Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Разделяй и властвуй. Кто в России лепит ограждения посреди дорог и почему Челябинск стал козлом отпущения

Мы нашли и запрятанную закупку, и поручение на установку разделителей — таких масштабов страна еще не видела

Установка ограждений только началась, дальше их будет в разы больше

Поделиться

Широкие дороги Челябинска — давний предмет зависти автомобилистов из большинства российских городов. Еще бы — в любую точку миллионника можно добраться быстро, без километровых пробок. Но это пока. Совсем скоро в масштабах страны ожидаются такие перемены, что челябинцы, похоже, начнут завидовать узким улочкам. В распоряжение 74.RU попал документ о борьбе с просторными улицами (звучит странно, но такой документ действительно есть). Сужать их будут с помощью разделителей, которые никому не нравятся, причем во всех регионах сразу. Челябинск стал одним из первых, кто уже начал выполнять указание.

Контракт из будущего


Недавно дорожники начали устанавливать на трех крупных улицах Челябинска тросовые ограждения. Один участок находится в промзоне (Свердловский тракт), а два других — в жилом спальном районе (улицы Братьев Кашириных и Университетская Набережная). То, что разделители, больше соответствующие автобану, ставят под окнами домов, очень сильно не понравилось горожанам. Несколько недель люди спрашивали у мэрии, зачем эти конструкции, но в администрации не посчитали нужным ответить.

Челябинцы жалуются, что теперь жилые улицы напоминают скоростную трассу с соответствующей инфраструктурой

Челябинцы жалуются, что теперь жилые улицы напоминают скоростную трассу с соответствующей инфраструктурой

Поделиться

Объяснения удалось получить только по официальному запросу 74.RU. Ответ дал заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов.

Также мы вышли на подрядчика — частную компанию АО «СМЭУ».

Генеральный директор АО «СМЭУ» — Игорь Беляшов. Он же ранее руководил другим юридическим лицом — АО «СМЭУ-ГАИ» (не имело отношения к государственной инспекции) — и был его акционером (21 процент акций — данные сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус»). 8 сентября 2020 года АО «СМЭУ ГАИ» прекратило свою деятельность, правопреемником стало акционерное общество «СМЭУ». Эксперты часто указывают на аффилированность этого бизнеса к начальнику ГИБДД города Алексею Горшкову. Прямые связи не прослеживаются, зато есть компания «Магистральтеплосервис», в совладельцах которой и Игорь Беляшов, и была засвечена жена Алексея Горшкова — Яна. У Игоря Беляшова там сейчас 25 процентов акций, а Яна Горшкова значится как один из первых учредителей на момент регистрации компании 12 сентября 2017 года.

В своих ответах нам и вице-мэр, и исполнитель контракта сослались на конкретные документы, по которым идет установка разделителей, но подписаны они были с разницей в год и разными людьми.

«СМЭУ» в последние 10 лет доставались все «светофорные» контракты. В прошлом году фирма выиграла госзакупки на 190 миллионов, два года назад — на полмиллиарда рублей

«СМЭУ» в последние 10 лет доставались все «светофорные» контракты. В прошлом году фирма выиграла госзакупки на 190 миллионов, два года назад — на полмиллиарда рублей

Поделиться

По словам замглавы города Максима Куляшова, ограждения ставят по контракту, отыгранному 26 июня 2019 года, когда город активно готовили к саммитам ШОС и БРИКС.

Его стоимость — полмиллиарда рублей. Но на разделители потратят очень скромную часть этой суммы. В договоре прописано еще нанесение разметки, установка информационных комплексов и целый список других работ. Во сколько точно обойдутся бюджету тросовые ограждения, в мэрии пока затрудняются ответить. Вице-мэр утверждает, что сумма станет известна только после исполнения контракта. Пока называется цена одного участка, где установка завершена. Это Свердловский тракт от улицы Автодорожной до Мастеровой. Там забор длиною 1,5 километра вышел на 6,2 миллиона рублей.

Поделиться

На основе этих данных можно приблизительно прикинуть стоимость других участков. На улице Братьев Кашириных забор хотят растянуть на 1,8 километра (от Чичерина до Молодогвардейцев), а на Университетской Набережной — на 3 километра (от Чичерина до Северо-Крымской).

Правда, в АО «СМЭУ» предлагают не торопиться с расчетами. Протяженность ограждений и их точная цена зависят от разных технических условий. Суммы обещают озвучить уже в ближайшее время — в начале декабря, когда работы полностью закончат. В этом позиции подрядчика и мэрии сходятся.

