Коридор, кухня, комната, санузел — к таким квартирам привыкло большинство россиян. Отличаться могут планировки и площадь, но общая концепция была стабильной. Всё изменило появление на рынке квартир-студий, а пять лет назад, когда появилась идея застраивать страну малометражными квартирами, родилось и народное название — квартиры-«путинки». И теперь застройщики Челябинска буквально соревнуются, у кого жильё окажется доступнее по цене и меньше по площади. Мы нашли тех, кто живёт в квартирах размером с комнату, и спросили, как вместить всё необходимое в 12–16 квадратных метров.
Чурилово, квартал с новостройками. Десятиэтажки, огороженные по периметру зелёным забором, внешне кажутся типовыми. Во дворе — узнаваемый пейзаж: детская площадка, парковка, десятки машин. Вот только планировки тут далеки от стандарта: на каждом этаже микростудия на 15 квадратных метров.
— Ребята, вы уж сфотографируйте красиво! Всё училище автомобильное будет меня смотреть, — кокетливо просит нас хозяйка одной из таких студий.
В автомобильном училище Людмила Гришина работала 30 лет, была заместителем начальника продотдела. Бывшие коллеги обязательно захотят рассмотреть квартиру, уверена пенсионерка. Ведь такие студии в Челябинске — пока редкость. На 15 квадратных метрах (плюс ещё два — это лоджия) Людмила Петровна живёт уже год.
— Вначале, когда я зашла, ещё ничего здесь не было. А я как-то привыкла, что комната и кухня отдельно, и вот я стою, смотрю и говорю: «Ой, дочь, что-то это самое…» А она: «Мама, смотри. Может быть, ещё будут здесь квартиры [побольше], ещё не все куплены», — вспоминает Людмила Гришина. — А я вот так вот обошла всё и думаю: «Нет, эта будет». И так осталась.
Людмиле Петровне — слегка за 80, и переезд в студию она, конечно, не планировала. От командования после смерти мужа-военного ещё в 1970-х получила квартиру в Челябинске. Много лет жила на улице Каслинской, рядом со Свято-Троицким храмом.
— Когда родители ушли в мир иной — папе 90 было, он в УВД работал, мама вперёд него ушла, — приехали мои двоюродные братовья из Новосибирска. И они мне говорят: «Ну что ты будешь здесь одна?» А я уже закончила свою работу. И они говорят: «Поехали к нам в Новосибирск». И по маме, и по папе все родственники у нас в Новосибирске, — рассказывает Людмила Гришина. — Я, значит, дочери говорю: «Давай я поеду туда, поживу. Здесь продам свою полуторку, тебе что-то дам и поеду туда». И я отсутствовала здесь семь лет. Братовья были моложе меня, но оба умерли, и остались у меня в Новосибирске только троюродные племянники. Это такая далёкая родня! И дочь мне сказала: «Мам, давай назад. Возраст всё-таки».
Вернувшись, Людмила Петровна начала подыскивать себе новую квартиру, но даже полуторку в отдалённом районе позволить пенсионерке непросто.
— Я вернулась назад и посмотрела всё: «Вишнёвую горку», «Парковый» по газетам, сколько что стоит. Думаю: «Боже мой! Неподъёмные уже цены». Дочь и говорит: «Придётся в коммуналке тебе комнатку купить», — рассказывает Людмила Петровна.
От коммуналки пенсионерку спасло Чурилово. Увидев рекламу по телевизору, Людмила Петровна решила купить маленькую студию за 650 тысяч — пусть и небольшое, но отдельное жильё. Первое впечатление оказалось обманчивым, уверяет нас героиня. Свою студию она со временем полюбила.
— Мне пиры здесь не справлять. Приедет дочь, посмотрит, как у меня дела. Да всё прекрасно! Всё необходимое поставила, и всё. Диван у меня двуспальный, он раскладывается. Дочь иногда даже заночует. Ей очень нравится, и мне тоже, — объясняет Людмила Петровна. — Холодильник у меня стоит, плита на две конфорки есть, стол обеденный, шкаф платяной, шкаф посудный и шкаф для документов. В прихожей у меня тумбочка и диванчик, чтобы удобно одеваться. Всё! Мне этого достаточно. Главное — я никому не мешаю. Я уже нажилась жизнью детей — учёба, институты, свадьбы, встречи, расставания. Это всё я уже пережила.
