Закон об оборотных штрафах для автозаправок за некачественное топливо вступил в силу 29 января. По итогам новых проверок АЗС начнут штрафовать по-крупному — от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей в случае выявленных нарушений. Белый список автозаправок с присвоением им в перспективе «звездных» категорий появится по результатам новой волны масштабных проверок Росстандарта. Почему под «прицел» контролеров попали независимые АЗС и мини-НПЗ, рассказали эксперты топливного рынка.
Под внеплановые проверки Росстандарта в течение полугода попадут около тысячи АЗС и нефтебаз. В том числе проверки коснутся и тех АЗС, которые заправляют транспорт по государственным контрактам: автопарк службы пожарных, скорой помощи, предприятий тепло- и энергоснабжения и других социально значимых организаций.
Для этих целей Росстандарт получил карт-бланш проведения контрольных закупок топлива, оценивая не только его физико-химические свойства, но и факты недолива на автозаправках. Не исключено, что будет принято решение о более длительной и, соответственно — еще более масштабной кампании.
Представители экспертного сообщества подчеркивают, что государственный контроль должен распространяться на все этапы обращения топлива на рынке. Причем, к его осуществлению в случае необходимости должны привлекаться местные органы власти, ФАС, органы МВД, генпрокуратура, общественные структуры. Это может переломить существующую ситуацию, когда все внимание сосредоточено на конечном этапе цепочки — АЗС, а нефтебазы и перевозчики зачастую остаются за пределами внимания государственного контроля.
Первые массовые внеплановые проверки на топливном рынке прошли в 2015-2016 годах по поручению президента Владимира Путина. Всего были охвачены 3,5 тысячи заправочных станций, а нарушения физико-химических свойств топлива обнаружили тогда на каждой пятой проверенной заправке. В ряде случаев нарушители были привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности.
В результате в 2015-2016 годах уровень нарушений среди АЗС снизился до 11 процентов (среди сетевых заправок — до 3,5 процентов). По итогам новой волны проверок планируется довести этот показатель до 1 процента.
Откуда берется некачественное топливо? В поисках слабого звена
В 2017 году из потребленных в России 35 млн тонн автомобильных бензинов почти 5 млн тонн оказались контрафактными — то есть не соответствовали требованиям Технического регламента. А из 40 млн тонн дизельного топлива, дошедшего до потребителей, доля разного рода фальсификатов составила почти 9 млн тонн.
— Среди распространенных видов контрафактной продукции — дизельные топлива, содержащие большое количество соединений серы. Это значит, что дизтопливо не прошло этап гидроочистки — обработки водородом под высоким давлением. Нередким фальсификатом являются и автомобильные бензины, содержащие в составе прямогонные, то есть не прошедшие очистки на НПЗ, бензиновые фракции — они имеют низкое октановое число, повышенное содержание фактических смол и сернистых соединений. Как правило, недобросовестные поставщики смешивают суррогатные бензины с качественными бензинами в определенных пропорциях — не более 50 процентов суррогата, чтобы избежать мгновенных последствий в виде отказов двигателей. В любом случае надо понимать, что никакие добавки и присадки не в состоянии превратить контрафакт в качественное топливо, — разъясняет Леонид Багдасаров, кандидат технических наук, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
По словам эксперта, источниками некачественных топлив являются так называемые минирифайнеры — небольшие НПЗ, не имеющие необходимого для производства качественных топлив набора оборудования. При помощи различных ухищрений относительно дешевые «растворители» и «компоненты» поставляются под видом бензинов и дизельных топлив на небольшие АЗС, не входящие в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).
Дело в том, что экономическая выгода контрафактных топлив формируется за счет неуплаты налогов и акцизов при их реализации. К примеру, если топливо с минирифайнера реализуется как растворитель, в цепочке сбыта обязательно присутствуют «фирмы-однодневки», внутри которых растворители реализуются уже под видом бензинов и дизельных топлив.
— Самой действенной мерой станет закрытие всех минирифайнеров в стране — они абсолютно не нужны, поскольку крупные НПЗ из числа ВИНКов в состоянии полностью обеспечить потребность страны в качественных топливах, — считает Леонид Багдасаров.
Отметим, что по разным оценкам, помимо трех десятков крупных заводов, в стране работают около трех сотен различных малых НПЗ.
Контрафактное топливо — причина катастроф
Кроме экономических убытков, некачественное топливо несет и серьезные социальные риски, такие ГСМ могут быть опасны для двигателей и экологии, приводят к ДТП, например, если машина глохнет прямо на железнодорожном переезде, а то и вовсе несут угрозу жизни водителя, везущего груз зимой по дорогам Крайнего севера.
Буквально вопросом жизни и смерти может стать некачественный бензин для пациента кареты скорой помощи. Напомним, случаи, когда скорая не доехала до больного из-за контрафактного топлива, были зафиксированы в Челябинске в январе этого года, когда ударили морозы. Проблемы с новым автотранспортом у водителей скорой помощи начались после смены АЗС. Новым поставщиком оказалась одна из процессинговых компаний, которая не владеет своими заправками, но предоставляет услуги через собственные терминалы на АЗС партнеров. Ранее скорые заправлялись у двух лидирующих в области брендов, и проблем с качеством топлива, по словам водителей, не было.
