркет будет развиваться на участке земли площадью 40 гектаров. Речь идет о комплексном освоении территории общей площадью 100 гектаров.
На первом этапе будет реализовываться проект IKEA — его откроют до 2020 года. А затем, на втором этапе, построят торговый комплекс «Мега». Как сообщил директор Агентства инвестиционного развития региона Анатолий Лобко, сейчас идет реализация договоров технологического присоединения к объектам инженерной инфраструктуры. А в следующем году согласно дорожной карте начнётся строительство самого объекта. Инвестору также придётся вложиться в новую дорожную развязку, подъездные пути и строительство электроподстанции.
Тем временем челябинцам и жителям области пока что приходится довольствоваться IKEA, которая находится в соседнем Екатеринбурге. Особо сообразительные даже проводят регулярные шопинг-туры либо же платную доставку товаров из столь крупного ТК. Но с открытием магазина в Челябинске всё это уйдёт в прошлое.
Одними из первых это поняли небольшие мебельные фирмы и мастера-частники. Они начали объединяться и предлагать альтернативу «икеевской» мебели: изготавливать полностью готовые комплекты с инструкцией по сборке. Причем заказчики могут подогнать мебель под свои размеры и выбрать практически любое цветовое решение. Для продвижения своей продукции конкуренты IKEA стараются арендовать площади в торговых центрах совместными усилиями.
Тем временем эксперты в сфере коммерческой недвижимости выдвигают разные версии того, что будет после прихода гипермаркета в Челябинск. По версии руководителя компании «IBC-Недвижимость» Станислава Ахмедзянова, многим продавцам мебели всё же придётся свернуть свой бизнес. А значит, в торговых комплексах с большим количеством мебельных арендаторов появится масса вакантных площадей.
Директор по развитию риелторской компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов полагает, что пока оснований для пересмотра арендных ставок с приходом IKEA ждать не стоит.
«Общая деловая активность не растёт, как и покупательная способность. Все стараются опускать ставки и индивидуально обговаривать условия аренды. Единственная угроза, которая может быть для других торговых комплексов, — это приход «МЕГИ». Инвесторы обещают нам новый формат, и это может привлечь арендаторов сменить свое «место жительства», — поясняет эксперт. — В Екатеринбурге торговый комплекс уже начал обновлять формат, но пока не сказал бы, чтобы это было что-то очень заманчивое. Мало нагнать на объект трафик: опытные арендаторы знают, что нужно смотреть конверсию. А она пока зачастую не самая высокая даже в крупных торговых центрах Челябинска».
Денис Стукалов также видит плюс соседства IKEA с существующими неподалеку строительными рынками. Ведь они работают в разных ценовых категориях: базары вполне способны частично перехватывать трафик тех посетителей, которые не нашли нужное в шведском магазине и готовы сэкономить на сервисе.
Директор агентства недвижимости «Дом Инвест» Лев Шпайзман полагает, что гораздо сильнее на рынок повлияет падение экономики, а не появление в мегаполисе известного бренда.
«Во многих торговых комплексах уже и так побежали арендаторы. Просто обороты падают, и некоторые не способны платить аренду. Например, из ТК на Чичерина ушел «СУПЕРСТРОЙ» и освободил целый этаж, — констатирует Лев Шпайзман. — В Челябинске по всем сегментам есть очень много предложений в аренду, практически в любом торговом центре. Разброс арендных ставок — примерно от 300 до 2 тысяч рублей за квадрат в месяц».
Руководитель агентства недвижимости «Дан-Инвест» Валентин Корытный видит в приходе крупного бренда в Челябинск огромные возможности для местного бизнеса.
«Это не просто масштабный магазин качественных товаров, это торговый центр, где вся семья готова проводить целый день, а то и выходные, — говорит Валентин Корытный. — Здесь ищут идеи, отдыхают. Выбранная в Челябинске локация просто идеальная — Новоградский тракт рядом со спальным районом. Но находящимся поблизости рынкам придётся либо закрыться, либо изменить концепцию: в существующем виде они не выдержат соседства с IKEA. Если бизнесу удастся вовремя переориентироваться, то IKEA будет для них хорошим помощником в притяжении покупателей. Возможно, поэтому будут расти в цене земельные участки рядом с новым ТК. А вот рассчитывать на то, что подорожают построенные рядом со шведским центром квартиры, я бы не стал».
Собеседник также отмечает, что по соседству с IKEA вполне могли бы расположиться аутлет-центры, недорогие гостиницы или хостелы для приезжих — словом, все объекты недвижимости, что помогут не просто «затариться» в торговом комплексе, но и обеспечить досуг на выходные для всей семьи.
Напомним, ранее портал N1.RU публиковал материалы о том, что покупают челябинцы за городом, и про последние тренды в дизайне интерьеров. Больше статей о недвижимости, а также объявлений вы можете найти на сайте и в социальных сетях во Вконтакте, Одноклассниках, Telegram и Facebook.
Елена Гусева
Фото: pixabay.com, N1.RU