Осторожно, деньги зарываются. Разбираемся, кто и почему за 62 миллиона превратил улицу Цвиллинга в полосу препятствий

Смотрим, как ее преодолевают пешеходы и пассажиры трамваев

Так выглядят рельсы на Цвиллинга после ремонта. Люди жалуются, что стало хуже, но у Миндортранса другое мнение

Так выглядят рельсы на Цвиллинга после ремонта. Люди жалуются, что стало хуже, но у Миндортранса другое мнение

Поделиться

На улице Цвиллинга оттаяли из-под снега трамвайные пути, отремонтированные под конец прошлого года. Результат многомиллионных вложений, которые чиновники обосновывали желанием превратить челябинский трамвай в самый удобный вид транспорта, сильно возмутил горожан. Вместо современной инфраструктуры в центре Челябинска появились волнистые рельсы, щебеночные насыпи, а под ногами у пассажиров — опасные бордюры. Фоторепортер 74.RU Дарья Пона прошлась вдоль реконструированного участка и сделала наглядные снимки. Но в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона видят ситуацию иначе. Чиновники объяснили, почему у трамвайных путей сейчас такой ужасающий вид и когда всё исправят. А мы посмотрели, кто заработал на этом контракте.

Вопросы по качеству ремонта мы получаем и от пассажиров трамваев, и от пешеходов, и даже от автомобилистов, которые каждый день проезжают мимо.

— Вы посмотрите только, что они наделали! Вообще за людей нас не считают, — возмущается читательница 74.RU Марина. — На пешеходных переходах — щебень, по которому сложно идти даже здоровому человеку. А как этот перевал должны преодолевать больные люди, мамочки с колясками? Я уж не говорю про грязь вокруг!

Так, судя по всему, чиновники представляют себе комфортный пешеходный переход через трамвайные пути

Так, судя по всему, чиновники представляют себе комфортный пешеходный переход через трамвайные пути

Поделиться

Пройти здесь пожилым людям, мамам с коляской или модницам на каблуках — то еще испытание

Пройти здесь пожилым людям, мамам с коляской или модницам на каблуках — то еще испытание

Поделиться

А житель Центрального района Андрей обращает внимание на то, как спускаются из вагона пассажиры. Мало того что люди выходят прямо на проезжую часть, так еще и ступать должны на тонкий бордюр.

Многим пассажирам при выходе из трамвая без помощи теперь не обойтись

Многим пассажирам при выходе из трамвая без помощи теперь не обойтись

Поделиться

Да и при посадке в вагон нужно иметь определенную ловкость, чтобы не переломать ноги

Да и при посадке в вагон нужно иметь определенную ловкость, чтобы не переломать ноги

Поделиться

— Одно неловкое движение — и ты либо ногу рискуешь сломать, либо под колеса машины упасть. А ведь в трамваях сколько пожилых людей ездит, для них это сплошное мучение. Да и мне как автомобилисту становится страшно в такие моменты, — говорит мужчина. — Выделили такие большие деньги и так плохо сделали ремонт!

Мы внимательно изучили контракт, чтобы разобраться, что именно ждали от подрядчика, сколько ему в итоге заплатили и получен ли тот результат, на который рассчитывали в областном Министерстве дорожного хозяйства и транспорта.

С набережной — на новые рельсы


Подрядчика для ремонта трамвайных путей на улице Цвиллинга (от улицы Тимирязева до пересечения улиц Свободы и Торговой) искали около месяца. Торги проводила структура Министерства дорожного хозяйства и транспорта региона — «Организатор перевозок Челябинской области».

Итак, осенью провели два аукциона. Первый — 8 сентября, тогда за работу были готовы заплатить 85,3 миллиона. Второй — 23 сентября, при этом заказчик снизил стоимость контракта до 61,9 миллиона рублей.

Первые торги признали несостоявшимися. На них заявилась только одна компания — ООО «Строй-Сервис», но ее заявку отклонили.

Как объяснил 74.RU заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров, «Строй-Сервис» признали несоответствующим требованиям, так как фирма не подтвердила наличие опыта работы.

А со второй попытки исполнитель был найден, им стало ООО «Урал-Сервис-Групп», в 2020 году провалившее строительство набережной.

Мы спросили у Александра Егорова, почему ремонт доверили компании, которую мэрия Челябинска хотела внести в черный список подрядчиков, и с чем связано снижение цены.

— Аукцион на сумму 61,9 миллиона проводился позднее, и непосредственное выполнение работ выпадало на осенне-зимний период, в связи с чем из конкурсной документации были исключены работы по мощению междупутья трамвайных путей плиткой, так как данный вид работ не проводится при низких температурах, — ответил замминистра. — Поэтому и уменьшилась цена по отношению к предыдущему аукциону. Основания для отклонения заявки ООО «Урал-Сервис-Групп» у аукционной комиссии в соответствии с законом о контрактной системе отсутствовали.

