Челябинку с тремя детьми в жару высадили из автобуса. Она не смогла оплатить проезд из-за того, что ее банковская карта попала в стоп-лист. Разбираемся, почему такое могло произойти и что делать в такой ситуации.
«Четыре остановки пешком по солнцепеку»
Неприятный инцидент произошел на этой неделе в автобусе 64-го маршрута, следующего от железнодорожного вокзала до Автоцентра. Кондуктор выставила из салона многодетную маму Анну с тремя детьми, младшему из которых всего полтора года.
— Мы зашли в автобус на остановке «ЖК "Александровский"», за нами вошли контролеры. Они еще повозмущались, что автобус далеко останавливается, коляску не завезти, — рассказала Анна. — Я приложила карту к терминалу, чтобы оплатить поездку, но на нем высветилась надпись «стоп-лист». Я спросила, что это значит, кондуктор ответила, что это проблема банка. Это я потом уже почитала и поняла, что это проблема транспортной компании. Якобы я когда-то не доплатила, но такого не может быть, у меня на карте всегда есть деньги. В итоге кондуктор говорит: «Выходи, я вас не повезу бесплатно». Контролеры стоят, плечами пожимают. Я говорю: «Почему я должна выходить, это же какие-то ваши проблемы?» А она: «Я вас везти не собираюсь, выходите».
На следующей остановке семья вышла из автобуса.
— С детьми и коляской я вынуждена была четыре остановки по солнцепеку идти пешком, — возмущена женщина. — Но самое обидное, кондуктор нам вслед начала говорить: «Как так можно? Она с детьми поехала, с собой денег не взяла». Я вообще обалдела.
По словам Анны, раньше она всегда за проезд рассчитывалась банковской картой и проблем не возникало. Женщина не понимает, что же делать теперь, неужели всегда носить с собой наличку?
«Оплата проезда — обязанность пассажира»
Мы попросили прокомментировать произошедшее пресс-службу Министерства дорожного хозяйства и транспорта, в ведомстве не нашли нарушений в действиях кондуктора.
— Согласно федеральному закону, лицо, не оплатившее проезд, обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним. Однако в большинстве подобных ситуаций работники транспорта идут навстречу пассажирам и объясняют, как восстановить работу карты, — прокомментировали в Миндортрансе. — Необходимо отметить, что оплата проезда является обязанностью пассажира. При возникновении подобных ситуаций человек может оплатить наличными, транспортной картой либо другой банковской картой.
В ведомстве напомнили, что запрет на высадку пассажиров, не оплативших проезд, действует только на несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет.
Что такое стоп-лист?
Попасть в стоп-лист фактически может каждый пассажир, если во время бесконтактной оплаты за проезд произошел сбой.
— Карта попадает в стоп-лист, если по ней была совершена поездка, за которую не произошло списания средств, то есть на карте образовалась задолженность. Вывести карту из стоп-листа можно, используя личный кабинет пассажира, — рассказали в Миндортрансе.
Чтобы разблокировать карту, нужно:
войти в личный кабинет;
ввести номер банковской карты (для авторизации) и код с картинки;
на странице отобразится история поездок и информация о задолженности;
кликнуть по строке с информацией о долге;
на экране появится кнопка «погасить задолженность»;
оплатить долг онлайн.
Спустя 10 минут после оплаты карта должна быть автоматически выведена из стоп-листа. Чтобы убедиться, что всё нормально, лучше обновить страницу и посмотреть, чтобы в истории поездок не осталось задолженности.
Челябинские транспортники часто не церемонятся с пассажирами. В мае из автобуса № 16 высадили 13-летнего школьника, когда он поздно вечером возвращался с уроков домой. Ребенок приложил проездной к терминалу, но водитель заявил, что лимит исчерпан, и потребовал, чтобы мальчик вышел из автобуса.
В январе челябинка пожаловалась на маршрутчика, отказавшего в проезде ее дочери-школьнице из-за порванной сторублевки.
В феврале водитель хотел высадить 12-летнего ребенка из автобуса, потому что возникли проблемы с оплатой, но за него заступились пассажиры.