Стереотипы формируют мелочи. На дверях кабинок туалета мы с детства привыкли видеть две черные фигурки, отличающиеся только в одном. Одна из них – в юбке, а другая – без. В сознании западного человека не возникает сомнений, которая из кабинок для какого пола предназначена. Несмотря на то, что женщины уже больше века назад влезли в брюки и на улице гораздо чаще можно встретить девушку в джинсах, чем в платье. А вот мужчина в юбке – явление все еще редкое. Хотя, если оглядеть широким и непредвзятым взглядом культуру человечества, далеко не новое.
От царственных одежд римских патрициев и греческих царей у современных мужчин осталось лишь пальто да плащ. Этакая альтернатива вечернему платью у мужчин. Все кинозвезды обряжены в длинные вечерние платья, зачастую еще и со шлейфом, а если киношному мачо требуется продемонстрировать пафос – без плаща не обойтись. Так уж устроено восприятие, что длинная, широкая одежда в пол является признаком высокого статуса. А чего тут удивляться – все цари на древних фресках, шаманы, верховные (и не очень) жрецы, то есть по факту небожители, целомудренно скрывают свои ноги. Да чего там далеко ходить – вспомните изображения Христа. Тут не аутентичность важна (таки да, древние иудеи действительно штанов не знали и даже никогда не слыхивали о них), тут что-то другое.
Попробуйте представить Иисуса в джинсах – и он тут же станет обычным хиппи. Есть легенда, что свой знаменитый моностих: «О закрой свои бледные ноги» – Валерий Брюсов адресовал распятому Христу, чьи обнаженные колени показались ему неприличными. Легенда остается легендой, но...
Парижская мода 2012 года снова вынесла на подиум мужчин в трепещущих складках юбок. Теперь это уже далеко не игра, не карнавал, не эпатаж и даже не унисекс, как в далекие семидесятые и недавние девяностые. На дорожку выпустили подчеркнутых бруталов, с окладистыми бородами, пивным пузиком, одетых вполне привычно... выше пояса. Ниже трепетали складки юбок совершенно разного материала и длины. Кокетливые мини-юбочки от Рикардо Тиши, одновременно полуспортивные и украшенные яркими принтами, пайетками и кристаллами. В работах Рика Оуэнса длинная мужская юбка в пол настолько гармонирует с плащом, продолжая его, что никакого контраста и эпатажа в помине нет.
Темные одежды заставляют скорее подумать о строгих облачениях священников, чем о веселых трансвеститах из американских комедий, которые начинают плясать перед глазами среднего европейца после фразы «мужик в юбке». Лаконичные льняные платья из его коллекции, напоминающие не то длинную ночнушку, не то саван добродушного привидения с мотором, не то отшельническое рубище, стали в мужской моде чем-то совсем невиданным. Правда, пока непонятно, куда и зачем их носить.
Мужские костюмы Йоджи Ямамото отсылают ко временам Империи, когда хакама – традиционная одежда самураев – больше напоминала юбку, чем штаны. Хотя в бою была удобной. В самом деле – почему нас, европейцев, не смущают длинные одежды жителей Востока: арабов, японцев, индусов? Там, где восходит солнце, брюки (шаровары) как раз таки изначально возникли как женская одежда, и только потом до мужчин-всадников дошло, что в штанах гораздо удобнее сидеть в седле. А римские легионеры с отвращением называли штанины северных народов рукавами для ног и считали варварской одеждой, несмотря на их очевидное удобство. Гай Юлий Цезарь, Нерон, Калигула восседали на тронах, по нашим меркам, в платьях. А у кого повернется язык назвать тогу легкомысленной или игривой?
Кстати, о стразах и пайетках – ассирийский царь в свое время не стеснялся украсить подол драгоценными камнями, золотыми пластинами и слюдой. Еще не так давно для мужчин вообще не считалось зазорным украшать себя: представители высшего сословия тоннами нацепляли на себя золотые пластины и камушки размером с орех. А сейчас скромный стразик где-нибудь в темном углу мужского тела как будто кричит... сами знаете о чем. Консервативному европейцу совершенно наплевать, что в Йемене мужчины до сих пор украшают свой футу – юбку – рисунками вышивками. Скажут – что с них взять, дикари, отсталый народ! Прогуливаясь по ультрасовременному мегаполису Токио, можно встретить вполне мужественных – усатых-бородатых – представителей сильного пола в юбке. Не косплееров. Не представителей каких-либо субкультур. Не секс-меньшинств. На вопросы подобные граждане отвечают просто: «Идет мне – вот и ношу». А чего не носить-то?..
Все чаще подобный ответ можно услышать и от граждан «загнивающей Европы». Прочно прописался этот элемент гардероба и в субкультурной среде: хипстеры, готы, рейверы и прочие товарищи, стремящиеся подчеркнуть свою андрогинность или готовность сломать любые рамки, в чем бы они ни заключались, начинают, как правило, с себя. Молодежи все простительно – побунтуют да и успокоятся. Но. Модные бутики предлагают в своих коллекциях мужские юбки для повседневного ношения. Клиенты – и седые старички, и представительные дядечки средних лет.
Реакцию россиянина на сей факт можно сложно описать. От «Куда ты лезешь, старый хрен?» до «С ума они там посходили все в своих Европах!» А разгадка одна: зрелый мужчина – свободный мужчина. Всем все доказал. В жизни состоялся. И если решил, что именно юбка (килт, ныне модный, или новомодный фасон – не важно) подчеркнет его элегантность и стиль, то пошел и купил. Никто не запретит. Одна из фирм, продающих мужские юбки, встречает посетителей остроумным слоганом: «Юбка создает мужчину». Смысл даже не двойной. Знаменитые слова Готье: «Мужчина остается мужчиной, что бы он ни надел. Если, конечно, был им» – напоминают о солдатах Александра Македонского, в кожаных мини завоевавших половину мира. И не только они. Гладиаторы, римские легионеры, воины Египта и Вавилона, конники пустынь и, наконец, шотландцы были отнюдь не барышнями кисейными. Так что не надо о мужественности и женственности тут. Именно поэтому другая фраза, принадлежащая Готье, звучит так: «Если женщины носят брюки, то мужчины могут... нет, даже должны носить юбки!»
А почему нет, если исторически носили их всегда? А мода на шотландскую юбку возникла в Европе еще в девятнадцатом веке. Уже тогда шотландский модельер Эдвард Дункан категорично заявил, видимо, исполненный гордостью за национальную культуру: «Оставим юбки женщинам! Юбку придумали мужчины, и она во многих отношениях лучше брюк!»
А штаны придумали совсем недавно. До этого самые брутальные из брутальных носили чулки. С подвязками. А также колготы, леггинсы – что угодно, но только не штаны. И без нижнего белья. Это к слову о целомудренности прошедших веков, в частности Средневековья. Так что от привычных, удобных, просиженных, поношенных, с оттянутыми коленями, веками выстраданных брюк никто отказываться не собирается. Они ведь реально были прорывом! Особенно, как видно, те самые, тренировочные, фирмы «Адидас». Но, милые мужчины, вам на заметку, так, на будущее: длинная юбка, к слову, отлично скрывает кривые ноги.