
Опасные, неудобные и жутковатые — такими эпитетами награждают челябинские «подземки» авторы инициативы
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Депутат Центрального райсовета Марсель Хазиев обратился к губернатору Алексею Текслеру с предложением организовать наземные пешеходные переходы на двух ключевых перекрестках проспекта Ленина: с улицей Свободы и Цвиллинга на площади Революции. Похожую концепцию отстаивал ранее челябинский урбанист Лев Владов. Авторы инициативы утверждают, что ее поддерживают почти все жители города, поэтому давайте для начала сделаем срез мнений.
Марсель Хазиев считает подземные переходы неудобными и опасными для пожилых людей, инвалидов, родителей с колясками и велосипедистов. Он упоминает недавний инцидент с учительницей, которая сломала себе палец. В
— Единственные, кому они выгодны, — это коммерсанты: таким образом пешеходный трафик направляется в подземный торговый комплекс, — уверен депутат. — Это — центральная часть города, где есть прогулочные и пешеходные зоны, а потому удобство людей должно быть на первом месте. Люди идут с Кировки в сторону Драмтеатра и натыкаются на эти «баррикады», которые портят им настроение, разрушая идею пешеходного пространства.

Возможно, проблема решается реконструкцией ступеней и их своевременной очисткой?
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Для сравнения: пологий спуск в переход в жилой зоне Лондона. Барьеры нужны, чтобы исключить гонки велосипедистов. Впрочем, при нашем климате подобные горки могут быть хуже ступеней
Фото: google.com / maps
Поделиться
Марсель Хазиев подчеркивает, что на соседних перекрестках, например с улицами Пушкина и Советской, есть наземные регулируемые переходы. По его мнению, пропускная способность при этом не страдает, а значит, вынос переходов на землю несет сплошные плюсы.
Противники подземных переходов есть и в других городах: например, всея российской урбанистики Илья Варламов считает их пережитком советских времен и много лет пропагандирует отказ от под- и надземных переходов. Он отмечает — 30% городского населения испытывают сложности при хождении по ступенькам.
Не первый год борется с такими переходами и челябинский урбанист Лев Владов: на видео ниже он демонстрирует, что проспект Ленина стоит в пробках, несмотря на наличие четырех подземных переходов.
Архитектор-урбанист из Екатеринбурга Владимир Злоказов говорит, что во многих городах планируют если не ликвидировать существующие подземные переходы, то хотя бы не строить новые.
— Базовые пользователи городского пространства — пешеходы, но до какой-то поры считалось нормальным «закопать» их под землю, чтобы на улицах было замечательное и свободное движение, — говорит он. — Потом оказалось, что пробки никуда не исчезли, а пешеходам неудобно.

Подземный переход в Перми (ныне закрашенный) доказывает, что при известной фантазии можно сделать и подземелье не таким мрачным
Фото: Тимофей Калмаков / 59.RU
Поделиться
Но так ли им неудобно? Ведь и пересекать многополосные улицы на короткую фазу зеленого зачастую дискомфортно.
— Обратите внимание, что дороги вокруг подземных переходов загораживают заборами, — объясняет Владимир Злоказов. — Если бы подземные переходы были так уж удобны, людям в голову не пришло бы бегать через дорогу напрямую.
В Екатеринбурге убрали подземный переход на перекрестке Эльмаша — Фронтовых Бригад и Старых Большевиков: подошел срок его капитального ремонта, но восстановление сочли нецелесообразным
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Владимир Злоказов считает, что подземные переходы в некоторых случаях уместны, но речь в основном о крупных шоссе:
— Если речь о магистрали непрерывного движения, где пересечение транспортных потоков сделано в двух уровнях, то, конечно, под- или надземные переходы там целесообразны. Но такие магистрали обычно лежат вне плотной городской застройки, поэтому входы и выходы можно сделать более пологими и комфортными.
Впрочем, есть у идеи и противники. Сам по себе тезис о том, что переходы строят ради коммерсантов, не вполне состоятелен. В Челябинске такие сооружения появились в 70-х годах, когда слово «коммерсант» и связанные с ним беды не занимали умы граждан. Кроме того, еще весной из переходов убрали киоски, портившие вид.