Всю мебель, рассказывает пенсионерка, она привезла с собой, из нового купила только диван и душевую кабину в ванную комнату.
— Я лежать не могу в ванной, возраст уже не тот. А душевую кабину поставила, и теперь я в восторге. Самое главное — она небольшая, убираться поменьше, — перечисляет плюсы Людмила Петровна.
Уют студии придают коврики, текстиль и светильник в виде икебаны. Сделать обжитым Людмила Петровна умеет даже казённые комнаты, что уж говорить о постоянном жилье.
— Муж военный, где мы только не были! Он идёт представляться командованию, а я за два часа из любой квартиры делала такой офис красоты! — улыбается Людмила Гришина. — Он приходит и не узнаёт. Раньше, знаете, ни ковров, ни посуды особо не было, а у меня ситчик, коврики простые. Я сразу стол белой скатёрочкой накрывала, мебель солдаты приносили, всё это я закрывала. Он приходит и говорит: «Люсёчек, это мы, что ли, здесь будем жить?» Я говорю: «Да! Мы». Вы знаете, он служил, и я служила.
Таких квартир, рассказывает Людмила Гришина, в подъезде не меньше десятка. Под ней ремонт заканчивает молодая семья — мать, отец и маленький ребёнок. Наверху живут пенсионеры и студенты. Со многими из них Людмила Петровна успела подружиться — вместе прогуливаются возле подъезда в хорошую погоду, обсуждают новости.
— У каждого здесь своя история, — рассказывает руководитель отдела продаж компании-застройщика Маргарита Ковалевская. — Мужчина покупал студию, когда у него дом сгорел, и он жил в гараже. Женщина покупала, которая жила в колясочной. Родители покупают студентам из области. Бабушки очень любят у нас такие квартиры. Как-то к нам пришла женщина и сказала: «Спасибо большое тому, что придумал эти планировки, потому что вы помогаете людям выйти из каких-то ситуаций».
Дизайн квартир-студий площадью в 15 квадратных метров, рассказывает Маргарита Ковалевская, она продумывала сама — выбирала обои, линолеум. Небольшие квартиры должны были стать конкурентным преимуществом, ведь в Чурилово работали несколько застройщиков.
— Мы купили землю у «Речелстроя», участок был высвобожден от дольщиков, «чистый» полностью. И тут уже был запроектирован дом. Я начала думать над этим домом и решила, что ни у кого в Челябинске таких [компактных] квартир нет. Почему бы не попробовать? — объясняет Маргарита Ковалевская. — Над нами сначала все смеялись, а потом эти квартиры начали пользоваться спросом.
Именно на этой формулировке — «компактная», а не «маленькая» — настаивает застройщик. Микростудии у челябинцев пользуются популярностью — уже продано и заселено больше 80 квартир.
— Часто приходят женщины, которые живут с пожилой мамой. Она её и одну оставить не может, и жить с ней уже не может. И вот она выбирает между полуторкой и двумя такими студиями. Покупают их рядом — вроде и мама под боком, и раздельно живут, — рассказывает руководитель отдела продаж ООО «Столица». — Ещё у нас их очень любят покупать под материнский капитал. Они свои деньги доплачивают, и банк перечисляет 453 тысячи маткапитала. То есть они добавляют всего 200 тысяч и реализуют таким образом материнский капитал.
Впрочем, квартиры небольшого метража для Челябинска — не сенсация. Среди объявлений о продаже жилья найти можно и более компактные студии — по 14, 12 и даже 11 квадратных метров. Причём многие из них — на вторичном рынке: это бывшие колясочные или приватизированные комнаты в общежитиях. Одну из таких квартир мы находим на улице Культуры в доме 1972 года постройки. Кирпичный, трёхподъездный, он выглядит как типичное советское общежитие.
