Дороги и транспорт Новый облик Челябинска мнение «Приходится страдать и унижаться»: урбанист — о создании дублера подземного перехода в центре Челябинска

«Приходится страдать и унижаться»: урбанист — о создании дублера подземного перехода в центре Челябинска

Михаил Попов по пунктам перечислил доводы в пользу «зебры» на площади

По подсчетам урбаниста, подземный переход осложняет жизнь трети челябинцев
Источник:

В Челябинске необходим наземный дублер перехода на площади Революции, считает урбанист Михаил Попов. Эту тему обсуждают уже давно, но пока решение не найдено. На этот раз общественник решил по пунктам перечислить и обосновать, почему всё-таки на проспекте в центре города нужно начертить «зебру». Приводим его мнение от первого лица.

Подземные (как и надземные) пешеходные переходы активно строили, когда считалось, что у каждого человека должен быть личный транспорт. Тогда делали всё, чтобы максимально развести потоки машин и пешеходов для беспрепятственного движения автомобилей.

Но эти времена прошли, во всём мире осознали, что нельзя отдавать приоритет личному автомобилю. По статистике, в России в одной машине ездит в среднем по 1,2 человека, при этом на парковке она простаивает до 90% времени. А размеры городов ограничены. Поэтому сейчас приоритет в городах отдают пешеходной доступности и доступности общественного транспорта, а личные машины имеют приоритет ниже. Подземные переходы теряют свою актуальность, они небезопасны и не отвечают требованиям комфортного современного города. Объясняем, почему так, основываясь на данных из открытого доступа.

Стоимость строительства и обслуживания

Подземные переходы существенно дороже наземных и в части строительства, и в эксплуатации. Например, несколько лет назад планировали строить подземные переходы на улице Кирова за 750 миллионов рублей. Это как несколько новых набережных, таких же классных, как есть сейчас у «Мегаполиса», где в выходные всегда много людей. И это только заявленная цена, в процессе проектирования и самих работ она могла вырасти. К счастью для города, строить не стали.

Наземный же пешеходный переход не требует таких крупных вложений. При этом всегда нужно помнить, что бюджет города ограничен. Сэкономленные на таких переходах деньги можно тратить на что-то более необходимое для горожан.

Доступность

В городах, по разным оценкам, от 25 до 30% жителей в разные моменты времени бывают маломобильными. Маломобильные — это не только пенсионеры и инвалиды. Это беременные, мамы с колясками, дети до 4 лет, люди с тяжелыми вещами, травмированные, велосипедисты и те, кто катается на роликах. Попасть в эту категорию может любой. Еще вчера ты не замечал сложностей с передвижением, а сегодня получил травму ноги и не можешь свободно перемещаться по городу.

Подземный переход для таких людей — крайне сложное или совсем непреодолимое препятствие. Поэтому многие просто отказываются от перемещения по улице, где есть такие переходы. Или же будут искать альтернативу, в том числе с дополнительным риском для жизни.

Конечно, подъемники и лифты могут частично решать проблему. Но и тут всё непросто. Во-первых, их обслуживание дорого стоит. Во-вторых, они просто не работают.

И всё же давайте представим идеальную модель, где всё работает и функционирует как надо. Пешеходы спускаются в подземный переход, в какой-то момент возле лифта (в идеальном мире) образуется очередь из пенсионеров, велосипедистов, инвалидов, людей с травмами и так далее. И все они должны ждать лифт, чтобы просто перейти улицу. В реальных условиях все эти люди выбрали бы альтернативный путь (при его наличии) или бы перешли улицу, нарушив ПДД.

В ситуации, если установлен подъемник или пандус, пользоваться ими могут только инвалиды (на площади Революции у подъемников как раз размещены таблички с номером диспетчеров и подписью «Только для инвалидов») и мамы с колясками. Остальные (люди на роликах, с велосипедами, с тяжелыми сумками, пенсионеры) будут всё также испытывать сложности с пересечением улицы.

Далеко не все маломобильные горожане могут пользоваться пандусами, поэтому их обустройство в подземном переходе — не выход
Источник:

Также добавлю, что нужно понимать психологию выбора человека, который вообще может отказаться от похода в то или иное место, просто осознавая, что ему придется страдать и унижаться при совершении простейшего передвижения — пересечения улицы.

А вот другая статистика — около 50% горожан время от времени пользуются личным транспортом. При таких раскладах получается, что ради комфорта этой части жителей ограничивают пользование улицей других 30% горожан — маломобильных.

