Громкий заголовок, не правда ли? Но вот если разобраться, то в деятельности главного тренера «Трактора» в нынешнем сезоне было много параллелей с чудесами Христа. Валерий Константинович исцелял немощных, обращал воду в вино и даже воскрешал мертвых – как же тут не впасть в религиозный экстаз?
Превращение воды в вино
«Трактор» традиционно не самая звездная команда лиги. По громким именам черно-белые рядом не стоят с такими клубами, как СКА, ЦСКА, «Ак Барс». Но Валерий Белоусов заставил собранный по крупицам состав играть как сборную СССР. В Челябинске нынче даже средние игроки выдают максимальную эффективность. Тренер сумел привить подопечным кружевной и комбинационный хоккей, от которого в восторге все эксперты. Сделал вино из воды. Лишь в финале роботы Олега Знарока мелким фолом и предельной жесткостью при лояльном судействе сумели остановить «Трактор».
Исцеление расслабленного
Не знаю, насколько в расслабленном состоянии в «Трактор» больше года назад приехал Дмитрий Рябыкин, но под руководством Валерия Константиновича он встал и пошел. В нынешнем плей-офф защитников, равных ему, было мало. Да и вообще вся оборона челябинцев выглядела выше любых похвал. Особо отметим Евгения Катичева – одного из лучших силовых защитников в мире на данный момент. Скромный паренек, который пришел несколько лет назад в «Трактор» из «Мечела», за пару сезонов превратился в монстра, питающегося страданиями и болью соперников. Думаю, нарезку силовых приемов Катичева из нынешнего плей-офф можно запускать в кинотеатрах как самостоятельный блокбастер.
Исцеление сухорукого
Петри Контиола играл в плей-офф с одной рукой. Вторая отказала задолго до последнего матча. И при этом финн не только выглядел достойно, но и умудрился поделить звание лучшего бомбардира с питерским «армейцем» Виктором Тихоновым. Далеко не один Контиола играл с серьезной травмой. В плей-офф на лед не выходят только мертвые. Все, кто мог стоять на коньках и держать в руках клюшку, были в составе. Люди с переломами костей и разрывами связок тут не считались нетрудоспособными.
Исцеление бесноватого
Андрей Костицын был очень хорош в первых матчах после своего прихода в «Трактор», но потом огонек в глазах его погас. В плей-офф он вообще долгое время был главным антигероем. Нулевая результативность и необоснованные удаления – вот что мы видели в его исполнении. Не знаю, каким образом, но Белоусову удалось изгнать бесов из мятежной белорусской души. И Андрей преобразился. Победная шайба в серии против «Ак Барса» и хорошее взаимодействие с партнерами в финальной серии обеспечили ему индульгенцию в глазах болельщиков.
А вот Евгений Кузнецов из фаворита трибун стал врагом номер один. В регулярке Женя много забивал и стал лучшим бомбардиром команды, а в плей-офф результативность ушла. При этом Кузя не играл хуже, просто старался быть командным игроком, делиться шайбой с партнерами. Но это негативно сказалось на его статистике. Тут же начались обвинения в звездности. Я с ними не согласен. Скорее, имела место ситуация, когда наши ожидания – это действительно наши проблемы. Он не «выстрелил», но такое бывает. И да, он потерял шайбу в эпизоде, когда «Динамо» забивало решающий гол в наши ворота. Но пересмотрите игру Контиолы за «Металлург» два года назад – он ошибался еще нелепей и привозил себе совсем уж необязательные шайбы. Так что на месте Кузнецова мог быть любой.
Насыщение народа пятью хлебами
Еще в регулярном сезоне было заметно, что «Трактору» не хватает «глубины» состава. Менять травмированных ведущих игроков было некем. В плей-офф кадровый голод обострился. Было настолько тяжело, что защитнику Никите Нестерову пришлось играть центрфорварда. Большую часть Кубка Гагарина «Трактор» обходился без ключевого игрока – Константина Панова. Из-за травм периодически выпадали Андрей Попов, Егор Дугин, Александр Шинин. А под конец нависла угроза остаться без главного открытия сезона Валерия Ничушкина – его торопили в юниорскую сборную, куда он в итоге и улетел, но только доиграв серию с «Динамо». Валерий Белоусов не всегда мог собрать на матч четыре полноценных звена, но все равно «накормил счастьем» весь Челябинск, доведя команду до финала.
Хождение по воде
Хоккей сегодня – деятельность мало того что публичная, так еще и тесно переплетенная с политикой. И мало кому удается в таких условиях не подмочить репутацию. Валерий Константинович не просто выходит сухим из воды, он буквально ступает по поверхности медиаволн. Белоусов не скандалит, не ведется на провокации, на всю критику отвечает результатами.
Второе пришествие и воскрешение мертвых
Болельщик во мне начал умирать лет пять назад, когда я стал работать спортивным журналистом. Для болельщика же все просто: проиграли – значит расслабились, недоработали; выиграли – или все герои, или купили матч; арбитр ошибся – все, «судья продажная»! Мало знаний, много эмоций. А я видел тренировки, видел, как команда готовится к играм, видел, как происходит разбор матчей, как тренер объясняет тактику. Чем больше я узнавал, тем меньше эмоций вызывала у меня сама игра. Знание вытесняло чувства.
Окончательно моего внутреннего болельщика добил период работы в клубе. Там я узнал оборотную сторону хоккея. Работая в «Тракторе» на рубеже нулевых и десятых, я понял, о чем писал Франц Кафка, потому что сам жил в его иррациональном, искалеченном мире.
Я даже знаю дату похорон. 25 ноября 2009 года моего болельщика погребли на арене «Трактор» во время игры против «Торпедо». Когда счет стал 1:4, весь фанатский сектор в полном составе вышел с трибуны. Ни одного «фаната» там не осталось. На всем секторе ни одного человека не было. Кроме одного. Я там сидел один. Один сидел там. Я отвечал тогда в «Тракторе» за работу с болельщиками. Я ненавидел уже хоккей. Но я сидел. И напротив меня полные трибуны челябинские орали: «Всех уволить, разогнать!» Они мне орали, хоть и не знали меня. Но я все равно сидел.
Болельщик был мертв и погребен. Чтобы он восстал, требовалось второе пришествие. И пришел спаситель – Белоусов вернулся в «Трактор». Нынешний плей-офф – это очищение и воскрешение. Одна из главных команд в истории отечественного хоккея вознеслась на положенное ей место на вершине КХЛ, а я воскрес как болельщик. Впервые за несколько лет я сорвал голос на хоккее, впервые за несколько лет я искренне радовался победам и воспринимал поражения не как должное. И за это воскрешение я говорю Валерию Константиновичу и всей команде «Трактор» огромнейшее, библейских масштабов спасибо.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА и пресс-службы ХК «Трактор»