Некачественное топливо несет серьезные риски всегда, вне зависимости от сезона, климатической зоны или марки транспорта, отмечают эксперты. Летом, например, суррогат дизельного топлива «гарантирует» букет неприятностей, начиная от снижения мощности двигателя, повышения расхода топлива и дымности выхлопных газов до поломок отдельных элементов топливной системы и полного вывода двигателя из строя. В зимний период некачественное топливо при низких температурах очень быстро мутнеет из-за выпадения кристаллов парафинов, которые забивают топливные фильтры и прекращают поступление топлива в двигатели. Такая же ситуация с некачественными бензинами.
ВИНК: контрафакт не пройдет
Современные двигатели в большей степени чувствительны к суррогатному топливу. Перед тем, как залить топливо в бак, будет не лишним проверить паспорт качества на заправке. Но есть и другая сторона медали. Изначально качественное топливо может быть испорчено во время доставки.
— Топливо может быть хорошим, но, например, при распределении с завода попадает в грязную цистерну перевозчика или на заправочную станцию, где вовремя не поменяли фильтр. Вот и получается, что не топливо плохое, а условия перевозки и хранения не соблюдаются, — отмечает генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративных продаж» Дмитрий Гузеев. — При этом крупные производители нефтепродуктов, в том числе и наша компания, традиционно контролируют качество продукта от завода до бака клиента.
Стабилизация рынка обеспечивается во многом благодаря вертикально интегрированным нефтяным компаниям, их деятельность объединяет полный цикл технологически взаимосвязанных производств: поиск, разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка сырья — создание продукта и последующая реализация его потребителю. В числе крупных российских ВИНКов — «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть», «Славнефть».
— Мы придерживаемся подхода, когда каждая партия топлива на нефтебазе перед отгрузкой проходит лабораторные исследования и получает паспорт качества, — уточняет Дмитрий Гузеев. — Маршрут и остановки бензовоза контролируются через систему позиционирования «ГЛОНАСС». Кроме того, мы уже давно внедрили систему внезапных проверок на заправках.
Такую позицию разделяют многие ВИНКи, так как собственная заправочная сеть для них своего рода «витрина», лицо всей компании.
Аргументы качества: надежность, цена, сервис
Для государственных организаций выбор поставщика топлива — особый случай. Опытные руководители понимают, что значительно безопаснее госконтракты отдавать проверенным компаниям с подтвержденным качеством и широкой сетью АЗС, а не тем, кто предложит низкую цену в ущерб качеству, подвергая порой опасности жизни людей, срывая работу коммунальных служб и обездвиживая городской транспорт.
— Около пяти лет у нас по топливу один постоянный крупный поставщик из числа ВИНК. И никаких нареканий на качество бензина со стороны водителей не было, — говорит Олег Климов, заместитель начальника отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Челябинской области.
По его словам, одним из преимуществ сотрудничества с крупными поставщиками также является возможность оперативно решать вопросы. Это же отмечают в предприятии энергетической инфраструктуры и коммунального хозяйства АО «Челябоблкоммунэнерго», имеющее около 200 единиц транспорта и ежегодно заправляющее более 200 тыс. литров.
— В любых, даже экстремальных ситуациях мы можем рассчитывать на поддержку со стороны поставщика. Был случай, когда нашему водителю, который срочно отправлялся в дальнюю поездку, менеджер компании-поставщика разработал маршрут с подробным указанием АЗС в пути, где можно рассчитываться топливной картой, — рассказывает Галина Батуева, техник АО «Челябоблкоммунэнерго».
Одна из ведущих сетевых организаций в Челябинской области «АЭС Инвест» пользуется услугами двух лидирующих в регионе брендов, имея в обращении около 90 топливных карт.
— В нашей организации свыше 140 единиц техники, в основном отечественного производства, в том числе бурильные машины, краны, легковые автомобили. Ежемесячный расход топлива — около 40 тысяч литров. Около 50 процентов потребляемого топлива — это продукция «Газпром нефти», и объемы с каждым годом увеличиваются. «Личный кабинет» на сайте компании стал удобнее, а мобильная версия для гаджетов позволяет срочно пополнить счет или внести какие-то изменения в любое время, в любом месте, — комментирует Александр Родионов, специалист по автотранспорту отдела материально-технического снабжения и транспорта ООО «АЭС Инвест».
Равнение на ГОСТ, или «звездные» перспективы заправок
Совместно с Федерацией автовладельцев Росстандарт запускает проект национального стандарта. По аналогии с отелями АЗС будут присваиваться звезды в зависимости от того, насколько объекты удобны для посетителей, есть ли там туалет, предусмотрены ли услуги питания, технические сервисы, подкачка шин, заправка омывающей жидкостью. Для получения даже первой звезды потребуется пройти исследования топлива.
В результате проведенной кампании ожидается не только оздоровление рынка в целом, но и появление «белого» списка надежных поставщиков, аккредитованных в Росстандарте, что в итоге благоприятно скажется на реализации госконтрактов, когда речь идет о бесперебойной и оперативной работе коммунальных служб и служб экстренного реагирования, городского транспорта.
Фото: клиент