Подтверждает начальник производственно-технического отдела АО «СМЭУ» Никита Мичкарёв и то, что заборы ставят по контракту на 537 миллионов рублей. Но не на тех улицах и не с теми целями, что были изначально запланированы. Деньги компания получит по этому договору, а вот выполняет она установку разделителей, руководствуясь уже совсем другим документом — подписанным заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным совсем недавно, 9 октября 2020 года (есть в распоряжении редакции).

Поделиться

По словам Никиты Мичкарёва, тросовые ограждения появятся на большинстве дорог Челябинска, так как они все широкие

По словам Никиты Мичкарёва, тросовые ограждения появятся на большинстве дорог Челябинска, так как они все широкие

Поделиться

Самое интересное, что ни контракт мэрии, ни указание зампреда Правительства РФ не противоречат друг другу. Запланировав установку заборов полтора года назад, администрация Челябинска, можно сказать, предугадала планы ГИБДД.

Раньше были только игрушки


Заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорту говорит, что решение, где поставить заборы, принимали на основании рекомендаций, которые ГИБДД Челябинска озвучивала мэрии несколько раз.

— Перед тем как объявить аукцион, в администрации изучили подобный опыт как в российских городах, так и за рубежом, — заверил Максим Куляшов. — В России тросовое ограждение уже применено в 14 регионах.

В «СМЭУ» же утверждают, что тросовые ограждения для России — это ноу-хау. Их ставят пока только в Москве, Нижнем Новгороде и Челябинске. А вот места для установки, по данным компании, действительно рекомендовала ГИБДД.

Разделитель ставят небольшими секциями, его легко и, как нас заверили дорожники, дешево будет менять

Разделитель ставят небольшими секциями, его легко и, как нас заверили дорожники, дешево будет менять

Поделиться

— Когда шла подготовка к саммитам ШОС и БРИКС, приезжала комиссия из Федеральной службы охраны и четко сказала поставить 3 километра ограждения для разделения потоков, потому что президент — не любитель полностью закрывать дорогу, — рассказал 74.RU начальник производственно-технического отдела АО «СМЭУ» Никита Мичкарёв. — Их планировали поставить на Бродокалмакском тракте и на дороге в аэропорт. Когда ШОС отменили, остались отторгованные деньги, остался километраж. Но в ГИБДД посчитали, что надо выбрать другие участки, где очаги аварийности. И это правильно.

Считается, что тяжесть последствий ДТП на дорогах, оборудованных такими ограждениями, снижается вдвое. Разделители уменьшают вероятность столкновений лоб в лоб, выезда на встречку и уберегают пешеходов от травм.

Свердловский тракт, улицы Братьев Кашириных и Университетская Набережная, по данным ГИБДД, как раз относятся к участкам с высоким трафиком, где много ДТП с выездом на встречку.

— Установленное тросовое ограждение на Свердловском тракте уже исключило выезд автомобилей на встречную полосу в 5 ДТП, что, в свою очередь, позволило избежать тяжелых последствий, — утверждает Максим Куляшов.

То, как ограждение не дает выехать на встречную полосу, демонстрирует недавнее ДТП на улице Братьев Кашириных. Авария произошла, когда тросы еще не были натянуты, но автомобиль они удержали.

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Видео: «Интерсвязь»

Вообще на тросовые ограничители что у дорожников, что у ГИБДД большие надежды, в том числе на федеральном уровне.

Начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников получил от президента задачу снизить смертность на дорогах к 2024 году. На днях глава ведомства уточнил в СМИ, как он собирается ее решать. По словам Михаила Черникова, в этом ему помогут создание новых пешеходных переходов и пешеходных зон, а также разделение ограждениями транспортных потоков.

— Начальник ГИБДД России настроен жестко. Раньше были только игрушки, сейчас же меры будут усиливаться. До 2024 года осталось совсем чуть-чуть, а показатель не то что к 4 жертвам на 100 человек не подходит, он даже 10 не достигает, — говорит представитель АО «СМЭУ». — И это в общем по стране, в Челябинской области еще больше. Правда, на нашу статистику влияние оказывает М-5, там давно уже пора двухполосную дорогу делать.

Челябинский урбанист Лев Владов считает, что сама идея разделить транспортные потоки хорошая, но воплощать ее надо не таким образом.

