Южноуральские верующие написали письмо патриарху Кириллу с просьбой защитить их от произвола со стороны епископа Троицкого и Южноуральского Пармена. По словам прихожан и священнослужителей, владыка позволяет себе скабрезные шутки в их адрес и небогоугодные дела. Как утверждают авторы письма, Пармен поднял в два-три раза церковный оброк для приходов и прямо во время поста разорил один из храмов. Подробности — в материале 74.ru.
Троицкую и Южноуральскую епархии Пармен возглавил в апреле этого года, сменив уехавшего в Челябинск епископа Григория. И одним из первых решений на новом посту, рассказывают наши источники, было повышение церковного оброка — обязательных платежей, которые перечисляют приходы. Но обсуждать проблему в открытую священники боятся, опасаясь санкций со стороны Пармена, поэтому разговаривать они согласились только на условиях анонимности.
— При назначении в нашу епархию он буквально с первых недель, с первых дней начал поднимать взносы практически на всех приходах. Причём взносы совершенно необоснованны — в сельских территориях, где сложно собрать любые финансовые средства с прихожан, — рассказал 74.ru один из священников. — Сами понимаете, храм нужно содержать, ремонт делать, куда-то их ещё и отправлять. А тут без каких-то оснований создали ревизионную комиссию как некий карательный орган, проехались по епархии, назначили взносы.
Так, по словам духовенства, взносы назначили даже тем приходам, которые раньше были от них освобождены. Например, настоятелям, которые только начинают восстанавливать храмы или активно занимаются благотворительностью, содержат приюты.
— У нас есть храмы, которые только-только собираются строиться, и люди приходом собираются в неком таком вагончике. Грубо говоря, стоит вагончик — и рядом фундамент, где закладывать храм надо будет. А тут появились взносы в пределах 10–20 тысяч и до 50 тысяч ежемесячно, — уточнил наш источник. — Те храмы, где платили по 70, теперь должны платить сто тысяч с чем-то. Такая ситуация. И это на фоне того, что прихожан больше не становится.
Причём эти взносы — только часть обязательных платежей. Помимо этого, уточняют священники, они обязаны ещё и покупать товар на епархиальном складе, то есть свечи, иконы и прочую утварь. Объём закупок чётко регламентирован.
— От назначенной суммы на 50 процентов нужно в обязательном порядке купить товара. Продастся он, этот товар, или не продастся, как ты будешь его реализовать, [неважно]. Назначено, допустим, кому-то 50 или 100 тысяч взнос, ещё на 50% обязательно набери товара. Тяжёлая ситуация в этом плане, — рассказывают в епархии. — Видимо, нужда какая-то у него своя, и не смотрит он — есть возможность у прихода или нет. Назначают — и плати. Нужно ведь ещё встретить зимний период, и как они будут оплачивать это? Тоже проблема. Платить взносы и содержание. Храм — это ведь не просто дом, там своды, и тепло уходит под купол. Это колоссальные суммы — и неважно, газ это, электричество или центральное отопление. Дичайшая ситуация.
В целом система обязательных платежей — устоявшаяся, рассказывают в епархии. На Руси такие взносы называли десятиной, поскольку они составляли десятую часть от доходов храма. Но сейчас, жалуются священнослужители, речь идёт о неподъёмных для них суммах. В Троицкой епархии даже рассказывают, что в Татарстане, где раньше служил Пармен, настоятели были вынуждены брать кредиты, поскольку просто платить установленные суммы были не в состоянии. На Южном Урале таких случаев нет — пока.
Есть и ещё один обязательный вид платежей, уточняет духовенство, — благодарность за визит.
