9 февраля в России — День гражданской авиации России. В прошлом году мы показывали вам фотографии элегантных самолётов и развеивали страхи аэрофобов. На этот раз мы проникли в закулисье аэропорта, чтобы рассказать о важных мелочах и тонкостях, благодаря которым самолеты спокойно взлетают, а пассажиры чувствуют себя в безопасности.
Диско-шары и лазерные пистолеты: чем отпугивают птиц
Главной бедой огромных самолётов остаются птицы. Мощные лопасти двигателя ломаются при попадании посторонних предметов, а на толстых стёклах кабины пилота появляются трещины. В результате авиакомпании «влетают» на миллионы долларов за ремонт или, хуже того, замену дорогих деталей.
— На взлете тяга двигателей максимальная, что превышает мощность обычного бытового пылесоса в тысячи раз. Например, двигатели Airbus 320 (которые обычно на Москву летают), тянут по 16 тонн каждый, — рассказал начальник аэродромной службы «Челябинского авиапредприятия» Всеволод Макаревич. — При попадании крупных птиц начинается сумасшедшая вибрация с хлопками, обороты падают. Хорошо, если не успеет взлететь. Был случай в Кольцово, когда борт оторвался от земли и попала стая птиц. Самолету удалось развернуться со сломанным двигателем и сесть. В итоге дорогостоящий двигатель пришлось менять полностью.
Птиц аэродром привлекает своей безопасностью: он безлюдный, а по периметру огорожен глухим забором от животных. Перед взлётом и посадкой аэродром объезжает специальная машина с биоакустической установкой. Работают и стационарные приборы, которые охватывают радиус по 12 га каждый.
Техника издает звуки, не ощутимые человеческим ухом, или подражает голосам пернатых, предупреждающих об опасности. Но иногда суровые челябинские птицы не улетают. А наоборот, пытаются прийти на помощь несуществующему сородичу.
Птиц также отпугивают с помощью вращающихся зеркал — блеск раздражает их. Также используются шары, похожие на дискотечные. В тёмное время суток для отпугивания сов, которые любят ловить мышей на аэродроме, используются специальные лазерные пистолеты.
— Птицы отличаются по своей реакции. Куропатки и чайки немного туповатые, чуть ли не под самолёт готовы кинуться. А вот вороны и сороки сообразительные — как только слышат приближающийся самолёт, сразу разлетаются в стороны, — добавил Всеволод Макаревич.
Чтобы «воздушные ворота» были менее привлекательными для птиц, производится скашивание травы и вырубка кустарников. Кроме того, проводятся рейды по устранению несанкционированных свалок, на которых могут питаться пернатые.
Кстати, аэродром можно назвать одним из самых чистых мест в городе. Если дорожники на улицах могут не убрать снег или мусор вовремя, то аэродромной службе такое не позволительно. Мусор также затягивается в турбины и становится причиной поломки. Перед каждым вылетом и прилётом специальная машина объезжает аэродром, собирая посторонние предметы — от травы и камней взлётно-посадочную полосу очищает специальный пылесос.
Именно из-за этого при борьбе с гололёдом не используется песок. После обработки реагентами снежная масса счищается.
Разложить багаж по «фэншую»
Когда наблюдаешь со стороны за погрузкой багажа, кажется, что наши чемоданы хаотично кидают в самолет. Но оказывается, центровка багажа — это целая наука.
— Центр тяжести самолета должен быть рассчитан так, чтобы воздушное судно было устойчиво и управляемо. Если допустить перевес, самолет может разбиться во время взлета, — рассказала старший диспетчер Ольга Суханова.
Избежать ошибок помогают специальные программы, которые рассчитывают рассадку пассажиров в самолете, вес топлива, багажа и коммерческого груза. Если будет перевес, система просто не даст разрешения на вылет.
В сентябре прошлого года челябинцы вернулись из турецкой Антальи без багажа. В ответ на возмущение пассажирам сказали, что чемоданы не взяли в целях безопасности.
Как объяснили в аэропорту, командир воздушного судна может принять такое решение из-за погодных условий, если он предполагает, что может приземлиться на другом аэродроме. В этом случае берётся дополнительное топливо, а значит, самолет становится тяжелее.
Часто, сдавая багаж, пассажиры переживают из-за его сохранности. В аэропорту нас заверили: никто в наших чемоданах не шарится.
— При разгрузке присутствуют сотрудники полиции и службы авиационной безопасности. Ведётся видеонаблюдение. Кроме того, на разгрузку дается всего около 12 минут, — рассказал начальник службы организации перевозок Александр Чугунов.
Ежедневно через руки грузчиков проходят тонны багажа. Поэтому берут физически крепких. Нередко среди них можно встретить спортсменов, которые решили подработать, кто-то специально ходит в зал подкачаться. Нередко грузчиками подрабатывают студенты, которые в дальнейшем, уже с дипломом, приходят в аэропорт на более высокие должности. Начальник службы организации перевозок Александр Чугунов рассказал, что и сам начинал грузчиком, а теперь руководит серьёзным подразделением.
От бутербродов до королевских креветок: кто готовит еду для пассажиров
Авиакомпании обновляют меню бортпитания минимум два раза в месяц, рассказал Сергей Субботин, директор ООО «Челябинск кейтеринг сервис» (фирма — совместный проект АО «Челябинское авиапредприятие» и оператора в сфере бортового питания LSG Sky Chefs — занимается приготовлением бортпитания для самолетов, вылетающих из Челябинска). Говорят, чтобы не приедалось пассажирам, которые часто летают. Ждать замены «Доширака» на королевские креветки не стоит, но, например, могут подать пасту с рыбой. Все блюда готовят в строгом с соответствии с требованиями авиакомпании.
— Нигде не прописано, что все авиакомпании обязаны бесплатно кормить пассажиров. В лоукостерах билеты дешевле в том числе из-за отсутствия питания. Как правило, горячее питание подаётся при полёте свыше трёх часов и при международных перелётах, — рассказал Сергей Субботин. — Самое шикарное питание мы готовили для «Сингапурских авиалиний» (когда я работал в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово) — там были завтраки и обеды от обычных супов до королевских креветок. Грузили двумя машинами по 900 кг. В Челябинске обычно чуть скромнее, но когда прилетали правительственные борта, готовили блюда из оленины и из перепелов.
Своё меню и для экипажа корабля, которое чаще всего включает горячее, салат и десерт.
— Правда, что пилоты должны кушать разную еду? Так сказать, на случай, если что-то пойдёт не так.
— Впервые от вас услышал! — признаётся Сергей Субботин. — Интересная версия. Для командира корабля действительно более калорийная и питательная еда, но я всегда думал, что это связано с должностью и большой нагрузкой.
В цехе бортпитания рассказали, что срок хранения продуктов, которые грузят на борт, — до 12 часов с момента изготовления, замороженные блюда хранятся около суток.
Ирина Фадюшина