— Ее нужно реализовывать с помощью поднятого зеленого разделителя с переразметкой полос. То, что делают сегодня, — какая-то высосанная из пальца мера с ужасающим внешним видом. Деньги на ветер, — недавно опубликовал свою позицию Лев Владов в телеграм-канале. — Я ничего подобного никогда не видел на улицах других российских городов. Откуда они это взяли? Зачем? Теперь по центру улицы всегда будет газопылевое облако, потому что ее нельзя будет быстро почистить. И выросшая грязевая горка на Свердловском тракте — тому подтверждение.

Как будут делить Россию


20 октября 2020 года Марат Хуснуллин провел заседание по безопасности дорожного движения, на котором назвал три главные причины высокой смертности в ДТП. По его словам, каждая из них в 2019 году унесла более 4000 жизней. Это наезды на пешеходов, вождение в нетрезвом виде и выезд на встречную полосу.

А перед этим вице-премьер подписал так называемую дорожную карту, по которой во всех регионах на улицах, где есть дороги в 4 полосы и больше, должны появиться разделители (в том числе на магистралях местного значения, читай: городских улицах. — Прим. ред.). Они нужны для того, чтобы машины не вылетали на встречку.

План появился в середине осени, но, несмотря на это, в нем заявлены масштабные и на первый взгляд даже невыполнимые цели. Уже к IV кварталу 2020 года разделители должны появиться на 20 процентах четырехполосных дорог. Через год — на 40 процентах, а к концу 2024-го — на всех таких дорогах.

Поделиться

— Можно сказать, что это указание пошло в унисон с тем, что сейчас происходит в Челябинске, — говорит представитель АО «СМЭУ» Никита Мичкарёв. — У нас почти все дороги в 2 полосы и больше в одну сторону. Вот, где есть знаки над проезжей частью, все они к этой категории относятся. На всех должны появиться разделители в итоге. Если посмотреть, сколько сейчас выполнено от плана, даже 0,05 процента не будет. Задачи стоят большие, и я не удивлюсь, если в следующем году Комитет дорожного хозяйства будет отыгрывать уже 100 километров.

По выполнению каждого пункта плана Марата Хуснуллина главам регионов нужно будет отчитываться в Правительстве РФ в начале каждого года.

По данным АО «СМЭУ», все губернаторы ознакомлены с этим документом. Однако глава Челябинской области Алексей Текслер пока осторожен в комментариях на этот счет. Свою позицию по поводу разделителей, установленных в спальном районе, он высказал на днях во время объезда города.

— В отдельных случаях, я считаю, это возможно [использование разделителей], потому что в первую очередь это, конечно, вопросы безопасности, — прокомментировал Алексей Текслер. — Но не думаю, что город будет масштабно использовать эти вопросы. Там, где есть такая проблематика, наверно, точечно эти решения применять можно, но я являюсь, откровенно скажу, и мэрия тоже это знает, сторонником использования камер, штрафов и всех необходимых мер наказания с помощью современных средств. Но мы понимаем, что, если человек решил развернуться на скорости, точнее на скоростной дороге, никакие современные средства не помогут.

Забор в кустах


— Не город, а какая-то автомагистраль, лучше бы газон посадили и деревья. Уродство! — пишут жители Университетской Набережной в соцсетях и просят остальных подписать петицию против тросовых ограждений.

Говорят, что глава ГИБДД России не против «зеленых» разделителей. На одном из совещаний он как-то сказал, что, в принципе, посреди дорог можно высаживать кусты, но в них обязательно должен быть забор. Это заявление ходит сейчас среди дорожников как байка, но участники рынка отмечают: в пользу слов руководителя федерального ведомства есть масса аргументов.

— В дорожной карте написано, что для разделения транспортных потоков могут быть установлены тросовые или барьерные ограждения (металлические, выкрашенные в черный и белый цвет. — Прим. ред.). Не кусты, не тротуары, ничего другого, — объясняет Никита Мичкарёв. — Ограждения должны быть с отделяющейся балкой от стойки. За счет деформации конструкции гасится энергия удара. Машина попадает в трос как в паутину, и он не рвется, для этого надо, чтобы поезд проехал. А стойки ломаются. Таким образом в Челябинске спасли уже несколько жизней.

Полностью должны завершить работы на этот год к 1 декабря

Полностью должны завершить работы на этот год к 1 декабря

Поделиться

Кстати, вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов отмечает, что поврежденные элементы таких ограждений легко и дешево заменяются.

А в «СМЭУ» уточняют: если разрушается секция металлического черно-белого ограждения, то менять нужно будет 25 метров. Стоимость замены одного километра — 1,7 миллиона рублей. Тросовые ограждения короче и дешевле.

