Когда едешь по Челябинску на прокатных электросамокатах, идиотская улыбка счастья то и дело сменяется инфернальной грустью. Потому что тротуары то и дело сменяются заплатами, рельсами и бордюрами — это в порядке нарастания боли, которую испытывают колесики самоката. Кикскутеры Ninebot ES4 компактны, шустры и просты в управлении — это плюс. А из минусов, помимо нетерпимости к бордюрам, довольно высокая цена — 5 рублей в минуту, не считая прочих расходов (о них чуть ниже).
Что такое кикшеринг
Шеринговая компания Urent заработала в Челябинске на прошлой неделе, предложив аренду электросамокатов (кикшеринг) с поминутной тарификацией. Аналогия с каршерингом не случайна, потому что условия плюс-минус идентичные. При этом воспользоваться кикшерингом проще: мы скачали приложение, привязали дебетовую карту и сразу отправились искать ближайший самокат.
Главный экран приложения — это карта с обозначением парковок, где разрешено оставлять самокаты, и россыпью точек — это сами аппараты. Кликнув, можно увидеть уровень зарядки. Бронирование на 10 минут бесплатно, при этом с одного аккаунта можно взять сразу пять самокатов.
Самокаты Ninebot ES4 имеют аккумулятор увеличенной емкости, что обеспечивает пробег на зарядке до 45 км. Заряжают самокаты сотрудники Urent, забирая их на машине и возвращая обратно по мере готовности.
Оставить самокат можно на любой обозначенной на карте парковке, и в самом финале сфотографировав его с помощью приложения. Все действия комментируются подсказками, так что разобраться несложно. Но имейте в виду разнообразные штрафы, например за оставление вне разрешенной зоны. Можете также познакомиться с договором, условия которого вы принимаете при регистрации.
Вопрос цены
Оплата состоит из двух частей: 50 рублей сразу, а далее — по 5 рублей за минуту (минимум 6 минут). Можно также добавить страховку имущества и здоровья с лимитом 600 тысяч за 30 рублей. Мы, например, взяли полный пакет, и часовая поездка обошлась в 370 рублей.
Это недешево: например, цены на челябинский каршеринг начинаются от 7,5 рубля за минуту. При этом шеринговый Lifan X50 стоит более 700 тысяч рублей (плюс бензин, плюс обслуживание, плюс безлимитное ОСАГО), тогда как самокат — 40–50 тысяч рублей.
По нашим прикидкам, стоимость получасовой поездки на самокате плюс-минус сопоставима с ценой такси, в общем, экономических мотивов для его использования не просматривается. Впрочем, и пользуются сервисом не ради экономии.
Две гашетки и педаль
Управляется аппарат элементарно. Чтобы поехать, нужно оттолкнуться ногой (без этого мотор не активируется), а затем регулировать тягу правой гашеткой. Правда, управлять скоростью поначалу сложно: гашетка работает по принципу выключателя, а заявленные 25 км/час самокат набирает шустро. Нажал, и в ушах свистит ветер, а рот полон пыли. Чел-ля-яба!
А вот замедляется он плоховато, и это нужно иметь в виду. Тормоза два: передний электрический активируется левой гашеткой и вполне пригоден для мягкого сброса скорости. Второй сделан на манер детских самокатов: пяткой давишь на заднее крыло, которое прижимает колесо. Но даже в режиме полного торможения выбег самоката больше, чем ожидаешь, а с учетом его динамики для новичков это проблема. Так что сначала пристреляйтесь в безопасном месте.
В отличие от велосипеда, рулится самокат более нервно, а в крутых поворотах требует больше места, чем кажется на первый взгляд. Разворачиваться безопаснее в сторону опорной ноги. И не стоит гонять с телефоном в руке. Я попробовал ради съемки, но пожалел: лишаешься и устойчивости, и переднего тормоза.
Комплекс аргонавта
К повадкам самоката привыкнуть несложно: минут через десять уже чувствуешь азарт проехать во-он через тот узкий скат или обогнуть вот эту урну.
Но на плитке возле Оперного театра нещадно трясет, потому что подвески у самоката практически нет. Переднее колесо подпружинено, но вибрации всё равно изрядные, и порой именно они ограничивают скорость.
И с проходимостью беда. Полукруглые водосточные желоба самокат одолевает с ощутимым толчком. При проезде рельсов ходом тебя порой вытряхивает из «седла», а бордюры и лестницы требуют спешивания. Наверное, опытные самокатчики могут запрыгивать на них, но модель с электромотором тяжела, да и прыжки вряд ли ей полезны.