Кирилл квартиру на Культуры, 98а купил в январе 2010 года, но ещё накануне 10-летнего юбилея задумался о её продаже. Для первого собственного жилья, объясняет челябинец, этот вариант идеален, но со временем хочется чего-то более просторного.
— До этого я жил с родителями, комнату делил с сестрой, — объясняет парень. — Там двухкомнатная, мама в одной комнате, я с сестрой в другой. — Я несколько лет был так счастлив! Я и сейчас счастлив, но расширяться всё равно надо.
Купить студию, вспоминает Кирилл, помогала семья. Тогда обошлось без ипотеки — часть денег ему дала бабушка, ещё часть занимали у знакомых. Потом отдавали долг и параллельно делали ремонт.
— Квартира выглядела совсем иначе, здесь был плохой ремонт. Здесь даже душа не было! — улыбается Кирилл. — Вместо душа была кладовка, и вход в неё был со стороны комнаты. Мы продалбливали [из туалета] стену, а из комнаты закладывали всё кирпичом. Я целый год жил без душа, постоянно ходил мыться к бабушке — она тогда жила на Кудрявцева. И когда стиралки не было, часть стирал вручную, а часть тоже к бабушке носил, чтобы постирать в машинке. Проводку тут меняли, батареи и трубу к ней, потому что здесь был хомут, и я боялся, что он прорвёт.
Из мебели, вспоминает парень, от предыдущих владельцев практически ничего не осталось. Обставить квартиру ему тоже помогала семья. Расположение шкафов и дивана он за 10 лет менял несколько раз, пока не нашёл для себя оптимальный вариант.
— Когда я переехал, диван стоял вдоль окна. Напротив тогда была кладовка, а на краю стоял столик раскладной. Слева от окна у меня стояли компьютерный стол и телевизор. И я ещё сделал из досок импровизированную вешалку — и всё, — вспоминает Кирилл. — Потом уже всё выкинул и новое заказал по индивидуальным меркам. Предварительно рисовал проект, что мне нужно, потом приходили замерщики, делали мебель.
Коридора в квартире Кирилла нет даже схематически. Стоит зайти в квартиру — и сразу холодильник. Просто общая площадь студии — 12,6 квадратных метра, балкона нет. Так что и разгуляться особо негде.
— Поначалу было очень даже хорошо, а потом начал осознавать все минусы проживания на такой маленькой территории. Минус в том, что много гостей не разместишь, много вещей не вместишь. Например, велосипед не поставить. Зато плюс в том, что уборки меньше. Около часа занимает полная уборка квартиры, — рассуждает Кирилл.
Ещё один плюс — низкая по челябинским меркам квартплата. Зимой все платежи укладываются в полторы тысячи рублей, летом — в тысячу. Кстати, стиральную машинку Кирилл себе со временем купил — с вертикальной загрузкой.
— Я рассматривал вариант узкой машинки, но эта мне показалась более удобной. Маленькую машинку сложно найти, а с вертикальной загрузкой их много, — рассказывает челябинец. — Можно, конечно, было найти на полтора килограмма навесную.
— Я у одних клиентов такую видела, — рассказывает риелтор Кирилла Ольга. — Там прямо над туалетом стиральная машинка!
Но такой вариант всё-таки подойдёт для самых бесстрашных людей.
От идеи с большой плитой Кирилл тоже отказался сразу. Поставил в зоне кухни плитку на две конфорки и мультиварку. Парень работает поваром, так что даже при спартанском наборе техники приготовить может многое.
— Я даже запеканку делал в мультиварке, хлеб пёк, — рассказывает Кирилл. — Но всё-таки духовка лучше.
Новую квартиру — попросторнее — челябинец себе уже присмотрел. Хочет переехать в полуторку возле «Сада Победы». Там и кухня будет просторнее, и комната отдельно.
— Всё необходимое для минимального комфорта у меня тут есть, а так я бы не сказал, что сильно комфортно. Поэтому и расширяюсь, — резюмирует Кирилл.
