Южный Урал называют краем озер — их тут больше трех тысяч. Выбрать можно на любой вкус — горькие или соленые, глубокие или мелкие, холодные или теплые. Одним озерам удается сохранить берега практически нетронутыми, на других застроен едва ли не каждый метр. Мы решили посмотреть, кто и как живет на Втором озере. У него есть слава промышленного отстойника, но мы убедились — люди там с удовольствием купаются и ловят рыбу, а берега застроены дорогими коттеджами.
Второе озеро находится к востоку от Челябинска. На самом деле это целый каскад водоемов — Первое, Второе, Третье и Четвертое. Все расположены вдоль курганской трассы. Самое известное из них, конечно, Первое — на его берегу находятся Северо-Восток и Чурилово, хороший вид на водную гладь открывается по дороге из аэропорта. Начать было бы логичнее с него, но мы пошли неочевидным путем и отправились на Второе озеро. Заранее по карте выбрали место старта, а приехав туда, обомлели.
Короткий перешеек земли и насыпь железной дороги отделяют южную часть Второго озера от его соседа — Шелюгино. Хотя в их случае можно называться братьями — воду из одного в другое перекачивали неоднократно, в том числе для доочистки промышленных стоков. Но об этом мы поговорим чуть позже.
— Окунь, чебак, карась, щука, — перечисляет нам рыбак то, что можно поймать здесь.
Кстати, этот берег Второго озера — единственный небольшой участок, еще относящийся к Челябинску. Остальную часть водоема делят между собой Копейск и Красноармейский район. Здесь же, на юго-западе озера, городская черта — садовое товарищество «Тракторосад-4».
— Долго-долго идешь, идешь, а тебе вода всё по колено, по колено, потом по пояс становится, — рассказывает нам о Втором озере садовод Людмила. — Говорят, само-то озеро глубокое, но не у берега.
Официального пляжа в этой части озера, конечно, нет. Но садоводов это не останавливает.
— Тут есть пляж на 22-й дороге — очень хороший. Люди же живут тут всё лето! Попробуйте-ка по жаре. Конечно, если стоит жара, люди на озеро ходят, — объясняет Людмила.
Участок в четвертом «Тракторосаде» семья Людмилы купила лет восемь назад — по примеру друзей, которые первыми начали тут разбивать грядки. Поливают сады из Второго озера. А вот пить эту воду категорически не рекомендуют.
— Озерная вода, она же как питьевая не используется, — рассуждает Людмила. — Вот даже в деревне у нас озеро было чистое, но никогда оттуда не пили. А тут озеро еще и цвести начинает рано из-за жары.
Заоблачными ценами на землю и недвижимость, как на Смолино, Второе озеро похвастать не может. Тут есть вполне доступные предложения. Самый дешевый вариант в «Тракторосаде» — дом площадью 27 кв. м с заросшим участком в 4 сотки — 300 тысяч рублей. Самый дорогой — 3,5 миллиона рублей: покупатель за эти деньги получает дом на 115 кв. м и участок в 8 соток.
Забор в забор с садовым товариществом находится коттеджный поселок «Солнечный берег». Просто заехать на его территорию не удается — дорогу перегораживает шлагбаум. Охрана требует оставить машину за КПП, но пешком до пляжа пройти разрешают.
Место тихое, но пока как будто не до конца обжитое. Все дома прячутся за высокими заборами, а общественных пространств на улицах нет. Единственное исключение — пляжная зона. Тут и беседка, и песок, и «пирс», выходящий в воду.
На пляже спрашиваем местных, как им живется в поселке. Молодой мужчина объясняет: место и правда удачное, но есть свои нюансы.
— Вода здесь плохая. Питьевой тут даже воду из скважин можно назвать с трудом, — рассказывает наш собеседник. — Такой водой только для бытовых нужд можно пользоваться. Если не поставите фильтров тысяч на 300, тогда не стоит [брать тут дом]. От глубины скважины ничего не зависит.
Цены на недвижимость в поселке выше садовых. Купить предлагают и участок под строительство, и готовые коттеджи. Двухэтажный дом-малютку на 48 кв. м и 7,7 сотки земли предлагают за 3,9 миллиона. Если нужен особняк на 150 квадратов и выше, цена вырастает до 6–7 миллионов.
