8 Марта мужчины дарят женщинам цветы, конфеты, ювелирные украшения и окружают дам заботой, хотя изначально праздник учреждался слабым полом для борьбы за свои права. О смене риторики торжества с революционного на ванильно-девичий, положении слабого пола в обществе и отношениях с мужчинами мы поговорили с одной из руководительниц феминистского движения в Челябинске Софией Раевской.
— Изначально 8 Марта был учреждён для борьбы женщин за свои права: они устраивали митинги, стачки, забастовки, привлекали внимание общественности к своим проблемам. Сейчас праздник трансформировался и оставляет впечатление большого уныния у нас, челябинских феминисток, — призналась София Раевская. — Женщины принимают поздравления с днём весны, красоты и нежности, принимают цветочки и конфетки вместо того, чтобы заниматься делом. Праздник превратился в полную свою противоположность — женщинам указывают их место, лишний раз акцентируют внимание на слабости и хрупкости.
Феминистки отрицательно относятся к такому формату поздравлений, но отмечают, что поздравлять с 8 Марта дам нужно. Главное — делать это правильно.
— Женщина — это то, на чём в основном держится общество: ей приходится быть сильной, тащить на себе работу, семью, — уверена соруководительница челябинского фемдвижения. — При этом они умудряются оставаться прекрасными людьми. Я очень много знаю женщин, которые, по идее, должны задыхаться от нехватки времени, но всё успевают. Поздравлять с праздником нужно, но иначе. Мужчинам следует говорить: «Поздравляю с Международным днём солидарности женщин в борьбе за свои права» и предлагать им поучаствовать в этой самой борьбе.
Челябинские феминистки не призывают отказываться от отношений с мужчинами. В организацию вступают после собеседования, и наличие мужа не является основанием для отказа — в ряды феминисток такого человека примут. Бороться предлагают не с мужчинами, а с системой.
— Все беды не от мужчин, а от сложившегося политического устройства, которое называют патриархатом, — считает София Раевская. — Так уж получилось, что мужчинам он выгоден. Многие, понимая или не понимая это, держатся за свои привилегии. А некоторые женщины не осознают, что такой порядок вещей неплохо бы исправить. При этом не могу сказать, что адекватных мужчин — поддерживающих феминизм — нет. Уже можно утверждать, что вырастает их новое поколение, которому будет стыдно вызывать по выходным проститутку, говорить об этом или считать, что место женщины на кухне. По факту равноправие женщин и мужчин не достигнуто, но общественные предрассудки искореняются. Люди как будто начинают просыпаться и открывать глаза. При этом общее положение женщины в России — в финансовом плане и в вопросах юридической защищённости — становится только хуже. Маленькие уступки, законы, которые женщины стараются себе выбивать, сейчас абсолютно ни к чему не ведут. Потому что права не дают, их отбирают.
Оскорбления в адрес мужчин челябинское фемдвижение считает неуместными и призывает участниц сообщества к нейтралитету и здравому смыслу.
— Цель феминизма — в первую очередь доказать самим женщинам, что они имеют права и должны за них бороться, — говорит Раевская. — Хотя я понимаю феминисток, которые могут оскорбительно выразиться в адрес мужчин. Потому что большинство женщин ощутило на себе негативное влияние патриархата. Оскорбления — это ответная реакция на многолетнее притеснение, когда женщина считалась вещью, прислугой и так далее.
Челябинские феминистки хотят открыть глаза людям на современные проблемы женщин. София Раевская утверждает, что их много, и они не решаются. В качестве примеров неравенства приводит ограничения в свободном выборе профессии и праве на прерывание беременности, удешевление женского труда по отношению к мужскому, отсутствие действенного закона для защиты от домашнего насилия и другие.
— Работодателей нужно обязать выплачивать равную зарплату, — рассуждает феминистка. — Доход у женщин составляет сейчас всего 58% от мужского, а зарплата, если не ошибаюсь, ниже на 30%. К женщинам применяют всякие предрассудки: что она хуже работает, может внезапно уйти в декрет, что у неё могут быть месячные или гормональный взрыв, который помешает работе. Работодателям выгодно женщинам платить чуть меньше. К тому же нас учат не возмущаться, быть скромнее, тише. В итоге женщины разучились бороться и отстаивать свои права: отстаивать свои кровно заработанные деньги, которые у них ещё и отнимают. Не хватает закона, который бы регулировал в Трудовом кодексе и устанавливал чёткий контроль за равным уровнем зарплат. Считаем, что нужны гораздо более жёсткие законы и в отношении сексуальных преступлений.
Феминистки выступают против проституции, но за «шведскую модель» в доработанном виде. Суть в следующем — нужно наказывать за торговлю телом не женщину, а клиента и сутенёра.
— На этот аморальный путь женщины вступают от безденежья, — считает София. — Именно бедность нужно искоренять. В Челябинске много спа-салонов, которые по факту являются легальными борделями. Мы писали об этом практически в каждом дворе, но при этом всем как будто наплевать. Куда смотрят правоохранительные органы, я не знаю. Мы пытаемся привлечь внимание к этому.
С мнением участниц движения много кто не согласен. Челябинцы срывают листовки феминисток, жгут их и присылают фото- и видеоотчёты об этом.
— Они смеются над нами, говорят, что мы страшные, что мужчин у нас нет, — добавила София Раевская. — С позиции консерваторов женщина должна быть красивая, замужем, на кухне и с детьми. А мы к этому не стремимся, поэтому их очень раздражает наша деятельность.
Трудности и неодобрение общества женщин не пугают. Они продолжают взращивать в обществе активную гражданскую позицию. В будущем хотят снять фильм о жертвах домашнего насилия, развить движение в других регионах и привлечь к существующим проблемам внимание мужской половины населения.
У вас есть интересная история, связанная с 8 Марта? Пишите нам на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74.