— Святейший Патриарх запретил брать за службы деньги. Приезжает епископ служить в какой-нибудь храм, и благодарность есть такая — вынужденная, когда устанавливается такса определённая. Вот епископ приехал — заплати ему какую-то сумму. Патриархом это запрещено — поборы со стороны епископа. А Пармен всё равно вынуждает эту благодарность выплачивать — деньги за свои наезды, — рассказывают священники. — Причём назначает — жди меня в следующем месяце или на следующей неделе. Приезжает на службу, и священник обязан выплатить ему за те полтора часа, что он служил, приличные суммы. Кто этого не сделает, у того будут проблемы. Ещё одна финансовая удавочка.
В письме к патриарху духовенство уточняет: «гастрольный сбор» достигает 50 тысяч рублей за каждый визит. И добавляют: тех, кто ослушается, ждёт наказание.
— В одном из наших городских храмов был настоятель. Приехал к нему Пармен, и, видимо, вручил за службу отец не ту сумму, на которую [епископ] рассчитывал. Взятку не ту дал, понимаете? Ожидалось больше — и священника отправили в сельский район, — рассказал нам источник в духовенстве. — Пармен ставит пример, что кто-то ему в каком-то храме платит приличные суммы — 30–40 тысяч за визит. И вот он ставит такие условия другим храмам. Соответственно, [тот священник] дал ему пять тысяч, например, а он его взял за это и снял. Это показательно было, чтобы все другие видели, насколько всё серьезно. Он сам говорит: «Патриарх запретил, но вы мне платите, вы не обращайте внимания».
— Епископ напутствует подчинённых бахвальством: «Учитесь зарабатывать деньги! Я к вам приехал и уже заработал», — цитируют Пармена в письме к патриарху. — Форменное святотатство.
Помимо епископа, как утверждают авторы письма, «отблагодарить» во время таких визитов нужно также и его свиту.
— Там приезжают дьяконы, иподьяконы, надо каждому тоже что-то дать. Всем конверты раздать. И настоятель, когда узнаёт, что к нему едут, ходит в холодном поту и думает, где ему собрать средства на всю братию. Наигранная радость есть, а на самом деле это же форменный грабёж, — объясняют в епархии. — Надо же ещё сделать трапезу. И не просто покормить, а надо изысканно. Люди же привилегированные — епископы. Такая нагрузка очень удручает.
— Пармен, к слову, питается в ресторанах и заказывает там еду. И икра, и деликатесы там, как маргарин для пенсионерки. А сейчас пост вообще идёт, — возмутились в епархии. — Это вообще нарушение принципа любви, который должен быть в церкви. Если я хочу тебе дать, и у меня много, я тебя одарил подарками. Но если у меня нет, то я просто рад, что ты приехал и послужил. Или по возможности что-то дал. А тут назначают какие-то суммы.
Ссылки в отдалённые приходы, уверяют в троицком духовенстве, стали рычагом давления на священников.
— Почему так происходит? Вот есть, например, многодетный батюшка, у которого семь–восемь детей. Если его перевести в какой-то приход деревенский, где три дома и две бабушки, он с чем там жить будет? Чем детей кормить? — рассуждают представители духовенства. — Ему условие ставится — выплачивать деньги, и он вынужден выплачивать.
— Все боятся бесчинств епископа Пармена. Он одного батюшку перевёл служить в село. Тот был настоятелем храма, благочинным округа, духовником епархии, активно занимался общественной деятельностью, был награждён премией «Человек года — 2014», — рассказывают прихожане. — И Пармен его снял только за то, что он не смог дать требуемую сумму в назначенный срок. А откуда взять эти тысячи, если в нашем городе на службы ходят в основном пенсионеры? Вот и боится православный народ епископа, хотя православные должны бояться только нарушений Божиих заповедей, а не Пармена. Вот такие у нас настали горькие времена.