Влияние на трафик

Существует мнение, что подземные переходы спасают город от пробок. Так часто думают те, кто пользуется машинами. А это заблуждение — загрузка улицы зависит от числа людей, которые решили поехать на машине здесь и сейчас.

Если пропускная способность улицы превышена, то образуется затор. Во всех случаях, когда пешеходный переход/светофор убирали в угоду автомобилистам, затор лишь перемещался на 100–300 метров дальше, до следующего светофора или сужения дороги (пропускная способность проезжей части определяется по ее самому узкому месту или перекрестку). Светофоры дозируют трафик, а не ограничивают его, они уже есть и никуда не денутся.

На схеме — один из вариантов создания перехода с разделением фаз пешеходного и автомобильного движения
Источник:

Ошибочно полагать, что, если мы пустим людей по земле, появится дополнительная фаза, которая замедлит всё движение. Но существуют возможности, когда наземный переход (как дублер подземного в нашем случае) может пропускать людей дозировано, не создавая дополнительной фазы для транспорта. Если обратить внимание, часть автомобилей на перекрестке стоят в любом случае — вот там и можно по половинке проезжей части проходить пешеходам, не переживая за свою безопасность. Это удобно и быстро.

Безопасность

Считается, что подземные переходы повышают безопасность улицы, так как разводят потоки пешеходного и автомобильного движения. Но многолетний опыт их использования показывает обратную ситуацию.

Нарушение ПДД. Те люди, для которых подземный переход становится препятствием, предпочтут перейти улицу по дороге. Человек так устроен, что всегда старается минимизировать затраты своих сил и времени. Ограничивать улицу заборами не слишком эффективно. Да, многие не станут перелазить. Но для тех, кто всё-таки решил перейти, они не станут препятствием. Именно в такие моменты происходят тяжелые ДТП.

При этом стоит понимать, что иногда у людей просто нет альтернативы — до ближайших наземных переходов может быть в некоторых случаях 500–700 метров. В таком случае человек либо не переходит дорогу, либо нарушает ПДД.

Взгляните на число пешеходных подземных переходов в трех столицах.

Источник:
Источник:
Источник:

Травмоопасность. Лестницы в переходе — источник опасности, так как всегда есть риск падения. В холодную погоду они покрываются наледью и снегом. Подрядные организации не в силах круглосуточно дежурить возле перехода и убирать его каждые несколько часов в дождь или снег. Погода не останавливает людей, в итоге обычное пересечение улицы по подземному переходу оборачивается травмами. К сожалению, таких случаев происходит немало в нашем городе.

Два года назад зимой женщина попала в травмпункт после падения в переходе на площади Революции
Источник:

Правда, эти данные никогда не попадут в статистику безопасности перекрестка, потому что в зону ответственности ГИБДД это не входит.

Преступность. Любой объект или сооружение, которые создают на улице слепую зону для обзора и имеют запущенное визуальное состояние (граффити, повреждения обшивки, конструкций, разбитые стеклянные поверхности) автоматически могут быть очагом возникновения преступности. Особенно сильно это проявляется в полностью закрытых пространствах с низкой освещенностью (сплошные заборы, пешеходные тоннели, подземные переходы). Поэтому нередки, к сожалению, случаи нападения на людей именно в таких местах.

Наглядный пример такого случая, когда был создан подземный переход для повышения безопасности улицы Свободы в Москве, но статистика показала обратный результат: 47% уже подвергли себя гарантированной опасности, а оставшиеся 53% всегда имеют шанс упасть с лестничного перехода или пандуса.

Источник:

Современный город — это город комфортный и безопасный для всех. К сожалению, в наследие от прошлых градостроительных решений мы получили и ошибки проектировки улиц (в том числе подземные переходы), решать которые предстоит в ближайшее время.

Подземные переходы нужно начать дублировать наземными, чтобы:

  • вернуть доступность городской среды для 30% маломобильных горожан;

  • увеличить привлекательность улицы, что вызовет спрос на перемещения общественным транспортом, на велосипеде, пешком. Одновременно снизится число желающих пользоваться машиной. Кроме того, такой шаг благоприятно отразится на снижении загрузки дорог;

  • повысить безопасность улиц, исключив или минимизировав травматизм на лестничных пролетах и при пересечении дороги не по правилам;

  • снизить траты на подземные переходы.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
193
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления