Ещё летом челябинец Александр Хлопов создал программу, которая позволяет забирать с камер «Интерсвязи» видео и по нажатию кнопки отправлять данные о нарушении маршруток в разные ведомства: от ГИБДД до мэрии и правительства области. Три месяца спустя мы выяснили, как власти отреагировали на его многочисленные жалобы.
Александр фиксировал нарушения маршруток на пересечении Комсомольского проспекта с улицей 40-летия Победы, где они происходят буквально каждую минуту. В течение трёх месяцев он заваливал ведомства сообщениями, нарушения не прекращались, зато серверы порой не выдерживали нагрузки.
— Чиновники жалуются, что от меня приходит слишком много сообщений, хотя если посмотреть их госзакупки, тратятся миллионы рублей на дорогое и мощное IT-оборудование. Поэтому довольно странно слышать, что оно ложится от потока писем, пусть даже и с приложенными файлами, — рассуждает Александр.
Чиновники периодически упрекают его в нарушении порядка обращений, но Александр не согласен:
— Я выполняю все требования, которые изложены на сайтах интернет-приёмных, в том числе по объёму файлов.
Через некоторые время Александр начал получать ответы: ему пришла целая пачка уведомлений, в которых ГИБДД и администрация города подтвердили получение жалоб. Позже пошли другие уведомления, но уже безрадостные: челябинцу лишь сообщали, что наказывать некого и не за что. Цитируем типовой ответ от городской ГИБДД:
— По результатам проверки фактов, изложенных в вашем сообщении, в отношении неустановленного водителя вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 12.19 КоАП в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Александр получил десятки уведомлений такого типа, сделанных как под копирку.
Ответ от мэрии был подписан начальником городского управления транспорта Максимом Кичеевым: Александра уведомляли, что для наказания виновных нужны госномера транспортных средств, хотя в теории каждая маршрутная единица должна вычисляться по различимому на снимках номеру маршрута и времени происшествия. Чиновники сообщали, что отправили уведомления начальникам транспортных предприятий, чьи маршрутки ездят через остановочный комплекс «11-й микрорайон», но не похоже, что те восприняли эти письма близко к сердцу — нарушения продолжились.
Бросается в глаза нежелание властей увидеть за деревьями леса: понятно, что Александр и его программа нужны не для того, чтобы наказать на 1000 рублей дюжину водителей. Его цель — наглядно показать самим чиновникам масштаб проблемы, которая требует системного решения уже много лет.
Но чиновники, судя по всему, видят проблему не в маршрутках, а в тех, кто на них жалуется. Не получив результата от жалоб в ГИБДД и администрацию города, Александр стал обращаться к областным властям. Довольно показателен его разговор с одним из сотрудников управления по работе с обращениями граждан правительства Челябинской области Артёмом Сысоевым.
Чиновник назвал действия Александра «бесполезной тратой времени», «бредом» и заявил, что такие действия «отдают маразмом». Он добавил, что «суды даже не берут записи с регистраторов машин», хотя вполне официально их принимают в качестве доказательств. Далее чиновник указал, что с тем же успехом можно прийти в аптеку и 200 раз попросить хлеба, намекая, что областная администрация не имеет полномочий или интереса в решении проблемы. Он разъяснил Александру, что городская администрация не подчиняется областной, в ведении которой входят только министерства:
— У меня ощущение, что я со стенкой разговариваю, — сказал специалист. — Вы немножечко просветите свои знания в устройстве государства.
При этом многочисленные нарушения маршруток на указанном перекрёстке чиновник называет одним нарушением, на которое можно жаловаться, по его словам, раз в месяц.
— Это не разные нарушения, это нарушения одного пункта ПДД на одном конкретном месте, просто в разное время, — добавил он. — Это всё равно что сообщать, что у меня нет в кране воды каждые пять минут.
Также он упомянул, что «губернатор никакого отношения к общественному транспорту в городе Челябинске не имеет, поскольку этим занимается управление транспорта города Челябинска».
Александр уточнил, интересовался ли проблемой губернатор, на что чиновник ответил:
— Да, губернатор уже задал вопрос, почему два дня у нас интернет-приёмная не работает.
— А почему три месяца нарушают маршрутные такси, он не спрашивал? — удивился автор жалоб.
— Он информирован, и дано поручение в администрацию города. Он не может повлиять на эту ситуацию.
Деятельность самого Александра чиновник оценил скептически:
— Вы сидели и долбили кнопочку до шести утра. Понятно всё — вы не спите. Так и запишем.
Напоследок он посоветовал Александру «попросить Путина помочь».
В областном правительстве, впрочем, от позиции сотрудника дистанцировались:
— То, что звучит в этом аудиофайле, совершенно неприемлемо, — ответили на запрос 74.RU в пресс-службе правительства региона. — По поручению губернатора Алексея Текслера пройдёт служебная проверка с последующими дисциплинарными мерами. Позиция органов власти, разумеется, такой быть не может, губернатора по умолчанию касается всё, что происходит в регионе. Активность граждан в соцсетях или в официальных обращениях всегда полезна, эту обратную связь глава региона использует в работе.
В пресс-службе также подчеркнули, что развитие общественного транспорта — одно из важнейших направлений в работе властей Челябинской области.
— Единственное, в чём прав чиновник, — это то, что губернатор не может выписать нарушителю штраф. Но это вовсе не означает, что правительство не должно уделять проблеме внимание, — продолжили в пресс-службе. — Предложения, касающиеся развития транспортной системы, мы охотно примем. А в разделе «Интернет-приемная» действительно стоит указать не только предельный объём файла, но и другие ограничения, нарушение которых может привести к сбоям в работе сайта.
Впрочем, порка отдельно взятого чиновника не решит большой проблемы так же, как не решит её штраф для отдельно взятого маршрутчика. Очевидно, что Александр и его «штрафной робот» пытаются на конкретном примере показать масштаб хаоса в Челябинске, который очевиден всем.
В прошлом году на 74.RU работал проект «Лови маршрутку», и читатели завалили нас нарушениями микроавтобусов. Но как с ними бороться, не знает никто. Наши многочисленные запросы и общение с чиновниками показали лишь, что каждое ведомство стремится спихнуть проблему на соседа. Там, где нужны принципиальные решения, чиновники уходят в частности, которые не позволяют им переломить ситуацию.
Как вы оцениваете действия Александра?
С приходом к власти в регионе Алексея Текслера появилась надежда, что ситуация изменится: Челябинск закупает 65 автобусов, в городе появились первые выделенные полосы, а глава города Наталья Котова анонсировала создание нового автотранспортного предприятия и обновление по программе госкорпорации ВЭБ РФ.
Но с учётом общего упадка челябинского общественного транспорта эти меры дадут результаты ещё не скоро, а «ржавые пазики» стали одним из символов города давно. Инциденты с челябинскими маршрутками происходят еженедельно.
Хотите предложить тему, связанную с ПДД и организацией дорожного движения в Челябинске? Ждём от вас сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.