Появлению коттеджного поселка обрадовались, к слову, не все. Некоторые рыбаки именно на этот берег раньше ездили за ершом и окунем. А теперь машины к воде уже не пропускают, и приходится искать новые места.
— В марте я ездил, и там накатанная дорога была. А теперь… Я две недели назад приехал, а тут забор практически до моста. Что хотят, то и делают, — сетует рыбак.
Клев на Втором озере, говорит, неплохой. Но подойдет это место только для терпеливых.
— Здесь долго стоять надо, — объясняет рыбак. — Но рыбы всё равно побольше, чем на Первом озере. Там-то зачистили всё, Рыбпром работает в полную силу.
Выход к воде нашелся севернее коттеджного поселка — в деревне Чурилово. Деревней, правда, это место назвать можно условно. Многие улицы тут тоже застроены большими особняками, а часть домов давно занимают дачники.
— Дед здесь всё сам сделал. Дача у него годов с 2000-х, наверное. Тут был какой-то старый дом на участке, но они с соседом построили вместе новый, — рассказывает нам челябинец Артем. — Летом, когда мама в отпуске, она тут постоянно живет.
В детстве молодой человек проводил в Чурилово много времени.
— Раньше транспорт ездил до «Мехколонны», где сейчас построили «Чурилово Lake City». А оттуда шли пешком (не меньше четырех километров. — Прим. ред.). Либо на маршрутке можно ехать по курганской трассе, просить их остановиться у карьера, — рассказывает Артем о транспортной доступности дачи.
С участка деда к воде есть собственный выход.
— Прикольно же? — уточняем мы.
— Было когда-то, пока не заросло всё камышами, — чуть улыбается молодой человек. — Дедушке не надо озеро, он в бане у себя помоется.
То, что у жителей поселков есть проблемы с водой, Артем подтверждает.
— Мы питьевую воду покупаем, а если надо помыться, полить огород и цветы, то из колодца берем, — рассказывает молодой человек. — Когда я был маленьким, мы дружили с ребятами с улицы, и у всех были колодцы. А кто-то к озеру подключается и как-то отфильтровывает эту воду.
Сейчас протяженность береговой линии Второго озера — примерно 20 километров, но таким большим оно было не всегда. «Небольшой полузаросший, пересыхающий в засушливые годы водоем глубиной около 1 метра», — такое описание дает Энциклопедия Челябинска.
Всё изменилось со строительством ЧТЗ и других крупных производств в восточной части города. Промышленные стоки сбрасывали в Первое озеро, оттуда в Шелюгино, а затем на доочистку отводили во Второе. В итоге уже с 1937 года уровень воды значительно вырос, а к 1950-м даже началось подтопление населенных пунктов по берегам. Выходом стала дальнейшая перекачка излишков в Миасс.
Мог ли сброс промышленных стоков настолько повлиять на экосистему, что даже вода в скважинах стала грязной?
— Вода здесь везде очень плохая, причем вплоть до Миасского, — рассказывает нам живущая на Втором озере Анна. — Здесь очень глубоко нужно забуриваться. Это единственный такой серьезный минус — качество воды. Соседи, как правило, бурятся на глубину 35–50 метров, и это недешевое удовольствие. А рекомендуют еще ниже опускаться, и тогда это очень дорогая скважина. У воды здесь специфичный запах сероводорода.
— Лечебная, наверное? — уточняем мы.
— Нет, — смеется Анна. — Вода воняет так, что лечиться не хочется. Выздоравливаешь сразу!
Анна живет на восточном берегу Второго озера — в поселке «Петроград». Застройка здесь довольно необычная. Есть пара многоквартирных домов, таунхаусы и коттеджи. Соседям, несмотря на разношерстность, удается жить дружно.
— Тут жители всё делают сами, нет же управляющей компании: сами красят, сами убирают, сами лавки ремонтируют. Я лично все бордюры красила, — рассказывает Анна. — В этом году собирали деньги, чтобы отремонтировать памятники, ротонду, свет провести туда. Этот парк — место притяжения. Тут есть мужчина, у которого все елки на счету. По весне он вышел с рулеткой, всё замерил, новые елки посадил. У него есть план посадки! Люди тут с любовью ко всему относятся, это мне понравилось.
В «Петрограде» Анна успела прожить пару лет. И этот вариант для ее семьи сейчас самый подходящий.
