Коттеджный поселок «Родной» под Челябинском десять лет назад задумывался как тихий элитный пригород. И поселились там сплошь прокуроры, бизнесмены, политики и хоккеисты. Но идиллии не получилось, эти уважаемые люди переругались из-за... шлагбаума. Одни выступают за ограждение и безопасность, другие — за свободный и бесплатный проезд. Статусные жители никак не могут прийти к консенсусу, вновь и вновь выясняя отношения в судах. Почему шлагбаум рассорил соседей и что на это говорят в районной администрации?
«Не хотят платить»
Житель «Родного» бизнесмен Евгений рассказывает: скандалы вокруг шлагбаума тянутся несколько лет — он то работает, то нет.
— Здесь 500 домов: большая часть — за то, чтобы поселок был закрытым. Но есть оппозиционная группа, порядка 10 человек, которая лоббирует свободный проезд. Главный их аргумент — нежелание платить ежемесячные взносы. Однако изначально земли продавались в закрытом коттеджном поселке, в этом же весь смысл, — возмущается Евгений. — В итоге уже несколько лет идут разбирательства, а мы живем в неизвестности.
Председатель ТСН «Родной» Сергей Панов, который там же и живет, вводит в курс дела: поначалу застройщик поселка обещал жителям золотые горы — закрытую территорию с водоемом, пляжами, гондольерами, аккуратными улочками, собственной обслуживающей организацией. Но в итоге вышло по-другому: когда все земли были распроданы, жителям предложили самостоятельно управлять поселком. Поселок, по сути, оставили на произвол судьбы. После этого одна управляющая компания сменялась другой, из года в год проблемы только нарастали, вспоминает он.
По данным сервиса «Контур.Фокус», Товарищество Собственников Недвижимости «Родной» зарегистрировано в 2019 году в Сосновском районе. Председатель правления — Сергей Панов. Основной вид деятельности — эксплуатация жилого фонда. На конец 2021 года выручка организации составила 127 тысяч рублей, из них чистая прибыль — 13 тысяч.
— Недовольных жителей отчасти можно понять: сначала была непонятная управляющая компания, потом ТОС, потом ТСН, председатель один уходит, другой приходит. И всех всё не устраивает. Собираемость платежей долгое время была никакой, поэтому в поселке годами ничего не делали, — говорит Сергей Панов. — Я сам живу в поселке с апреля 2018 года, с декабря 2020 года — председатель правления ТСН. Я всё это вижу. Однако сейчас другая ситуация: у нас есть охрана, мы строим пешеходные дорожки, сделали освещение на всех улицах, к Новому году построили ледовый городок. Люди начали замечать нашу работу.
Председатель показывает квитанции: в месяц собирают по 1990 рублей с земельного участка.
— В этот платеж входит охрана, система пропуска гостей (мобильное приложение и шлагбаум), хранение видеозаписей с видеокамер в поселке, уличное освещение, бухгалтерские и юридические услуги, обработка от клещей, уборка дорог спецтехникой, — перечисляет Сергей Панов. — Для пенсионеров у нас скидка — 50 %. Однако есть те, кто считает, что 2000 рублей — завышенный платеж. Есть люди, которые не хотят ни за что платить. Они идут в суды и парализуют нашу работу. Выступают против шлагбаума и требуют его демонтировать.
Собственник дома в «Родном» Евгений объясняет, почему жители не могут договориться который год.
— В протестной группе — Анна Трошкина, это сестра бывшего зампрокурора области Игоря Трошкина. Сам Игорь Трошкин тоже живет у нас, но открыто свою позицию не высказывает. Она же прикрывается родственными связями с прокурором, говорит, что ей всё можно и платить она никому ни за что не намерена, — делится Евгений. — Она требует убрать шлагбаум.
«Шлагбаум — незаконный»
Всё дело в том, что дороги в поселке перешли из одних рук в другие: изначально были частные — принадлежали застройщику, потом девелопер передал их муниципалитету — администрации Кременкуля. Возникла юридическая коллизия: закрытый поселок с муниципальной собственностью внутри — это фактически незаконно, перегораживать сельские дороги недопустимо. А значит, шлагбаум необходимо убрать, заявляет в разговоре с 74.RU Анна Трошкина.