Если сравнивать цену за погонный метр, то у тросовых ограждений она ниже почти в два раза — 3,9 тысячи против 6,7 тысячи рублей.

И Максим Куляшов, и в АО «СМЭУ» сходятся во мнении, что тросовые лучше еще и потому, что не сужают проезжую часть — нужно всего 40 сантиметров.

Пока тут пыль, посмотрим, что будет, когда выпадет снег. Не «съедят» ли сугробы из-за ограждения ближайшие полосы?

Пока тут пыль, посмотрим, что будет, когда выпадет снег. Не «съедят» ли сугробы из-за ограждения ближайшие полосы?

Поделиться

— Не надо менять дорогу — переносить полосы и делать новую разметку. Это большая экономия, — считает Никита Мичкарёв. — Снимать разметку на новом асфальте фрезой нельзя — она его повредит. А это будет неэффективное использование бюджетных средств — тюрьма. Можно использовать демаркератор, но он находится в одной точке России — в Санкт-Петербурге — и стоит 1,7 миллиона долларов. Когда мы готовились к ШОС, нам посчитали, во сколько обойдется такая работа, вышло 15 миллионов за небольшой участок.

Также, по мнению дорожников, тросовые ограждения не только уберегают от выезда на встречку, но и успокаивают трафик — динамический коридор снижается, и чисто психологически водителям становится страшновато, скорость сбрасывается.

Урбанисты Челябинска давно предлагают успокоить автомобильный трафик, но другим способом — сузить дороги, разделив их с помощью газонов с растениями или декоративными камнями, как на проспекте Ленина и улице Гагарина.

Но в «СМЭУ» возражают: на Университетской Набережной так точно не получится сделать — там асфальт уложен на бетонную подушку, деревья и кустарники не выживут. А главное, по мнению дорожников, — загасить скорость летящей машины они не смогут.

— Есть охранная зона по 50 сантиметров с каждой стороны дороги, туда можно садить и кустарники, и многолетники. Пожалуйста, облагораживайте. В Европе так делают, — резюмирует Никита Мичкарёв.

И тем не менее челябинцы против ограждений. По словам урбаниста Льва Владова, он получает огромное количество сообщений от горожан, в которых нет ни одного комментария за новые разделители.

— Новый забор по центру улицы взбесил абсолютно всех. Горожане единодушны во мнении, что власти творят какую-то дичь, — поделился своим наблюдением урбанист. — Челябинцы редко гуляют в скверах, а улицы посещают каждый день. Улица — главное общественное пространство, по ней судят о происходящих в городе изменениях. В Челябинске окончательно установилась эстетика трассы через концлагерь.

Ещё один отрицательный аспект — скапливающая у разделителей грязь. Хотя в администрации Челябинска в качестве плюса тросовых ограждений отдельно называют легкую уборку дороги вдоль них. Но пока это утверждение вызывает сомнения. Горожане помнят, что после появления этих конструкций дорожники не чистили проезжую часть возле них несколько дней. Тогда в подрядной компании «Строймеханизация» сообщили 74.RU, что для уборки таких участков потребовалось нанимать дополнительных рабочих.

— Подобных конструкций на дорогах Челябинска до последнего времени не было. Обслуживать дороги с такими разделителями сложнее, это требует привлечения дополнительных рабочих для ручной уборки. Чтобы оперативно принять в штат новых сотрудников и вывести их на уличную уборку, потребовалось несколько дней, — прокомментировали в пресс-службе «Строймеханизации». — Сформирована бригада из 8 человек и 2 единиц техники (грейдер и погрузчик). Это не требует привлечения дополнительного бюджетного финансирования, наем новых сотрудников производится за счет внутренних резервов компании.

Мы посмотрели, в каких регионах еще ставят тросовые ограждения. Челябинск оказался не единственным. В Оренбургской области, например, тоже так начали разделять дороги, ссылаясь на указание зампреда Правительства РФ. И эту работу там тоже начали в ноябре. Правда, в Оренбуржье речь пока идет о трассе за пределами города.

Судя по всему, большинство регионов не успели отыграть аукционы, чтобы начать установку разделителей уже в IV квартале этого года, как предписал заместитель председателя Правительства РФ. Но уже в следующем году и Челябинск, и другие российские города ждёт волна разделения, которая, уже очевидно, вызовет немало споров.

Примеры неубранных участков уже, к сожалению, были

Примеры неубранных участков уже, к сожалению, были

Поделиться

По теме

  • ЛАЙК15
  • СМЕХ6
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ63
  • ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter