74.ru продолжает проект об иностранцах, которые живут на Южном Урале. Наш следующий герой — иракский курд Бейджан Омар, который учится в ЮУрГУ.
Бейджан вспоминает: когда в феврале 2012 года он приехал в Челябинск, здесь стояли трескучие морозы до минус 35 градусов. Но сомнение: «Зачем я сюда приехал?» — ушло через пару дней. После того как молодой человек впервые встал на горные лыжи, он с нетерпением ждёт снега. В университетском общежитии с ним квадратные метры разделяет его соотечественник Альнахидх Мохсин.
Если вы и ваша семья переехали жить в Челябинск из другой страны и хотите рассказать о себе, вашей судьбе, традициях и семейном укладе, пишите на почту Написать письмо с пометкой «Иностранцы в Челябинске», и мы обязательно напишем про вас в нашей рубрике.
— Студенты часто готовят пельмени из магазина: придут, воду нальют, забросят пельмени, и через полчаса готово. Мне не нравится такая еда. Люблю, когда приготовлено с любовью, — отмечает Бейджан.
Молодой человек и другие студенты-иностранцы нередко угощают своих соседей блюдами национальной кухни. По нашей просьбе Бейджан продемонстрировал мастер-класс по приготовлению долмы — это что-то вроде наших голубцов, только меньшего размера, а вместо капусты чаще всего используются виноградные листья. В них заворачиваются фарш и рис. Но, как пояснил наш герой, вместо листьев можно использовать перец, картофель и даже лук. Оказалось, что все ингредиенты (даже виноградные листья) можно купить в челябинских магазинах, правда, специи Бейджан привёз из дома.
Бейджан отмечает, что русские студенты для своих 20 с небольшим лет очень самостоятельные: успевают и учиться, и работать, а также стараются отделиться от родителей.
— У нас, пока не женишься, родители не разрешают отдельно жить. Девушкам тем более, — отмечает он. — Считается, быть свободным плохо для воспитания. Человек может делать что хочет, дружить с нехорошими людьми, никого не боится.
— Как же вас отпустили? — спрашиваю я.
— Родители понимают, что я здесь учусь, — ответил он.
Вдали от своей родины Бейджану пришлось с нуля учить русский язык, в том числе сложные технические термины, привыкать к жизни в общежитии. Он отмечает, что большую помощь оказали преподаватели вуза, именно поэтому он остался учиться в магистратуре ЮУрГУ. После получения диплома хотел бы продолжить жить в России. Кроме того, здесь у него появилась девушка.
— Ещё окончательно не решили, в каком городе и стране будем жить. Я и сам не думаю, что моей девушке будет нравиться в Ираке, — говорит он. — Когда начинаешь рассказывать про Ирак, люди боятся, думают, что у нас война. Но это не так. В городе Эрбииль (на севере страны), где живёт моя семья, всё спокойно. Война есть на границе.
— Ваша жена должна будет сидеть дома и ходить в платке?
— Заставлять не буду, если сама не захочет, — отвечает он. — То же и с работой. У нас почему многие не работают? Раньше были большие семьи. Например, у меня шесть братьев, разница в возрасте между нами — год-два. Надо было нас собирать в школу, стирать, готовить. Это очень сложно.
Интересно, что несколько соотечественников нашего героя, которые также приезжали сюда учиться, женились на челябинках и остались на Южном Урале.
В течение нескольких лет жизни в Челябинске Бейджан старается узнать и местные традиции: побывал на Сабантуе, каждый год ходит на салют в честь Дня города и на площадь Революции в День Победы. Мечтает посетить парад 9 Мая на Красной площади в Москве.
— У каждой нации своя история. Я уважаю победы этой страны и праздную вместе с русскими 9 Мая, — добавил он.
— Сегодня возникает очень много споров вокруг архитектурного облика Челябинска: урбанисты стараются защитить старые здания, а коммерсанты — снести всё и построить новые. Вы как будущий архитектор что думаете?
— Мне очень нравятся старые здания на Кировке и проспекте Ленина. Если их не станет, не будет связи с прошлым, город будет не таким уютным. Но есть много типовых зданий, как наше общежитие, — улыбается он. — Постепенно вместо них можно строить современные и стильные.
Ирина Фадюшина