— Во-первых, данный шлагбаум незаконно установлен, — говорит Анна Трошкина. — Во-вторых, стоимость данного шлагбаума в год выходит 3,5 миллиона рублей. Такая сумма за обслуживание двух палочек — это бред! Это мошенничество открытым путем! Какие-то коммерсанты решили вести тут свою коммерческую деятельность, поставили КПП и собирают деньги, — возмущается Анна Трошкина. — Убирает дороги администрация Кременкуля. Мы же налоги платим, почему двойную плату должны вносить?
По имеющейся информации, с дома Игоря Трошкина платежи за содержание поселка тоже не поступают. Журналисту 74.RU удалось связаться с бывшим зампрокурора области, он объяснил свою позицию, но публиковать свои слова запретил.
Игорь Трошкин работал в прокуратуре с 2009 года. Занимал должность прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Челябинской области, затем работал заместителем прокурора и прокурором Курчатовского района Челябинска. В 2018-м был назначен первым заместителем прокурора Челябинской области. В июле 2021 года, после назначения нового прокурора региона, Трошкин вышел на пенсию.
Кстати, в этом же поселке и дом бывшего прокурора Челябинской области Виталия Лопина, записанный на его супругу. Семья Лопиных платит по квитанциям исправно.
Там же находится дом гендиректора «Кеммы», зампредседателя челябинской городской думы Ивана Горнова.
— Шлагбаум, конечно, необходим: это безопасность! — сказал в разговоре с 74.RU Иван Горнов. — Конечно, всё должно быть в соответствии с законом. По идее, надо дорогу себе забрать, но то, что жители должны прийти к консенсусу, — это факт. Эта история, насколько мне известно, тянется годами.
Еще один житель элитного поселка — бывший хоккеист Антон Глинкин.
— Я там редко бываю, в эти дела не погружаюсь, не в курсе, — поделился Антон.
Рядом — коттедж действующего игрока «Трактора» Антона Бурдасова. Его супруга призналась, что выступает за ограждение.
— Конечно, шлагбаум нужен, это безопасность детей и наших домов. Я знаю, что 10 человек против (не знаю, по какой причине), все остальные — за. Если открыть поселок, это будет проходной двор, — считает Светлана Бурдасова. — Там карьер, все будут ездить, особенно летом, зачем это?!
«Отказали в аренде»
Урегулировать вопрос с муниципальной собственностью внутри поселка пытались несколько раз, уверяет Сергей Панов.
— Мы просили у администрации дать нам землю под дорогами в аренду (это бы сняло вопросы по шлагбауму), но нам отказали в аренде, — говорит Сергей. — Мы пошли в суд, оспорили их решение не давать нам землю в аренду, выиграли первую и второю инстанции. И сразу после этого власти меняют назначение этих земель с сельхозназначения на земли общего пользования. А их не предоставляют в аренду.
В итоге по документам складывается противоречивая картина: ГИБДД утверждает знаки «Стоп» и сам шлагбаум на въезде в поселок, а прокуратура требует демонтировать конструкцию.
— Принятие мер по обеспечению беспрепятственного движения транспортных средств по указанным автодорогам, — говорится в представлении прокуратуры Сосновского района.
Сейчас вопрос рассматривается в арбитражном суде. Помимо этого, жители, выступающие за сохранение шлагбаума, написали обращение к губернатору (его подписали больше 400 человек), а ТСН обратился в Генпрокуратуру.
Глава Сосновского района Евгений Ваганов заявил, что не возражает против закрытых поселков, но тут — другой случай.
— Там, где есть закрытые поселки и все люди за, а земли общедолевые, то пусть шлагбаумы стоят. Здесь же как суд решит, так и будет, — считает районный глава. — Что касается этого участка с дорогами, по документам он является территорией общего пользования — территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. На территории общего пользования запрещается установка шлагбаумов, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, создающих препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов и (или) проезду автотранспорта, и (или) проведению уборочных работ.
Председатель ТСН Сергей Панов разводит руками: вместо помощи властей натыкается на препоны.
— Как большинству жителей, так и мне непонятна позиция администрации: почему она открыто препятствует нам, не предоставляет участок в аренду, меняет в ходе судебных разбирательств ее назначение. Почему прокуратура пытается изменить проект, согласованный в ГИБДД? — задается Сергей вопросами без ответов.
Кто прав в этой ситуации?
Непростая ситуация с дорогами сложилась и в другом пригородном поселке — Малиновка: проезд оказался собственностью двух предпринимателей, и люди просят сосновскую администрацию изъять его.