— Многие священники как узнали, что едет епископ Пармен, по горячим следам быстренько уехали отсюда. Поэтому он, приехав на нашу уральскую землю, ощутил кадровый голод — священников нет. Это некий фактор, который сдерживает его в действиях. Сильно шашкой-то он не машет. Пугает, но служить-то некому, — уточнило духовенство. — В городе Троицке не хватает священников для служения, приглашают из других городов. Даже в кафедральном, самом главном храме города — Свято-Троицком соборе — служат священники из Южноуральска, Еманжелинска, потому что в Троицке некому служить. И кадровый голод сдерживает его амбиции, его аппетит.
С апреля отток кадров прекратился, уточняют в епархии, и вовсе не потому, что священники хотят остаться.
— Сейчас, когда он пришёл, возможности перевестись нет ни у кого. Если он не даст отпустительную грамоту, священник не может взять и переехать. Это не как на светской работе — уволился, две недели отработал и пошёл. Тут если не дают отпустительную грамоту, не отпускают, священник не может быть принят в другой епархии. И вынуждены люди страдать и мучиться, — рассказал источник 74.ru. — Он прямо сказал: «Кто попытается уйти, я никого не пускаю. Только без права служения, со снятием креста». Он как архиерей, как епископ имеет право запретить служение, и, соответственно, священник не может служить нигде уже.
Для священника запрет на служение — самое страшное наказание. Впрочем, пугают и епархиальных работников.
— Тех, кто в храме работает, в лавке, бухгалтерии. Люди работают честно, много лет, и при других епископах, а тут идёт запугивание: «Вы воры, вы такие-сякие, я просто так вас не уволю, только через прокуратуру». Хотя повода никто не давал! — возмутились священники. — И всё в таком ключе.
Последней каплей для духовенства стал скандал с переносом мощей Евдокии Маханьковой — блаженной, которую верующие почитают как святую. Тело её хотели извлечь из могилы в селе Чудиново и вывезти в строящийся храм в селе Красносёлка.
Верующие в буквальном смысле встали на защиту могилы. Посланников епархии с лопатами они ждали 21 августа в семь утра. В половине восьмого на кладбище в Чудиново действительно приехал представитель епископа, но верующим он заявил — об эксгумации речи не идёт, а его поездка из Пластовского в Октябрьский район связана с желанием отслужить молебен.
— По поводу перенесения мощей. Приехавший священник нагло врёт. С приходов втайне от всех были отправлены в Красносёлку регенты с певчими — встречать мощи Дунюшки, — рассказали прихожане. — В этом бардаке виновен епископ Пармен, который служит не Иисусу Христу, а мамоне — бесу сребролюбия. То есть сейчас руководит нашей епархией бесноватый епископ, и решения его, как мы все видим, бесноватые.
Кроме того, Дуняша Чудиновская пока не канонизирована, и попытка вскрыть её могилу без решения суда или согласия родственников — это преступление. Потомок Евдокии Маханьковой — главный врач челябинской областной больницы № 3 Олег Маханьков — об эксгумации узнал из СМИ и обратился в прокуратуру с заявлением о запрете на вскрытие могилы. После этого епископ выступил с покаянным обращением к пастве. Но верующие опасаются, что от своих планов он по-прежнему не отказался.
— На проповеди в храме Димитрия Солунского в Троицке он сказал дословно следующее: «Все священники и верующие, кто защищал могилу Дуни, неправы и глубоко заблуждающиеся люди. Если я задумал перенести её могилу, я это сделаю рано или поздно», — рассказали в Троицкой епархии.
— А перед самым скандалом в Чудиново в Красносёлке, куда собирались перезахоранивать, произошло для церковной среды немыслимое. Пармен наградил матушку Ларису (монахиню Красносёлки. — Прим. ред.) крестом. Надел, как священнику, на шею. А женщинам это возможно только в одном случае — если это игуменья монастыря. Монастыря там нет ещё, и матушка эта — рядовая монахиня. Монастырь создает и назначает даже не епископ, а Синод в Москве. Церковные посмотрели, репу почесали, пошушукались в ужасе, — рассказали в епархии. — Она только потом крест сняла, когда скандал пошёл.
