Сегодня, 15 августа, профессиональный праздник отмечают археологи. В поисках древностей эти люди готовы месяцами работать под испепеляющим солнцем и жить в палатках без благ цивилизации. 74.ru попросил челябинских археологов рассказать о самых дорогих сердцу находках и попытались воссоздать их историю.
Куда скакал иранский шах
Челябинская ткань (VIII–IХ века нашей эры), хранится в Государственном историческом музее Южного Урала.
Лето 1959 года. Очередная смена Евгения Старикова — водителя бульдозера, работавшего на карьере возле озера Синеглазово, не предвещала ничего особенного, пока он не увидел, как из-под отвала бульдозера посыпались человеческие кости и странные вещи. Рабочий тут же заглушил мотор. Примчавшиеся археологи собрали вещи из разрушенного погребения — детали конной упряжи, металлические накладки на ремни конской сбруи, женские украшения. Из соседнего кургана, скрывавшего могилу знатного воина, тоже извлекли немало интересного. Но самой уникальной находкой оказались остатки шёлкового халата, в который был одет погребённый мужчина.
— На коричневато-золотистом шёлке рядами были вытканы всадники в полном боевом облачении, как бы следующие друг за другом. Их головные уборы были увенчаны полумесяцем. Такие мог носить только шах, — рассказывает завкафедрой всеобщей истории челябинского педуниверситета (ЮУрГГПУ), доктор исторических наук Николай Виноградов. — А сами погребения отнесены к VIII–IХ векам. История умалчивает, как попал к знатному воину иранский шёлк.
Дело в том, что с бронзового века и вплоть до строительства Транссибирской магистрали в конце ХIХ века по транзитным дорогам на Южный Урал приходили торговые караваны из Средней Азии и других далеких земель. Проезжая через области, подвластные вождям военных кочевых племён, торговцы должны были заплатить транзитную пошлину, частью которой, скорее всего, и была шёлковая ткань. Вероятно, случались и ограбления, хотя вряд ли они были выгодны для ожидавших регулярной платы за безопасный проезд кочевников.
Кто зарыл клад?
Топлёвский клад (ХII–IХ века до нашей эры), хранится в лаборатории челябинского педуниверситета.
Оказывается, суровые металлурги и кузнецы-литейщики в наших местах появились задолго до времени основания самого Челябинска и уж тем более до появления в нём нескольких металлургических комбинатов. Правда, своей работой они не наносили столько вреда, как сейчас. Работы с медью и бронзой, начиная от добычи руды до изготовления разнообразных предметов, считались магией, колдовством, а те, кто этим занимался, в глазах современников были своего рода колдунами.
— Люди бронзового века верили в волшебство. В самом деле, синяя или зелёная руда расплавляется и сверкает, как солнце, которое превращается в разнообразные предметы, растекаясь по литейным формам или изменяясь под ударами молотка кузнеца, это ли не волшебство? — рассуждает Николай Виноградов. — Если глиняные горшки делали женщины в каждой семье и это было домашнее производство, то производство металла сразу стало ремеслом избранных, поскольку металлургом и кузнецом-литейщиком мог стать не каждый — для этого нужны были разнообразные знания, которые передавались из поколения в поколение в пределах семьи.
Если металлопроизводство — дело сакральное, то и инструменты тоже считались одухотворёнными. Если они по каким-то причинам выходили из строя, ломались, то есть «умирали», их надлежало похоронить, аккуратно зарыв в земле.
Возможно, благодаря этому они и сохранились, ждали, пока школьник-археолог Роман Котляров не найдёт этот удивительный клад из восьми обломков каменных литейных форм на берегу Первого озера у окраины посёлка Тополёвка в 1985 году.
Неразгаданное зеркало
Малковское зеркало (III-IV века нашей эры), хранится в Государственном историческом музее Южного Урала.
Сегодня ни одна девушка не может представить жизни без зеркала. Те, к которыми привыкли мы, появились в XIII веке. До этого пользовались бронзовыми, которые натирали до блеска.
В начале 1990-х близ деревни Малково в Чебаркульском районе археолог Сергей Боталов нашел китайское зеркало из бронзы с узором в виде восьмиконечной звезды.
— Подобные зеркала были в Китае в эпоху Хань. На них были написаны пожелания. Узор на этом зеркале до сих пор не разгадан, — рассказывает заведующая сектором археологии Государственного исторического музея Южного Урала Зоя Валиахметова. — Такие зеркала не передают цвета — лишь внешний облик.
Аксессуары для жрицы
Гривна в зверином стиле (IV век до нашей эры), хранится в Государственном историческом музее Южного Урала.
В эпоху раннего железного века, пока древние люди не научились изготавливать изделия из драгметаллов, из золота делали фольгу, которой обтягивали бронзу. Роскошный для своего времени набор украшений обнаружил археолог Александр Таиров в селе Кичигино Увельского района. Их обладательница — пожилая по тем меркам женщина — умерла лет в 50–55 (Пенсионный фонд России бы оценил).
— На шее у женщины была гривна с изображением кабанов. На руках — браслеты из бронзы, обтянутые золотой фольгой, и бусы из сердолика и полосчатого агата, которые были привезены из Южной Индии, — добавляет Зоя Валиахметова.
Среди украшений также были бусы, изготовленные в Индии и Иране.
Горшочек-навигатор
Сосуд с пиктограммой (XVIII — XVII века до нашей эры), хранится в музее заповедника «Аркаим».
Несколько лет спустя после открытия «Аркаима» в трёх километрах от него нашли керамический сосуд, на котором был изображен план самого городища или очень схожее с ним изображение.
— Центральный квартал представлен четырьмя полями со вписанными чёрточками, а внешний изображен как лучи, расходящиеся от центрального сектора, — объясняет начальник музейного отдела заповедника «Аркаим» Мария Макурова.
Вековой контрафакт
Бутылка для минеральной воды XIX века, хранится в музее «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ.
Для аристократии XIX века Минеральные Воды были как Мальдивы для сегодняшних ВИПов. Тогда же начали продавать минеральную воду в бутылках. Купить её можно было только в аптеке.
— В историческом центре Челябинска мы нашли бутылочку из-под минеральной воды с округлым донышком — в таких обычно хранилась натуральная минеральная вода, так сказать, для сохранения природного газа, — уточняет заведующий музеем «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ Юлия Васина.
Когда историки начали разбираться, кто такой Гельмих, чьё имя было написано на стекле, оказалось, что у него был завод, где минералку делали в искусственных условиях. При этом производители не постеснялись разлить продукцию в бутылки для натуральной.
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала ЮУрГГПУ, Государственному историческому музею Южного Урала и музею «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ.
Если вы хотите поделиться интересной историей, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».