![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/9c/2b/759c2b82ffa0024c9bf4d3e06a9ce29b/656x438_1:5523_e7c1dfd867f2ef17325c3715fbe90a21@1920x1280_0xQ03oykb8_5114234785234891005.jpg.webp)
Трассу М-12, которая соединит Челябинск, Тюмень, Екатеринбург с Москвой скоростным маршрутом, планируют сдать до конца 2024 года. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. Первые участки запущены уже в этом году и тоже с опережением графиков, но самая сложная часть проекта распланирована на сам 2024-й. Рассказываем, в каком состоянии дорожный мегапроект, который, судя по всему, получит название автодорога «Восток».
Что такое трасса М-12
Это скоростная автодорога, которая изначально претендовала на роль платного дублера трассы М-7 на участке Москва — Казань. По расчетам, она сокращает время в пути с 12 до 7 часов. Позже ее решили продлить до Екатеринбурга, откуда по двум отдельным участкам пустить на Челябинск и Тюмень. Для уральцев трасса М-12 может стать дублером проблемной трассы М-5, где особенно сложным является горный участок между Миассом и Симом. Поездка по маршруту Челябинск — Екатеринбург — Казань по новой автодороге будет длиннее примерно на 100 км, но, с учетом большей скорости, короче по времени и гораздо безопаснее. Все подробности о трассе М-12 — в этом материале.
Первые участки новой автодороги открыли в этом году в Московской и Владимирской областях. В общей сложности их длина составила порядка 100 километров. При этом на 70% участках от Москвы до Казани положен асфальт. Их сдача планируется до конца 2023 года, после чего фокус работ сместится в Татарстан, Башкирию и на Урал.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/15/c2/10/15c2108bea6cc78b797d724a01f606b9/900x900_1_79363c12354616e47b9f566ba14390fa@900x900_0x0ZWggQw3_3162415348603713582.jpg.webp)
Строительство шло и на «восточном фронте»: например, сдан четырехполосный участок дороги Челябинск — Екатеринбург (с 79-го по 121-й километры). Одновременно ввели в строй заключительный фрагмент ЕКАД, соединяющий Челябинский и Полевской тракты, — он также входит в систему будущей трассы М-12. Ближе к концу года заработали капитально отремонтированные участки трассы Р-351 Екатеринбург — Тюмень и трассы Р-242 Екатеринбург — Пермь. В Свердловской области под М-12 уже зарезервировали земельные участки в местах, где она пойдет по «зеленке». До конца года планируется расширить до четырех полос шестикилометровый участок трассы М-7 в Актанышском районе Татарстана.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/42/a4/c142a4c6d729e5b0ebaa871561edcc79/900x900_1_7d46f24468045df3093175e0f23a74f5@900x900_0xbgTSrshf_6042769708392290013.jpg.webp)
Но наиболее сложным (и важным для челябинцев) выглядит участок, где новая дорога пойдет от трассы М-7 из района Дюртюлей до Красноуфимска и Ачита в Свердловской области (оттуда можно будет добраться до Екатеринбурга по существующей дороге Р-242 из Перми). Длина этого участка составит более 270 километров. В этом году планировались работы в районе Бураево и Верхних Татышлов. Сдача всего участка ожидается не ранее 2024 года, и только после этого трассой смогут пользоваться челябинцы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/76/65/aa76654c8a397b5646685b4a45e8774a/900x900_1_86b9152475a8a48d361e4e2b83dbfc0f@900x900_0xwTVnQsZ7_8800383433196262552.jpg.webp)
Попутно идет активное расширение горных участков трассы М-5, но от Челябинска до Уфы дорога станет четырехполосной лишь к 2028 году (то есть, в теории, уже после запуска М-12). Трасса М-5 регулярно попадает в сводку тяжелых ДТП.