1976 год: разгар строительства подземного перехода на площади Революции
Фото: chelchel-ru / LiveJournal.com
Поделиться
Доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев — один из соавторов комплексной схемы организации транспорта КСОТ-2020, не считает вынос переходов на поверхность целесообразным:
— Проспект Ленина — одна из центральных улиц города. При его транспортной загрузке я не вижу резервов для отказа от подземных переходов, — объясняет он. — Кроме того, базовое требование безопасности — это разведение потоков. Можно говорить о качестве этих переходов, но это уже вопрос комфортной среды, который тоже нужно решить: сделать удобнее ступени, более пологими входы. Но сами по себе они помогают городу справиться с транспортной нагрузкой.
Несколько показательных цифр нам дали в СМЭУ — организации, которая занимается эксплуатацией светофоров и знаков. Светофорный цикл на площади Революции составляет

В часы пик трафик через площадь Революции большой и разнородный
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Еще меньше резервов у перекрестка проспекта Ленина со Свободы — здесь поток регулируется в четыре фазы (с каждого направления), поэтому даже без пешеходов время включения зеленого невелико.
— Перекрестки проспекта Ленина, которые лишены подземных переходов, — они, как правило, небольшие: например, поток по улицам Пушкина и Советской куда меньше, чем с Цвиллинга или Свободы, — объясняет Николай Горяев.
Эксперт отмечает, что транспортную нагрузку на площадь Революции можно снизить за счет возврата двухстороннего движения на параллельную улицу Тимирязева и расширения проспекта Ленина на выходе с площади в сторону ЮУрГУ.
— Но выносить на проспект подземные переходы не нужно, — подытоживает Николай Горяев.
Один из самых нелепых пешеходников в России — питерский «краб». Круглая мостовая «переправа» висит над крупным перекрестком и увеличивает путь пешеходов в несколько раз
Скриншот: google.com / maps
Поделиться
Даже забраться на нее сможет не каждый
Скриншот: google.com / maps
Поделиться
А это Казань и надземный переход с очень длинными лестницами
Фото: google.com / maps
Поделиться
Челябинский краевед и градозащитник Юрий Латышев также не видит смысла менять пешеходные схемы на площади Революции:
— Не нужно из одной крайности бросаться в другую, — говорит он. — Новые подземные переходы действительно лучше не строить, но и старые без особой необходимости уничтожать смысла нет. Два подземных перехода сами собой исчезли — на Свердловском тракте и около АМЗ.
Идею оставить наземный переход к трамвайной остановке у «Ритма» Юрий Латышев поддерживает, а вот ремонт подземного перехода, выходящего на этот пятачок, считает бессмысленным:
— Он там не нужен — выброшенные бюджетные деньги. Лучше бы на них поставили остановочный павильон, потому что в дождь и ветер стоять невозможно — это я на себе испытал.
В Челябинске раньше обсуждали появление новых подземных переходов, например, на проспекте Ленина около бизнес-дома «Спиридонова», на Привокзальной площади, перекрестках Кашириных и Кирова, а также Кирова и Труда. Впрочем, до этого далеко: в прошлом году не удалось обустроить нормальные переезды через трамвайные пути — тут не до переходов.

Челябинцы одобрили вынос перехода на поверхность в районе трамвайной остановки у «Ритма»
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
В конце прошлого года на площади Революции появился наземный переход к трамвайной остановке около магазина «Ритм» — раньше нужно было спускаться в переход. Противником этой идеи был глава городской ГИБДД Алексей Горшков, спровоцировав гневные реплики блогера-урбаниста Ильи Варламова. Переход изначально позиционировался как временный, но его решили оставить.