Приказ об этом опубликован на официальном сайте ведомства. Летать в Армению теперь смогут «Уральские авиалинии», а «Победа» и Nordwind смогут внести в расписание рейсы до Кипра и Белоруссии соответственно. Впрочем, пока собирать чемоданы путешественникам рано. Почему — обсуждаем с экспертами.
Трижды в неделю, согласно приказу Росавиации, смогут летать «Уральские авиалинии» по маршруту Челябинск — Ереван. А Nordwind может планировать до 7 перелетов до Минска. Оба эти направления эксперты называют нетуристическими. Другое дело — Ларнака, куда летать из Челябинска до семи раз в неделю сможет «Победа».
— В Ларнаке туристы, наверное, есть, но там ковидная ситуация непростая, это может существенно влиять. Минск и Ереван — это не туристские направления. В Ереван армянская диаспора из России, из Челябинска может перемещаться. Минск — просто большой город, какой-то оборот есть, — говорит эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — В Минск можно через Москву полететь, и это будет, скорее всего, дешевле, и вылет можно делать каждый день.
У президента Челябинской ассоциации туристических организаций Людмилы Мосиной точка зрения несколько иная.
— Я думаю, что эти направления будут востребованы и для туристов, и для бизнеса. Во-первых, через Минск многие могут улететь в другие страны — сдать тесты и улететь за рубеж. По Армении — у нас диаспора очень большая. Возможно, полетит прежде всего эта категория. Но если всё достаточно успокоится, то туристы наши тоже любят Армению, где замечательная кухня, доброжелательность, исторические места. Почему нет? Они обязательно будут востребованы, — говорит Людмила Мосина. — Кипр тоже приветствуется. На сегодняшний день выбор стран очень ограничен, а Кипр всегда пользовался популярностью. Да, действительно, отдых достаточно дорогой, по стоимости практически как Арабские Эмираты. Пока маршрутов эконом-варианта нам не предлагают.
При этом само по себе получение допуска не означает, что перелеты начнутся в ближайшее время.
— Авиакомпания, которая потенциально рассматривает какое-то направление, направляет запрос в Росавиацию. В том числе она может направить запрос, чтобы отрезать конкурентов. Когда разрешение получено, есть много обстоятельств, которые влияют на принятие окончательного решения. Насколько это выгодно, какая конкуренция с другими ближайшими аэропортами, — объясняет Яков Гуревич. — Потому что поток в каждое из этих направлений небольшой, и нет уверенности, что нужно из всех ближайших аэропортов туда вылеты ставить.
Сколько авиакомпании понадобится времени на принятие решения, предсказать невозможно. С учетом необходимой рекламной кампании и времени на продажу билетов средний срок — около двух недель. А вот максимальный не ограничен.
— Если они точно знали, что завтра будут летать, они могут буквально завтра поставить, а могут резервировать [надолго]. Могут через год поставить или отказаться вообще, такая практика существует. В Челябинске, наверное, 80% такого, — рассуждает Яков Гуревич. — Погода хорошая — полетели, погода плохая — не полетели. Война случалась в Ереване — не полетели, выступления народа в Минске — не полетели. Или наоборот. Это непредсказуемо, потому что серьезных экономических обоснований для полетов ни в одно из этих направлений не видно.
А какое из разрешенных направлений выбрали бы вы?
В челябинском аэропорту уточнили, что в расписании рейсов в Белоруссию, Армению и Кипр еще нет.
— Авиакомпании допуск на перелет получили, но заявки в аэропорт на осуществление полетов пока не подали, — уточнила пресс-секретарь аэропорта Челябинск Жанна Нивоструева. — Единственные заявки [на международные перелеты], которые поступили, — это AZUR air и Royal Flight, они у нас отражены в расписании. Они подали заявку на перелет с 27 мая в Анталью, но пока они не получат разрешение от Росавиации, потому что закрыты до 1 июня полеты в Турцию.
Анталья — одно из самых популярных направлений у россиян в целом и челябинцев в частности, чего не скажешь о более дорогих курортах и Европе.
— Если брать массовый туризм, то в Турцию определенный поток был бы при определенных условиях, — говорит Яков Гуревич. — Какую-нибудь Прагу, Рим или что-то еще из Челябинска, мне кажется, набрать нереально.
Мы направили запросы в авиакомпании с просьбой сообщить о сроках открытия авиасообщения.
— Получение допуска не означает, что мы планируем летать по этому направлению, это просто возможные варианты. Если авиакомпания решит выполнять этот рейс, он будет анонсирован, — сообщили в «Уральских авиалиниях».
Ответы от Nordwind и «Победы» будут опубликованы после получения.
В том же приказе Росавиации, к слову, есть и данные по отзыву допусков на перелеты. Так, разрешение на рейсы до Нур-Султана отозвали у авиакомпании «Ямал». Впрочем, фактически перелетов по этому направлению и не было.
— В 2018 году у нас летала авиакомпания «СКА» два раза в неделю с июня по сентябрь, сейчас пока заявок нет, — заключила Жанна Нивоструева.
Роспотребнадзор обязал россиян, прибывающих из-за границы, дважды сдавать тест на коронавирус. Как следует из постановления ведомства, до 1 мая это требование предъявляется только к тем, кто прилетает из Турции и Танзании. После оно распространится на всех возвращающихся из-за рубежа граждан РФ.
Альтернативой заграничному отдыху для россиян может стать Краснодарский край, там с 1 мая официально стартует курортный сезон. Мы узнали, к чему можно готовиться туристам в этом сезоне.