Проект моста через реку Миасс, с помощью которого хотят соединить улицы Труда и Братьев Кашириных, не прошел публичные слушания в четверг, 15 декабря. К документации возникло много вопросов, а кое-кто идею в существующем виде назвал и вовсе опасной. Теперь ее предстоит оценить комиссии в управлении по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска.
Документация была разработана по контракту с комитетом дорожного хозяйства, напомнил главный инженер проекта компании «Уралдорпроект» Андрей Лымарев.
— Улица будет четырехполосной, предусмотрены тротуары и велодорожки с двух сторон. Цель проектирования — обеспечение транспортной связи между двумя улицами — Труда и Братьев Кашириных, — сказал разработчик.
Презентация получилась короткой, но с деталями проекта некоторые слушатели успели ознакомиться заранее. Список вопросов и замечаний по увиденному оказался внушительным.
— Если про метротрам я сказал, что это безобидный проект [планировки], что хотите — то делаете, то этот проект просто опасный, — взял слово эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — Заявленная цель проекта — развитие улично-дорожной сети с целью улучшения транспортного обслуживания. Тут у меня большой вопрос. Речь идет о перемычке между двумя магистралями — параллельными улицами, и все эти пересечения, повороты на Кашириных и на Энгельса создадут дополнительную нагрузку, поэтому есть серьезное основание считать, что улучшения транспортной ситуации не будет. Прежде чем давать подобное задание [на разработку проекта], должно было быть проведено транспортное моделирование, должны быть исследованы транспортно-пассажирские потоки, чего сделано не было.
Проект предусматривает две проезжие части и широкую разделительную полосу между ними, на которой в перспективе могут построить трамвайную линию. С этой идеей Яков Гуревич тоже не согласен.
— Надо четко понимать, что мост — это самый дорогой элемент транспортной инфраструктуры, чем он шире — тем дороже. Если мы на 7,5 метра расширяем мост [под перспективный трамвай] — удорожаем его, — считает эксперт. — Есть избыточная ширина моста и в других элементах: нет необходимости делать ширину в каждую сторону по 9,5 метра под проезжую часть, можно уменьшить ширину пешеходной части, хотя бы потому, что мост не является местом прогулок. Мост — это элемент транспортной инфраструктуры, и задача — пересечь его как можно быстрее. Если не учесть эти замечания, получим удвоение стоимости этого моста.
По словам Якова Гуревича, этот проект не должен быть первоочередным в комитете дорожного хозяйства.
— В Челябинске есть масса мест, где транспортные вопросы не решены — вся периферия города. Лучше потратить деньги на Чурилово, Северо-Запад, Ленинский район, — объяснил он свою позицию.
Общественник, член рабочей группы Миндортранса Челябинской области Александр Агарков не согласился с доводами Якова Гуревича.
— Во-первых, что касается трамвая. У нас есть маршрут № 17 (Чичерина — Медгородок), который делает огромный круг через улицу Кирова, это не прямолинейно, и поэтому трамвай нужен на мосту, — парировал Александр Агарков. — Предлагаю проект принять, но доработать, так как пока непонятно, как трамвай будет пересекать Кашириных и идти дальше до Победы. Я бы предложил сразу учесть, как трамвай будет идти до действующей трамвайной линии. Также я не согласен с тем, что там не будут гулять. Как показывает опыт плотинки пруда Коммунар, у людей есть спрос, чтобы остановиться на мосту, посмотреть на воду, погулять. Может, даже скамейки поставить. Это вполне, с точки зрения городского досуга, может стать неплохим местом, тем более, что там рядом городской парк. В этом плане, я считаю, что широкая пешеходная часть оправдана.
Вопросы возникли и у представителей соседних домов и учреждений — Фонда обязательного медицинского страхования, а также «УСТЭК-Челябинск». В основном они касались местных проездов, судьбы существующих парковок, подъема на мост пешком, прогулок по набережной под мостом и велодорожек.
— Поступило много вопросов и замечаний с предложениями. Проект отправлен на дополнительную комиссию, — подытожил обсуждение председатель комиссии, депутат гордумы Владимир Бодров.
Напомним, контракт на разработку проекта моста отыгрывали дважды в 2021 году. В августе победителем конкурса признали компанию из Перми «КамаМост». За свою работу фирма должна была получить 30 миллионов 650 тысяч рублей. Но после результаты торгов отменили и провели новый аукцион, его итоги подвели в конце ноября. Во второй раз победил «Уралдорпроект», свои услуги он оценил в 30 миллионов.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Уралдорпроект» образовано в 2016 году. Директор компании — Валентина Горбулина, учредитель — Валентин Шух (также является руководителем двух московских фирм — юридической и агентства недвижимости). По итогам 2021 года выручка «Уралдорпроекта» составила 41,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — всего 161 тысячу. В прошлом году компания выиграла 3 госзакупки, в их числе создание проекта строительства моста через реку Миасс. А в 2022-м «Уралдорпроект» победил уже в десятке аукционов, несколько из них касаются проектной документации для «Организатора перевозок Челябинской области». В этом же году компании ушли заказы на проекты мостов в Магнитогорске и проект ремонта моста на улице Мраморной в Челябинске.
В Челябинске «Уралдорпроект» известен еще одной своей работой — проектом набережной реки Миасс за филармонией, который компания подарила городу. Позже бывший глава города Евгений Тефтелев заявил в суде, что этот «подарок» вызвал чехарду с разработкой документации по набережной, которая стоила бюджету 7,3 миллиона рублей.