Верующих особенно возмущает то, что попытка переноса мощей предпринималась во время Успенского поста — периода молитв и воздержания. В тот же период, по их словам, был уничтожен домовой храм Иоанна Кронштадтского в троицком посёлке ГРЭС.
— В Троицке по его приказу разорили храм. Разломали, разобрали и вывозят грузовиками, — рассказали в епархии. — Его не один год создавали. Зимой там были проблемы с отоплением, делать не стали. Есть версия, что Пармен бывшее здание школы, где этот храм расположен, решил продать или сдать в аренду, а при действующем храме это невозможно. Там своя паства. Народ храм очень любил, пока были службы.
— Разобрали и вывезли всё. Это печаль большая, — подтвердили прихожане. — Служб не было с января. Потому что был истопник, который запил и разморозил нам систему. Мы систему собрали, но она незапущенная была. Нужны были мужские руки. Мы прибирали вокруг храма, клумбу содержали как-то, ждали помощи.
Верующие утверждают, что несколько раз обращались за помощью к епископу и даже получили надежду, но сейчас из храма вывезено всё, что там было.
— Там такая была красота! Это настолько было с любовью сделано. Самый красивый, наверное, был храм в городе Троицке. Он был сделан с любовью, своими руками. Отец Амвросий — настоятель монастыря, его стараниями, его молитвами всё было сделано. И на его деньги. Он нам не говорил, но его знакомые сказали, что мама продала гараж, а они живут в Московской области, близко к столице — и он [на эти деньги] заказал иконостас. Поклонный крест был необычный такой! Куда он ушёл, не знаем. Было пошито всё облачение. Люди с Москвы помогали, делали, — со слезами в голосе рассказывают прихожане. — Там всё разобрано, всё расхватано, всё вывезли. И дарохранительницу вывезли. Было всё это сделано безобразно! Иконостас уже отдали в храм Сергия Радонежского. И ковры, и всё-всё-всё. Там всё чистилось и выгребалось нашими руками. Обидно до слёз. Люди просили, чтобы открыли. Там очень благостно было.
Верующие выяснили, что формальной причиной закрытия было плохое состояние здания. Много лет назад там располагалась школа, затем строение пустовало, но с появлением там храма помещения начали приводить в порядок.
— Батюшка, который раньше служил, позвонил. Спросил: «Что, крыша завалилась?» Мы сказали: «Да крыша ещё нас всех переживёт. Там две или три дырочки есть. Лист–два заменить шифера — и всё». Потом из епархии звонили: «Что, у вас крыша упала?» Но ничего не упало. А в Челябинск сообщили, что завалилось вообще всё, и закрыли нас потому, что спасали святыни. У нас же иконы со Свято-Троицкого собора. А получилось, что не спасали, а наоборот — святотатствовали, — пожаловались верующие.
Всего за несколько месяцев, уверяют священники, паства доведена от отчаяния, поэтому духовенство и прихожане решили написать обращение патриарху Кириллу.
— Практически во всей работе внутри ограды епархиального управления и общения со священниками владыку можно охарактеризовать понятием «за гранью». У него считается нормой оскорбить, унизить человека любого статуса и возраста. И в глаза и особо обильно — за глаза. И неважно, ведётся разговор тет-а-тет или в присутствии скопления людей, — говорится в обращении к патриарху. — Скабрезные шутки ниже пояса и реплики священникам из серии: «*** у тебя стоит, вот сколько детей наклепал, а служить он не может, болеет, на препаратах сидит» — это уже в порядке вещей, — говорится в письме к епископу Русской православной церкви. — Прилюдные шутки, какая работница управления чьей любовницей, по его мнению, является, безразборное необоснованное обвинение человека, что он вор, — уже не раз становились причиной многочасовых рыданий в кабинетах.