Весит самокат 14 килограммов, то есть как тяжеленький велосипед. Женщина, которая вдруг заинтересовалась нашим транспортом, быстро поставила крест на концепции социального самоката: подергав аппарат за руль, она поняла, что это штука не для пожилых и хилых.
Но молодому человеку поднять его несложно, а вот волочить неудобно. Прокатная модель не складывается, а когда поднимаешь самокат за руль, по ноге бьет основанием с закрепленным аккумулятором. Приспособиться, наверное, можно, но особенного удовольствия от регулярного втаскивания самоката на бордюры не испытываешь. В общем, поездки по Челябинску — это путешествие аргонавта: то ты на корабле, то корабль на тебе.
Пунктир челябинских тротуаров, по сути, и убивает весь кайф от поездки. Перед каждой проплешиной нужно замедляться с помощью вяловатых тормозов, на каждый бордюр — втаскивать его, пачкая штанины, обувь или руки, смотря какой хват.
Но, может быть, лучше ехать по проезжей части?
Взрослая неожиданность
О да, это кайфово, но о минусах вы сами догадываетесь. Видно самокатчика плохо, скорость может быть большой, а водители не ожидают такого подвоха. К тому же вертлявость самоката и отсутствие зеркала заднего вида создают риск затереться под попутную машину.
Кстати, с точки зрения ПДД самокатчики приравнены в правах к пешеходам, правда, правила в основном создавались в эпоху, когда электросамокатов не было. А они формально относятся к механическим транспортным средствам, точнее, к мопедам (при мощности более 250 Вт, как в нашем случае). То есть вроде бы могут ездить по проезжей части. Однако власти планируют устранить эту неоднозначность, добавив в ПДД определение «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), включая электросамокаты. Для них приоритетной зоной движения станут тротуары и велодорожки, а скорость ограничат 20 км/час. Поэтому пока исходим из того, что ареал кикшеринга — это именно тротуары.
И это проблема, потому что шустрые аппараты с неважными тормозами изрядно нервируют пешеходов. Взрослый мужчина вместе с самокатом весит поболее центнера, и при скорости 20–25 км/час представляет вполне реальную угрозу, особенно для детей.
То же справедливо и для велосипедистов, но проблема самоката — его шустрый разгон и инстинктивное желание держать гашетку зажатой, пока позволяет дорога. А поскольку аппарат почти бесшумный, вряд ли пешеходы будут в сильном восторге. Имейте в виду, что у людей на тротуарах — приоритет.
Шанхайская фирма Ninebot специализируется на производстве роботов и электротранспорта. В 2015 году она купила американскую компанию Segway («Сигвей»), поэтому полное имя самоката — Segway-Ninebot Kickscooter ES4.
Общественный «фанспорт»
Тема с кикшерингом особенно любопытна в разрезе скорого перекрытия Челябинска из-за масштабного ремонта дорог, соединяющих запад города с востоком, в частности Комсомольского проспекта и Ленинградского моста. И самокат в таких условиях может быть и быстрее, и приятнее.
Впрочем, многое зависит от маршрута. На проезжей части, наверное, можно поддерживать среднюю скорость 15–18 км/час, что по городским меркам очень недурно. Но по тротуарам и дворам получится этак вдвое медленнее и не так приятно. Придется тормозить из-за колдобин, тягать самокат на бесконечные бордюры, думать о пешеходах, а где-то просто тащить на себе.
Открыт и вопрос географической доступности. Пока в городе работают 500 электросамокатов, которые концентрируются в центре, но в течение пары месяцев их число обещают увеличить втрое. Оставлять их можно не только на велопарковках, но и в местах, которые позволяют закрепить самокат тросиком: например у ограждений вдоль тротуаров (но не остановках). Так что в теории к середине лета самокаты могут быть в шаговой доступности от всех популярных локаций.
Приживутся ли самокаты именно как вид транспорта, узнаем через год-два, а пока сойдемся на том, что это как минимум весело. Главное — выбрать маршрут, где поменьше злых бордюров и пешеходов.
Нравится ли вам идея кикшеринга (аренды самокатов)?
Каршеринг в Челябинске работает с 2018 года.
Помимо электросамокатов есть велосипеды с мотором, но впечатления от них неоднозначны.
Самый креативный вид электротранспорта — это моноколёса, но они требуют навыков для езды.