С 5 по 6 октября в Фанпарке на берегу Шершневского водохранилища состоялся первый чемпионат Челябинской области в классе яхт MX700. В эти выходные поклонники одной из самых красивых, зрелищных и молодых дисциплин увидели захватывающие гонки и встречи с легендами парусного спорта. В южноуральскую столицу приехали сильнейшие яхтсмены из разных регионов России, за медали и кубок боролись 13 команд. Как прошел первый день соревнований, рассказывали в режиме онлайн.
UPD: Вечером 6 октября стали известны итоги чемпионата. За два дня удалось провести запланированные 10 гонок, тройка лидеров выглядит так:
1 место — команда «И мы» (Челябинск), рулевой Константин Беспутин;
2 место — команда «Банзай» (Екатеринбург — Санкт-Петербург — Тюмень), рулевой Юрий Матвеев;
3 место — команда Wings (Челябинск), рулевой Марк Абдракипов.
Гонки на яхтах класса MX700 в России проходят уже несколько лет, а в июне 2024 года указом Минспорта были признаны спортивной дисциплиной. Челябинску доверили провести первый в стране чемпионат в официальном статусе.
Чемпионат Челябинской области по парусному спорту проходит на базе нового яхт-клуба «ТвояПривилегия» на берегу Шершневского водохранилища. Участники уже прошли жеребьевку, через полчаса стартует первая гонка.
На пирсе готовятся к старту более 50 участников — это спортсмены из Челябинска, Снежинска, Озерска, Екатеринбурга, Новоуральска, Тюмени, Ижевска, Санкт-Петербурга. Среди них — кандидаты и мастера спорта, чемпионы общероссийских и мировых соревнований.
Самому младшему яхтсмену — 14 лет. Это минимальный возраст по регламенту (при условии, что в команде будут и взрослые спортсмены).
Участников регаты поприветствовала Анна Кодина, первый заместитель министра физической культуры и спорта Челябинской области:
— Поздравляю всех, кто сегодня принимает участие в этом спортивном мероприятии, с тем, что эта дисциплина стала официальной. Это действительно достижение, и это ваша заслуга, ваш энтузиазм помог этого добиться. Сегодня первый старт Челябинской области по этой дисциплине.
Благодарна всем, кто развивает этот вид спорта. Вы настоящие амбассадоры, которые идут вперед несмотря ни на что. Желаю вам ветра и успешных соревнований!
Сказал свое напутствие участникам Дмитрий Жайворонок, вице-президент ассоциации яхт класса MX700 по Санкт- Петербургу, яхтсмен, мастер спорта:
— Проводили здесь раньше первые соревнования Кубка класса, и это запомнилось нам очень хорошо. И с погодой повезло, и организация была на уровне. Честно, это был лучший этап из всей серии. Естественно, мы планируем еще не раз проводить совместные мероприятия, видим, что с тех пор появилось еще больше нового, есть развитие. Уже сейчас идет формирование календарного плана на будущий год, поэтому нас ждет много официальных и других клубных соревнований.
Рад местной поддержке. Поздравляю всех с открытием чемпионата Челябинской области!
После брифинга команды отправляются готовить матчасть: проверяют настройку паруса, приноравливаются к судну. У них есть возможность помыть днище лодки — чем меньше на нем налипших водорослей, тем быстрее яхта будет передвигаться по воде.
Участники ставят грот и растягивают его по гику и по мачте. Чтобы справиться с задачей, необходимо работать в паре.
Грот — парус.
Мачта — высокий столб для паруса на судне.
Гик — горизонтальное дерево, крепящееся к мачте, по которому растягивают нижнюю часть паруса.
«Галсы подтянуть…», «Бушприт сам уходит, Володь», «Ты когда будешь убирать этот геннакер…»
Со стороны разговоры яхтсменов могут показаться тайным шифром, но участники в команде понимают друг друга с полуслова.
До старта гонок остаются считаные минуты.
Валерий Созыкин, судья всероссийской категории, тренер-преподаватель СДЮСШОР парусного спорта в Челябинске считает, что новые яхты класса MX700 — это большие возможности для развития парусного спорта, а также шанс для спортсменов продолжить свою карьеру вне класса олимпийских или детских яхт.
— Яхты безопасны, с килем, лирами, чтобы никто не выпал за борт. Но при этом они очень спортивные: здесь высокая мачта, три больших паруса. И выпускают их у нас в России, что значительно дешевле, чем заказывать из-за рубежа.
Две участницы из челябинской команды «И мы» — Диляра Ершова и Анастасия Капырина — рассказали о том, как возникло название.
— У нас не так много опыта в сравнении с другими участниками, что уж говорить о капитане нашей команды — трехкратном чемпионе мира по парусному спорту. Поэтому так и получилось… он — «И мы».
Девушки скромничают, у них уже есть третий спортивный разряд по парусному спорту. Сейчас они претендуют на второй и уверены, что участие в областном чемпионате приблизит их к цели.
Константин Беспутин, российский яхтсмен, мастер спорта международного класса, трёхкратный чемпион мира по парусному спорту дал небольшое интервью.
— О значимости сегодняшней регаты сказано уже многое — насколько важны такие соревнования и непосредственно для участников, и для региона в целом?
— Областной чемпионат — это очень статусное мероприятие, необходимое для того, чтобы локальные спортсмены, гонщики прогрессировали, тренировались, набирались опыта и в будущем могли принимать участие во всероссийских соревнованиях.
Тем более, сегодня собрались не только гонщики из нашей области, приехали гости из Екатеринбурга, Ижевска, Санкт-Петербурга. Это хорошая история для того чтобы наладить дружбу между городами, делиться опытом друг с другом.
— А то, что в областном чемпионате участвуют другие регионы, — это исключение, потому что впервые такое мероприятие проводится?
— Дело в том, что яхт-клуб открылся только в этом году и тяжело сразу же набрать большое количество сильных участников. А вот в следующем году, я уверен, на всех лодках будут только местные команды.
Мы очень сильно надеемся, что с новыми возможностями всё больше людей начнут заниматься парусным спортом, придет больше детей. Появление монотипного класса яхт дало большой толчок к популяризации этого вида спорта в других регионах, а значит, и нас ждет успех. Это не может не радовать..
— Вы сами выступаете в разных классах, не только на MX700?
— Конечно, любой профессиональный спортсмен в настоящее время гоняется на разных классах яхт по причине того, что каждая лодка и дисциплина дает по-новому взглянуть на соревнование. Разная настройка, разное количество людей — гоняемся на всем, что ходит на воде.
— Сегодня вы представляете Челябинск, верно?
— Безусловно. Я практически всю свою карьеру гонялся за Челябинск, понимал, что очень важно нести результат в свой регион, писать своего тренера во всех протоколах. Независимо от уровня чемпионата везде был написан мой первый и единственный тренер. Он же сегодня, кстати, в качестве судьи участвует в соревнованиях.
Ветер юго-западный, участники единогласно подтверждают: погода хорошая. Дистанция запланирована длинная, порядка 40–50 минут — спортсменам предстоит принять участие в 5 гонках, если не переменится ветер.
Общение между участниками осуществляется с помощью радиосвязи, но главное, на что предстоит спортсменам обратить внимание, — это флаги.
За соблюдением правил на воде непосредственно наблюдают ампайры. Они могут поднять:
зеленый флаг — значит, всё хорошо, дистанция пройдена без замечаний;
синий флаг — нарушение есть, но его можно оспорить на суше, он означает, что ампайр не заметил ошибку напрямую;
красный флаг — необходимо прокрутиться вокруг собственной оси на яхте;
черный флаг — многократное нарушение правил.