![Быстро и тряско. Тестируем первый в Челябинске самокат-шеринг и считаем расходы Разгон классный, торможение не очень | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/77/62/fa/7762fa08326e5b49447dab232f5fc4ea/656x438_1:5723_4d4465af592c4dd9c0bb4a9cc27f0070@1280x853_0xajUBPU0o_8838673719411964386.jpg.webp)
Когда едешь по Челябинску на прокатных электросамокатах, идиотская улыбка счастья то и дело сменяется инфернальной грустью. Потому что тротуары то и дело сменяются заплатами, рельсами и бордюрами — это в порядке нарастания боли, которую испытывают колесики самоката. Кикскутеры Ninebot ES4 компактны, шустры и просты в управлении — это плюс. А из минусов, помимо нетерпимости к бордюрам, довольно высокая цена — 5 рублей в минуту, не считая прочих расходов (о них чуть ниже).
Что такое кикшеринг
Шеринговая компания Urent заработала в Челябинске на прошлой неделе, предложив аренду электросамокатов (кикшеринг) с поминутной тарификацией. Аналогия с каршерингом не случайна, потому что условия плюс-минус идентичные. При этом воспользоваться кикшерингом проще: мы скачали приложение, привязали дебетовую карту и сразу отправились искать ближайший самокат.
![Три вида экрана приложения. На последнем — итог нашей поездки | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/60/2f/29/602f2920571d600aa03aed236e91bce1/656x476_1_530b6d097557338de891212eacfd2cd8@1372x995_0xh03z9NoA_0241403871213075821.jpg.webp)
Главный экран приложения — это карта с обозначением парковок, где разрешено оставлять самокаты, и россыпью точек — это сами аппараты. Кликнув, можно увидеть уровень зарядки. Бронирование на 10 минут бесплатно, при этом с одного аккаунта можно взять сразу пять самокатов.
![Велопарковка на Кировке: здесь нас ждали три заряженных самоката. Один, правда, «угнали» из-под носа | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/27/08/0e/27080ea2e63af3b26f7bd3f999f756a5/656x438_1:5723_6a9384ccb8e84a9db38136616836c4e8@1280x853_0xcJof0xbf_2264407371707080113.jpg.webp)
Самокаты Ninebot ES4 имеют аккумулятор увеличенной емкости, что обеспечивает пробег на зарядке до 45 км. Заряжают самокаты сотрудники Urent, забирая их на машине и возвращая обратно по мере готовности.
Оставить самокат можно на любой обозначенной на карте парковке, и в самом финале сфотографировав его с помощью приложения. Все действия комментируются подсказками, так что разобраться несложно. Но имейте в виду разнообразные штрафы, например за оставление вне разрешенной зоны. Можете также познакомиться с договором, условия которого вы принимаете при регистрации.
![Активировать самокат можно, отсканировав QR-код на руле. На этой же плашке есть номер, который используется при бронировании | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/af/3b/77/af3b770c69586303aa804f9ad57c1188/656x438_1:5723_e9a56452d624a2aea8caeeccd4e9d2cd@1280x853_0xUBUsF99T_3710638409948139338.jpg.webp)
Вопрос цены
Оплата состоит из двух частей: 50 рублей сразу, а далее — по 5 рублей за минуту (минимум 6 минут). Можно также добавить страховку имущества и здоровья с лимитом 600 тысяч за 30 рублей. Мы, например, взяли полный пакет, и часовая поездка обошлась в 370 рублей.
Это недешево: например, цены на челябинский каршеринг начинаются от 7,5 рубля за минуту. При этом шеринговый Lifan X50 стоит более 700 тысяч рублей (плюс бензин, плюс обслуживание, плюс безлимитное ОСАГО), тогда как самокат — 40–50 тысяч рублей.
По нашим прикидкам, стоимость получасовой поездки на самокате плюс-минус сопоставима с ценой такси, в общем, экономических мотивов для его использования не просматривается. Впрочем, и пользуются сервисом не ради экономии.
![Слева — гашетка тормоза, справа — газа. В целом управление очень интуитивно | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/e6/87/a6e687b9905d32b69025116be6b498d5/656x369_1:5723_35ecdca83dd019b1bce55b3ddc9e3fbe@1280x720_0xDFXggjmc_5412089968537274464.jpg.webp)
Две гашетки и педаль
Управляется аппарат элементарно. Чтобы поехать, нужно оттолкнуться ногой (без этого мотор не активируется), а затем регулировать тягу правой гашеткой. Правда, управлять скоростью поначалу сложно: гашетка работает по принципу выключателя, а заявленные 25 км/час самокат набирает шустро. Нажал, и в ушах свистит ветер, а рот полон пыли. Чел-ля-яба!
