Сотрудники здравпункта челябинского аэропорта заявили о грядущих сокращениях. Несколько фельдшеров уже получили соответствующие уведомления. По их словам, там и так был дефицит кадров, а в будущем станет еще хуже. Если случится ЧП — помощь оказывать пассажирам будет некому, считают медики. Мы обратились за комментарием в авиапредприятие. Подробности — в материале 74.RU.
Кто попал под сокращение
По штатному расписанию в здравпункте должно быть 17 специалистов, но на данный момент работают только 10 человек, и трое из них получили уведомления о сокращении с 31 июля. Все эти сотрудники не только ежедневно оказывают помощь работникам и пассажирам аэропорта, проводят предрейсовые осмотры, но и входят в аварийно-спасательную бригаду, работающую круглосуточно на случай ЧП.
— Есть приказ № 517 Минздрава России об аварийно-спасательном обеспечении полетов воздушных судов, по нему в расчет экстренной бригады должны входить четыре медработника, — рассказал один из сотрудников здравпункта на условиях анонимности. — По идее, в смену должны выходить пять человек, потому что один специалист находится в территориально обособленном подразделении, где проводятся медосмотры, и за отведенные на доезд шесть минут он физически не успеет добраться до места.
При круглосуточном графике работы и даже нынешнем кадровом составе здравпункта в 10 сотрудников обеспечить экстренную бригаду необходимым числом медиков невозможно, а когда их останется семеро — тем более, говорит наш собеседник.
— В марте была проверка прокуратуры, выявлено несоответствие. Руководству АО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП) было выдано представление о том, что необходимо привести количество специалистов, входящих в аварийный расчет, до четырех человек. ЧАП дал ответ, что приведет, но ничего сделано не было, более того, началось сокращение, — утверждает медик. — На сегодняшний день в состав аварийного расчета для спасения пассажиров входит либо один человек, либо ноль. Если раньше еще получалось вывести на дежурство два-три человека за счет привлечения специалистов в выходной день, то сейчас это невозможно. Если ЧП — помощь оказывать будет некому.
В обязанности медиков при нештатных ситуациях, например при аварийной посадке самолета, входит оказание неотложной помощи, сортировка, подготовка к эвакуации и передача бригадам скорой помощи пострадавших.
— Один человек ничего не сделает, если учесть, что у нас суда принимаются максимальной вместимостью до 350 человек, — говорит фельдшер аэропорта. — Даже если взять среднюю вместимость борта 165–180 человек, что один медик может сделать с таким количеством? Через наш аэропорт до 30 рейсов в сутки проходит, может произойти что угодно. Сейчас даже в терминале не всегда есть специалист, когда он уходит на медосмотры, вешается табличка: «Медработник отсутствует».
В апреле в Уральской транспортной прокуратуре действительно сообщали о нарушениях в аэропорту.
— Установлено, что в нарушение требований Федеральных авиационных правил здравпункт аэропорта не в полном объеме укомплектован кадрами для оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, — сообщала весной пресс-служба ведомства.
Руководителю аэропорта тогда внесли представление, устранение нарушений взял на контроль челябинский транспортный прокурор.
Кто заменит уволенных фельдшеров
В аэропорту сокращение медиков подтвердили.
— АО «Челябинское авиапредприятие» обучило в сертифицированных учебных заведениях 21 сотрудника службы организации пассажирских перевозок оказанию первой помощи пострадавшему. Каждый из этих сотрудников имеет сертификат. В связи с этим введено новое штатное расписание отдела медицинского обслуживания, — прокомментировали в пресс-службе аэропорта.
Однако сотрудники здравпункта настаивают: люди без медицинского образования, прошедшие только курсы первой помощи, оказывать медпомощь не могут по закону.
— По приказу Минздрава в бригаду должны входить четыре медицинских работника, плюс шесть человек из числа обученных оказанию первой помощи — они плюсом идут, а у нас ими пытаются заменить медиков, — настаивает наш собеседник.
Медики готовят обращение в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта с просьбой провести проверку соблюдения требований аварийно-спасательного обеспечения аэропорта в части соблюдения численности сотрудников здравпункта.
В Уральской транспортной прокуратуре сообщили 74.RU, что в аэропорту сейчас проводится дополнительная проверка по соблюдению требований авиационных правил, в том числе в здравпункте. Ведомство выяснит, как исполнено предыдущее предписание.
По данным сервиса «Контур.Фокус», АО «Челябинское авиапредприятие» входит в ООО «Новапорт холдинг», в составе которого сейчас значится 21 аэропорт России. Выручка предприятия по итогам 2022 года составила 2,3 миллиарда рублей, чистая прибыль — 803,3 миллиона. Владельцем «Новапорт холдинга» является международная компания ООО «Ти.Эс.Транс Сайбириа Ко», принадлежащая российскому бизнесмену Роману Троценко. По данным Forbes, его состояние в 2023 году оценивается в 3,2 миллиарда долларов.