Для небольших квартир есть и своя терминология. Например, в советское время существовало понятие «гостинка», или «комната гостиничного типа». Так называли отдельные квартирки c кухней, небольшой комнатой и совмещённым санузлом, где стояла душевая или сидячая ванна. Ещё один советский вариант — это «полугостинка». В такой квартире не было отдельной кухни, для приготовления пищи просто выделяли отдельную зону в комнате и подводили туда нужные коммуникации. Теперь на смену им пришли «путинки». Термин появился в 2015-м, когда появилась идея застраивать страну малометражными квартирами. Предполагалась, что общая площадь будет 18 квадратных метров. А спустя год квартиры небольшой площади высмеял вице-премьер (на тот момент) Игорь Шувалов.
Многим слова Шувалова совсем не показались смешными. Тем более что ютиться в маленьких квартирах приходится тысячам россиян. Каждый год риелторы составляют рейтинг самого малогабаритного жилья в России. В 2019-м первое место заняла студия из Казани площадью в 12 квадратных метров в кирпичной пятиэтажке, за которую владелец надеялся получить 1 миллион 350 тысяч рублей. Челябинску тут есть за что спорить. На рынке жилья сейчас есть даже квартиры площадью 11 квадратных метров.
— Одна из них расположена на окраине города в Тракторозаводском районе по улице ОПМС, 3. И стоит всего 300 тысяч рублей. За эти деньги новому собственнику обещают цветущие сады, тишину, свежий воздух, дружных соседей и атмосферу СССР, — рассказывают аналитики проекта «Этажи». — Вторая квартира-малютка расположена в центре города на первом этаже десятиэтажки по адресу: улица Энгельса, 95 и стоит почти в два раза дороже — 580 тысяч рублей. За эти деньги новый собственник получит квартиру с готовым евроремонтом. Единственная сложность — купить её можно только за наличный расчёт.
Впрочем, эта сложность в итоге оказывается не единственной. Оказалось, что заехать сразу после сделки в студию не получится, ведь пока это часть большой трёхкомнатной квартиры. И только после подписания договора там начнут делать большой ремонт.
— Смысл в чём: есть квартира большой площади, которую собственнику сложно продать. И ценник обычно из-за особенностей таких квартир ниже. Четырёх- и пятикомнатные квартиры люди обычно не могут продать за интересную для них цену. В этом случае мы схематично делим квартиру на студии, — объясняет риелтор Геннадий Устинов. — После сделки начинается этап ремонта. Ставятся стены под санузлы, разводятся коммуникации, делается черновой ремонт. Чистовой делается в общем коридоре, чтобы собственники не заморачивались. Можно и в комнатах чистовой, но уже по согласованию с собственником.
По такой схеме, рассказывает Геннадий, его компания работает уже пять лет — на московском и петербургском рынке жилья, а вот для Челябинска подобный формат в новинку, и люди с опаской относятся к предложению. Хотя по факту, уверяет риелтор, все останутся в выигрыше: покупатель получит отдельное жильё, продавец — хорошую цену, посредник — прибыль.
— Сначала мы оцениваем по плану, подходит ли квартира: нужен общий коридор, не должно быть проходных комнат. Это может быть первый этаж или второй, но с нежилым помещением внизу. Тогда каждую комнату можно делить на студии, ставить дверь отдельную из общего коридора, ставить в каждой студии санузел и душ, по СНИПам это разрешено, — уточняет Геннадий Устинов. — Здесь упрощённый вариант оформления, потому что продаются доли существующей квартиры, и человек получает на руки два документа. Это договор купли-продажи и так называемое соглашение между собственниками, в котором прописано, что никто друг другу не может препятствовать в дальнейшей продаже, сдаче, прописке и так далее. Это дополнительный документ, который является неотъемлемой частью договора. И человек, который покупает долю, заведомо с этим согласен.
А как вы относитесь к малогабаритному жилью?
Живёте в необычной квартире или доме? Присылайте сообщения на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.