
В преддверии запуска «Ласточек» нового поколения (модель ЭС104) на заводе «Уральские локомотивы» (входит в Группу «Синара») решили показать, как собирают составы. На сборку одного поезда в среднем уходит шесть месяцев, а всего предприятие способно производить до 200 вагонов в год. Наши коллеги из E1.RU побывали на производстве Верхней Пышме и привезли оттуда редкие кадры.



Корпуса вагонов делают из легкого и прочного алюминия. На производственном участке постоянно идет резка и сварка металла. Через некоторое время, когда кузов готов, его отправляют на покраску — по технологии наносят аж пять слоев.



Далее идет монтаж пола, окон и дверей, укладка тепло- и шумоизоляции. Особенно тщательно изолируют кабину поезда для комфорта локомотивной бригады, ведь работа машинистов требует большого сосредоточения.


На финальном этапе происходит укладка кабельных каналов, облицовка интерьера, установка кресел, багажных полок. На вагоны устанавливают тележки, а на головной, где находится кабина, — так называемую маску. Кстати, нос поезда (в отличие от «Ласточек» первого поколения) сделали довольно длинным.

— Благодаря более вытянутой форме головного вагона удалось снизить уровень аэродинамического шума и коэффициент сопротивления на 18% по отношению к показателям электропоездов «Ласточка» предыдущих моделей, — рассказали на заводе.


Больше тяги!
Над «Ласточкой-2» работали около 200 инженеров. Главная фишка поезда, по словам разработчиков, кроется в его тяговом оборудовании. Оно позволяет быстро разгоняться до 160 км/ч и эффективно тормозить, используя систему рекуперации энергии (то есть электричка еще и отдает ток обратно в сеть).
Напомним, что первые «Ласточки» на Урале выпускались в кооперации с немецким концерном Siemens. Их основные узлы были разработаны за рубежом. ЭС104 — это уже полностью отечественная разработка. Локализация его деталей составляет больше 90%.

— Самое технически сложное в поезде — это, конечно, тяговый электропривод, который включал разработку редуктора, что в России было сделано впервые. Это для нашего предприятия было прямо в новинку! Но, имея определенный опыт, мы смогли реализовать проект, — рассказал Дмитрий Лимонов, начальник департамента конструкторских разработок и исследований предприятия «Уральские локомотивы».
Ездить будет комфортно
Интерьер нового электропоезда решили выполнить в спокойных серых тонах. Сиденья оснащены USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. В вагонах установлены системы микроклимата и обеззараживания воздуха, а также подъемники для маломобильных пассажиров. Санитарные модули оснастили пеленальными столиками.



Для безопасности поезд ЭС104 буквально напичкан камерами: заднего вида и для контроля входных групп.
«Ласточка-2» в перспективе станет платформой для целого семейства электропоездов. В «Уральских локомотивах» разрабатывают еще несколько модификаций электрички. Например, ЭС105 станет так называемым двухсистемным поездом: работающим как на постоянном, так и на переменном токе. Это позволит более гибко выстраивать маршруты, в том числе делать их длиннее. К примеру, сейчас между Екатеринбургом и Красноуфимском курсирует двухсистемная олимпийская «Ласточка», на ее маршруте после станции «Дружинино» действует переменный ток.


Также в «Уральских локомотивах» задумались о создании «Ласточки», которая сможет ездить совсем без проводов. Это будет отдельная модификация на базе моделей ЭС104 и ЭС105 с возможностью автономного хода до 125 километров.

— Всегда идем вперед в ногу со временем и гибридные технологии не упускаем из вида. На неэлектрифицированные участки предполагается направлять поезда с автономной тягой на аккумуляторных батареях. На этой платформе (ЭС104. — Прим. ред.) разработка уже ведется, — подчеркнул Дмитрий Лимонов.
Впервые опытный образец ЭС104 был представлен на «Иннопроме-2023». В апреле того же года был подписан контракт на поставку в РЖД 22 новых электропоездов. Испытания были завершены в ноябре 2023-го, а в начале декабря первые четыре состава уже были направлены в СвЖД.

Недавно в РЖД провели голосование для того, чтобы выбрать «Ласточке-2» новое имя. Больше всего пассажирам понравился вариант «Финист» (птица-воин из русских сказок).