![Скорость набирается легко, и минут через десять начинаешь получать кайф | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/cb/fe/1bcbfe7ad9a911207cd081c1872f7d0e/656x438_1:5723_739e820934ce49ae064a8e456551ac83@1079x719_0xFYvda1Oi_1080825035308025938.jpg.webp)
А вот замедляется он плоховато, и это нужно иметь в виду. Тормоза два: передний электрический активируется левой гашеткой и вполне пригоден для мягкого сброса скорости. Второй сделан на манер детских самокатов: пяткой давишь на заднее крыло, которое прижимает колесо. Но даже в режиме полного торможения выбег самоката больше, чем ожидаешь, а с учетом его динамики для новичков это проблема. Так что сначала пристреляйтесь в безопасном месте.
![Задний тормоз примитивный: прижимаешь крыло к колесу | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/15/bd/6e15bde212d813aa641956e3b5d27972/656x438_1:5723_c9f325031eeddda3c12a6e617b399b15@1280x853_0xdOwF8Tk0_1742560899095459998.jpg.webp)
В отличие от велосипеда, рулится самокат более нервно, а в крутых поворотах требует больше места, чем кажется на первый взгляд. Разворачиваться безопаснее в сторону опорной ноги. И не стоит гонять с телефоном в руке. Я попробовал ради съемки, но пожалел: лишаешься и устойчивости, и переднего тормоза.
Комплекс аргонавта
К повадкам самоката привыкнуть несложно: минут через десять уже чувствуешь азарт проехать во-он через тот узкий скат или обогнуть вот эту урну.
Но на плитке возле Оперного театра нещадно трясет, потому что подвески у самоката практически нет. Переднее колесо подпружинено, но вибрации всё равно изрядные, и порой именно они ограничивают скорость.
![Даже в центре встречаются прогалины «бездорожья», а уж в жилых кварталах... | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/f3/b2/baf3b26068cd1611d24b7a184c509d59/656x438_1:5723_bb27ae42a01784f2507a9e1e15e78837@1079x719_0xviJk7aj1_7917232099914948674.jpg.webp)
И с проходимостью беда. Полукруглые водосточные желоба самокат одолевает с ощутимым толчком. При проезде рельсов ходом тебя порой вытряхивает из «седла», а бордюры и лестницы требуют спешивания. Наверное, опытные самокатчики могут запрыгивать на них, но модель с электромотором тяжела, да и прыжки вряд ли ей полезны.
![Самокат переднеприводный, и на таких покрытиях буксует передним колесом | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/72/12/84/7212845558ab8a1908ff4dd950b3b07d/656x438_1:5723_48a7d7428c85ac5b70def4b3ee7bd721@1079x719_0xn0kA4zCI_8161396531036974264.jpg.webp)
Весит самокат 14 килограммов, то есть как тяжеленький велосипед. Женщина, которая вдруг заинтересовалась нашим транспортом, быстро поставила крест на концепции социального самоката: подергав аппарат за руль, она поняла, что это штука не для пожилых и хилых.
![— А я его подниму?— Ну попробуйте. | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/38/65/4d3865a69fe033a8fa0473149e3b0ad4/656x438_1:5723_7623ff7312d5fa4c53e5e467adfed37c@1079x719_0xypX4vKmO_3888087666509086833.jpg.webp)
— Ну попробуйте.
Но молодому человеку поднять его несложно, а вот волочить неудобно. Прокатная модель не складывается, а когда поднимаешь самокат за руль, по ноге бьет основанием с закрепленным аккумулятором. Приспособиться, наверное, можно, но особенного удовольствия от регулярного втаскивания самоката на бордюры не испытываешь. В общем, поездки по Челябинску — это путешествие аргонавта: то ты на корабле, то корабль на тебе.
![С такого бордюра можно и спрыгнуть, но на самокате не хочется | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/54/08/c2/5408c273ca64cb6ee62d9fe589258bb3/656x438_1:5723_24535150b0ead3d0ba44d7204e3f5b8f@1079x719_0xKlO6YfpT_3936352272004632724.jpg.webp)
Пунктир челябинских тротуаров, по сути, и убивает весь кайф от поездки. Перед каждой проплешиной нужно замедляться с помощью вяловатых тормозов, на каждый бордюр — втаскивать его, пачкая штанины, обувь или руки, смотря какой хват.
Но, может быть, лучше ехать по проезжей части?