Духовенство опасается, что такое поведение епископа дискредитирует всю РПЦ и сводит на нет усилия по восстановлению храмов. Мы попросили епископа Пармена прокомментировать озвученные верующими и духовенством информацию. И приводим дословную расшифровку телефонного разговора с ним.
— Я вам скажу, что 74.ru уже так накомментировало, что больше уже… И мы, я, всё изложил в объяснении для народа Божьего на сайте Троицкой епархии. Всё ясно, понятно, определённо, — сказал епископ Пармен.
Но на сайте епархии появлялись лишь комментарии по переносу мощей. Финансовые вопросы не поднимались, напомнили мы епископу.
— Спросите тогда у этих верующих, откуда у них такая информация. Когда она будет кем-то или чем-то подтверждена, тогда и [поговорим], — заявил епископ Пармен. — Откуда источник? Знаете, я бы и вашей организации [рекомендовал], и сам уже по возрасту не всегда верю тому, что на заборах пишут. Рекомендовал бы делать и вам это. Всё осталось так же, как и было при моём предшественнике. Вас устроит мой такой ответ? Этим вопросом занимается бухгалтерия, и других изменений никаких не было. Как, где, что проходило. Ведь не я первооткрыватель епархии, и никаких иных изменений не было. Особенно для верующих. Это, во-первых, компетенция священнослужителей. И если таковые священнослужители вам могли дать на этот счёт информацию, то, пожалуйста, чтобы я мог как-то комментировать, надо, чтобы этот батюшка подтвердил, что такая информация есть. Потому что, уверяю вас, что верующие никакого доступа к информации подобного случая не имеют. То, что вы говорите, это приблизительно — я могу прокомментировать, сколько у вас зарплата. Вот. Так как я не могу это от незнания сделать, так не могут сделать это [другие]. Вот вы мне в следующий раз позвоните и скажете: «Батюшка Сидоров, батюшка иерей такой-то сказал, что ему вами повышена или понижена или предложена или как-то в иной форме [плата] за такое-то, то мы с вами тогда о чём-то будем говорить. Сегодня я не вижу почвы. Я должен комментировать то, чего я вообще не знаю, не слышал. Кто-то где-то что-то сказал. Это бабушка надвое сказала. Ещё раз говорю и объясняю вам, что, во-первых, никто из верующих информации не знает. Во-вторых, если об этом может кто-то знать, [то это] настоятель прихода. И третье — что бухгалтерия, которая была и которую я принял как управляющий епархией, сохраняет какую-то конфиденциальность. Эти поступаемые взносы, или как вы там назвали. И они хранятся в той же череде и последовательности, которая была составлена моим предшественником. Вот весь вам ответ.
Спросили мы и о судьбе домового храма в посёлке ГРЭС.
— Приходите на приём тогда — и мы с вами побеседуем. Потому что сегодня как бы… Не тот уровень, чтобы вы как-то по телефону спрашивали, а я отвечал, — ответил епископ Пармен. — Откуда я знаю, что вы с RU? Черезчениз.ру какого-то? 74? Давайте так — у меня завтра приём. Если у вас ещё [вопросы]… Потому что я вижу, сейчас я вам один ответ дал, вы мне сейчас ещё второй, восьмой, и будем мы беседовать. Поднимаете, это будет какое-то искривлённое радио. Завтра у меня приём с 10 часов утра — Троицкое епархиальное управление, улица Красноармейская, 81. До свидания.
Мы также направили официальный запрос в Троицкую епархию. Как только позиция епископа Пармена — им лично или его представителями — будет озвучена, мы её опубликуем.
Получить комментарий митрополита Челябинского Григория не удалось. Сейчас он находится в Москве и завтра примет участие в заседании Священного Синода, где, скорее всего, будет обсуждаться и вопрос по «Чудиновскому делу». Очевидно, что к епископу Пармену могут возникнуть большие вопросы.
Знаете ещё не опубликованные подробности этой истории? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.