— По поводу качества воздуха здесь всё нормально. Мы из-за этого сильно переживали, — признается Анна.
Впрочем, роль играла не только роза ветров. Например, до работы в центре города Анна добирается минут за 15.
— У меня есть с чем сравнивать. Раньше у нас дом был в сторону Полетаево, и очень напрягало, что по утрам далеко, через весь город нужно было ехать — с пробками, через железнодорожный переезд, — рассказывает жительница пригорода. — Особенно зимой это было сложно. Я два раза чуть с трассы не улетала. Торопишься же в школу, в садик, везде нужно успеть.
Рядом с «Петроградом» потихоньку прирастают и другие коттеджные поселки. Цены на квартиры бывают более чем доступными для пригорода — от 3 миллионов. Но есть и предложения для людей с хорошим достатком. Трехэтажный дом на 249 кв. м и участок в 17 соток — за 25 миллионов.
Рядом с коттеджами замечаем на карте навигатора странное обозначение — «Казак Уральский». Так назывался легендарный в прошлом производитель водки, активы которого недавно выставили на продажу. Местные подсказывают, как проехать до нужного места, но заходить на территорию отговаривают.
— Это заброшенная база. Вы там аккуратнее, потому что там бегают собаки огромные, — предупреждают нас жители. — Мы туда как-то ходили с детьми, еле ноги унесли.
Хотите искупаться и полежать на песке, а потом спрятаться в тени деревьев, как надоест? И такой вариант поблизости найдется. Правда, не на самом Втором озере, а на небольшом карьере по соседству. Вход сюда платный — по 200 рублей с человека в будни, по 250 — с пятницы по воскресенье. Пенсионерам делают скидки — вход по 100 рублей, детей до 12 лет пускают бесплатно. На территории есть березовая роща, раздевалки, туалеты, кафе с мангалом, киоски с квасом, попкорном и вареной кукурузой.
— От города недалеко, вот и приезжаем сюда. Вода прохладная, чистая, — рассказывает нам одна из отдыхающих. — Тут глубоко, конечно, — это же карьер, искусственное озеро. Раньше оно было маленькое совсем, а сейчас большим сделали. Мы сюда лет 10 назад приезжали, когда ничего еще не построили. Тут был свободный вход, дикий пляж.
Восточный берег Второго озера обустроен значительно меньше. Вслед за Петровским поселком начинаются поля с наезженной дорогой. Видно, что пользуются ей весьма активно, но поворотов к воде практически нет. Дорога соединяет Петровский и копейский поселок Потанино. На его окраине есть несколько баз отдыха — «Кокос», «Ивушка». Последняя выглядит как будто бы заброшенной, но за старенькими воротами мы обнаруживаем ламповое пространство.
— Здесь раньше от ресторана «Радуга» и официанты, и повара были. Сейчас кафе не работает, — объясняет нам сотрудник базы.
«Ивушка» принадлежит 15-й исправительной колонии, расположенной в Потанино. Но отдыхать здесь могут не только сотрудники ФСИН. Взять дом в аренду разрешают всем желающим. Цены демократичные — 1000–1200 рублей в сутки. Правда, нужно быть готовым к спартанским условиям.
— Тут холодильник и три кровати. Воды нет. Это же летние домики, — показывает нам один из вариантов сотрудник базы. — Питьевую воду я выдаю, а если нужно посуду помыть, то есть колодец. Еду можно на плитке приготовить. Если плитка своя есть, берите с собой.
Брать домик в аренду, конечно, необязательно. Иногда отдыхающие приезжают просто искупаться. Вход на день — по 100 рублей с человека, еще 100 — парковка машины. Мангалом можно пользоваться бесплатно.
— Беседки у нас по 250 рублей, — добавляет сотрудник базы. — Среди недели народу немного, но вечером уже приезжают купаться.
— Здесь метров 50 пройдете, и всё будет мелко. Потому люди и не боятся с детьми приезжать. Пока взрослые на берегу отдыхают, дети бегают, — рассказывает сотрудник базы.
Хотите более комфортного отдыха? Посмотрите выпуск нашего спецпроекта про озеро Смолино. Мы нашли там дома для президентов и партийных советских чинов, шикарный пятиэтажный особняк, а еще… настоящую деревню в черте города.