Взрослая неожиданность
О да, это кайфово, но о минусах вы сами догадываетесь. Видно самокатчика плохо, скорость может быть большой, а водители не ожидают такого подвоха. К тому же вертлявость самоката и отсутствие зеркала заднего вида создают риск затереться под попутную машину.
Кстати, с точки зрения ПДД самокатчики приравнены в правах к пешеходам, правда, правила в основном создавались в эпоху, когда электросамокатов не было. А они формально относятся к механическим транспортным средствам, точнее, к мопедам (при мощности более 250 Вт, как в нашем случае). То есть вроде бы могут ездить по проезжей части. Однако власти планируют устранить эту неоднозначность, добавив в ПДД определение «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), включая электросамокаты. Для них приоритетной зоной движения станут тротуары и велодорожки, а скорость ограничат 20 км/час. Поэтому пока исходим из того, что ареал кикшеринга — это именно тротуары.
![На переходах лучше спешиваться или как минимум снизить скорость и двигаться не быстрее человеческого шага | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/aa/24/5eaa24002833dbacb3c5db540bcfc178/656x438_1:5723_7b88d3c6c35066d59af57dd9fc7df669@1079x719_0x8FUYUxeJ_3648600623849637066.jpg.webp)
И это проблема, потому что шустрые аппараты с неважными тормозами изрядно нервируют пешеходов. Взрослый мужчина вместе с самокатом весит поболее центнера, и при скорости 20–25 км/час представляет вполне реальную угрозу, особенно для детей.
То же справедливо и для велосипедистов, но проблема самоката — его шустрый разгон и инстинктивное желание держать гашетку зажатой, пока позволяет дорога. А поскольку аппарат почти бесшумный, вряд ли пешеходы будут в сильном восторге. Имейте в виду, что у людей на тротуарах — приоритет.
Шанхайская фирма Ninebot специализируется на производстве роботов и электротранспорта. В 2015 году она купила американскую компанию Segway («Сигвей»), поэтому полное имя самоката — Segway-Ninebot Kickscooter ES4.
![А как сложить-то? А никак. Для шеринга используют цельные модели — они надежнее | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/4a/c7/f24ac7345d24ca4cc76020308a4baa75/656x438_1:5723_ae0843046f6f75dcaf365b1939bac2c5@1079x719_0xGOwTqa9t_9085451298083217355.jpg.webp)
Общественный «фанспорт»
Тема с кикшерингом особенно любопытна в разрезе скорого перекрытия Челябинска из-за масштабного ремонта дорог, соединяющих запад города с востоком, в частности Комсомольского проспекта и Ленинградского моста. И самокат в таких условиях может быть и быстрее, и приятнее.
Впрочем, многое зависит от маршрута. На проезжей части, наверное, можно поддерживать среднюю скорость 15–18 км/час, что по городским меркам очень недурно. Но по тротуарам и дворам получится этак вдвое медленнее и не так приятно. Придется тормозить из-за колдобин, тягать самокат на бесконечные бордюры, думать о пешеходах, а где-то просто тащить на себе.
![Компания Urent декларирует, что в городе работают уже 500 самокатов, но доступны они не все сразу. Часть стоит забронированная, часть — на подзарядке | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/97/a8/f7/97a8f79ad1e1accb0381a530c9d86043/656x438_1:5723_7da1b12a2756ff2fe53c11446a4b6539@1280x853_0xQlS3ztjJ_7359472193053431700.jpg.webp)
Открыт и вопрос географической доступности. Пока в городе работают 500 электросамокатов, которые концентрируются в центре, но в течение пары месяцев их число обещают увеличить втрое. Оставлять их можно не только на велопарковках, но и в местах, которые позволяют закрепить самокат тросиком: например у ограждений вдоль тротуаров (но не остановках). Так что в теории к середине лета самокаты могут быть в шаговой доступности от всех популярных локаций.
![Свой кайф в электросамокатах есть. Но лично я предпочел бы велосипед | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/9f/6d/3b9f6d07a6abc80125efa85b50e0dde3/656x438_1:5723_70bc12dce4f6ca0b3fb0284dc2377168@1280x853_0xv3h4u417_0478095893015263172.jpg.webp)
Приживутся ли самокаты именно как вид транспорта, узнаем через год-два, а пока сойдемся на том, что это как минимум весело. Главное — выбрать маршрут, где поменьше злых бордюров и пешеходов.
Нравится ли вам идея кикшеринга (аренды самокатов)?
Каршеринг в Челябинске работает с 2018 года.
Помимо электросамокатов есть велосипеды с мотором, но впечатления от них неоднозначны.
Самый креативный вид электротранспорта — это моноколёса, но они требуют навыков для езды.