Смена одной фирмы на другую кажется какой-то шахматной игрой

Смена одной фирмы на другую кажется какой-то шахматной игрой

Поделиться

А теперь давайте приглядимся к этим двум компаниям.

По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Строй-Сервис» работает с 2005 года. Основным его владельцем является Елена Понькина, вторым учредителем и управляющим — Максим Несветаев. Ранее в числе владельцев также фигурировало ООО «Строй-Сервис-Групп», а в числе конечных бенефициаров — АО «Ойкумена».

Смотрим состав учредителей и участников ООО «Урал-Сервис-Групп». Управляет компанией Александр Шутов, несколько лет назад он работал директором областного ГУП «Челябинскавтодор» и частично владел «Урал-Сервис-Групп» (12,4%). Сейчас УСГ на 100 процентов принадлежит «Ойкумена». А прежде в учредителях значились также Елена Понькина, Максим Несветаев и Александр Зырянов. Зырянов одновременно являлся директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — бывший сотрудник ФСБ Геннадий Вильшенко, сына которого, Сергея Вильшенко, разыскивают по делу о хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД»).

АО «Ойкумена» зарегистрирована в Москве в ноябре 2002 года. В ее штате более 60 сотрудников. Ранее в учредителях значились два имени – некие Михаил Семенов и Андрей Бурцев. Сейчас в открытом доступе данные акционеров отсутствуют, информация о них находится у держателя реестра акционеров — ОАО «Реестр». «Ойкумена» позиционирует себя как строительная компания. На ее официальном сайте указано, что фирма работает в нескольких городах России. Подробно застройщик рассказывает на своем сайте о выполненных госзаказах в Москве, Архангельске и Челябинске. В столице компания строила станции метро, поликлинику, детские сады, в Архангельске — библиотеку для Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, а в Челябинске «Ойкумена» специализируется на содержании автомобильных дорог. В 2019 году московская фирма получила 15 миллиардов за обслуживание южноуральских дорог. По данным сервиса «Контур.Фокус», в прошлом году «Ойкумена» приняла участие только в одном аукционе и стала его победителем. Фирме достался контракт на 1,4 миллиарда рублей, заключенный с Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. По его условиям, в 2022–2024 годы подрядчик будет заниматься содержанием дорог регионального и межмуниципального значения.

Еще один интересный момент, который обращает на себя внимание. «Строй-Сервис» часто заявляется на аукционы, но победителем становится крайне редко. Например, в 2021 году компания поучаствовала в 79 тендерах. А выиграла лишь в 5 из них. Фирме доверили ремонт площади в Нязепетровске (6 миллионов), восстановление дороги в Карталах (23,5 миллиона) и ремонт дороги в Верхнеуральском районе (31 миллион рублей).

В областном центре для нее тоже нашлась работа, и дал ее не кто иной, как «Организатор перевозок Челябинской области». Хронология этих закупок развивалась следующим образом: 17 июля «Строй-Сервис» получил контракт на текущий ремонт трамвайного пути на пересечении улиц Карла Маркса и Свободы (3,3 миллиона), 8 сентября «Организатор перевозок Челябинской области» отказывает подрядчику в контракте на капремонт трамвайных путей на улице Цвиллинга за 85,3 миллиона, так как считает, что у компании недостаточно опыта, а 21 сентября он заключает с ней договор на ремонт путей на пересечении улицы Сони Кривой и Свердловского проспекта (2,7 миллиона рублей).

Не набережная, но волны присутствуют

Не набережная, но волны присутствуют

Поделиться

Остановились на междупутье

В Миндортрансе призывают жителей Челябинска не торопиться с выводами. Ремонт еще не завершен. Например, мощение междупутья (исключенное из зимнего контракта) планируют начать, как только установится теплая погода. Конкурс обещают объявить в ближайшее время.

Между трамвайных путей собираются положить плитку

Между трамвайных путей собираются положить плитку

Поделиться

— Примерно с середины апреля начнется продолжение выполнения работ, таких как установка бордюрного камня, выравнивание трамвайных путей для последующего благоустройства, — перечислил Александр Егоров. — Оплата по контракту произведена не в полном объеме, а лишь в части выполненных работ.

Гарантийный срок ремонта — 60 месяцев

Гарантийный срок ремонта — 60 месяцев

Поделиться

В Миндортрансе признают, что замечания по ходу ремонта к подрядчику были, но он их быстро устранял.

— При установлении положительных температур комиссия в присутствии подрядчика обследует состояние трамвайных путей. Все вновь выявленные замечания должны быть устранены в рамках гарантийных обязательств — весной, — уточнили в ведомстве.

Штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств подрядчику не выставляли

Штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств подрядчику не выставляли

Поделиться

Что касается благоустройства и строительства обещанных трамвайных платформ, пешеходных переходов и автомобильных переездов, то эти работы не были включены в капремонт.

В Миндрортрансе сообщили, что их проведут с мая по август в рамках других контрактов.

По теме

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ16
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ75
  • ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter