К работе общественного транспорта в Челябинске возникает немало вопросов, в первую очередь, конечно, из-за нехватки автобусов и трамваев на линии. Министерство дорожного хозяйства и транспорта тем временем сообщает о нехватке водителей и переводе отдельных маршрутов на регулируемый тариф, чтобы следить, как перевозчики выполняют свои обязательства. В городе стало больше автобусов и меньше маршруток, но последние все еще в большом количестве «летают» по городу. Наша корреспондентка Людмила Орлова, давно не ездившая на маршрутках, возмутилась хамским отношением к людям, а также принятием пассажирами унизительных условий.
Представьте себе серое утро. Холодно. Скользко. На обочинах огромные накаты — поскальзываешься, падаешь в жижу реагентов чуть ли не под колеса машины. Встаешь, идешь на накат с другой стороны. Подъезжает грязная маршрутка, соскакиваешь с кучи (чуть снова не упав), пытаешься впихнуться в салон — внутри даже дышать сложно, не говоря уже о поднятии руки. Водитель орет: «За проезд передаем! Кто не оплатил?» Дальше идет череда «Передайте» и «У кого сдача со 100?», «Не могли мелочь подготовить?». А на следующей остановке — попытки кого-то выбраться из душного пространства. И стоишь, качаешься, не знаешь, как и за что удержаться, надеешься, что не проедешь свою остановку, ведь ничего не видно из окон, которые замерзли (или запотели, или закрыты шторками опционально).
А, точно, мы же в Челябинске — не нужно ничего представлять, мы в этом живем!
Я в таких условиях ездила в 2015–2019 годы. Ненавидела маршрутки. Радовалась, когда не нужно было ехать к первой паре в университет (а с Братьев Кашириных до Теплотеха ходили только маршрутки). Я восхищалась друзьями, для которых было не проблемой «прыгнуть в маршруточку и быстренько доехать». Каждый раз в этих грязных салонах был для меня испытанием. Потом я стала работать у ЮУрГУ, куда ходили старенькие троллейбусы — начала подгадывать, чтобы попадать на них (медленно, не всегда чисто, зато просторно).
А потом я переехала в центр города. Нужда в маршрутках отпала вовсе: либо пешком, либо на автобусе или трамвае. Через какое-то время я вообще перестала думать о том, что общественный транспорт в массе своей вообще-то ужасен — мне же комфортно. Иногда лишь я с отвращением вспоминала студенческие времена, когда, стоя на проспекте Ленина, видела грязные маршрутки с надписью «через свалку».
И вот спустя, наверное, годы мне пришлось ехать на маршрутке: от Алого Поля в Ленинский район. На онлайн-картах отобразился значок с номером 128. Я обрадовалась, и удивилась, когда приехал микроавтобус, но забралась внутрь (а за мной — еще тьма людей). В салоне одно объявление о стоимости проезда по городу — 35 рублей (до Копейска — 40, озвучил водитель).
— Безналом можно?
— Перевод.
Тут я сломалась. Если маршрутка отображается на онлайн-картах, то, вероятнее всего, она ездит по регулируемому тарифу, а раз так — должен быть и терминал для оплаты картой или проездным.
— Не нравится — за нами автобус есть, — заявил водитель и протянул замотанную в скотч картонку с номером телефона. Пришлось открывать приложение банка и переводить деньги.
В какой-то момент мне удалось захватить свободное место, открыть телефон и найти информацию, что действительно 128 маршрут перевели на регтариф. На мой возглас об этом водитель повторил, что безнала нет, а если мне что-то не нравится — могу ехать на чем хочу. Он открыл дверь и потребовал, чтобы я покинула салон, мол, вали, раз что-то не нравится. Тут стало ясно, что тактика «если нет терминала, то не платите» тут не сработает.
— Так, частник же, чего ругаться с ним? — сказал стоявший рядом мужчина.
— Надо смотреть на мир с позитивом, негатива и так хватает, зачем тебе эти споры? — строго посмотрела на меня сверху вниз какая-то женщина.
Честно говоря, вот эти комментарии взбесили меня куда сильнее хамства водителя, тряски, грязи в салоне, тесноты, невозможности отслеживать маршрут через замерзшее стекло. Почему люди, с которыми мы живем в одном городе, не в курсе, что, вообще-то перевозчику маршрута № 128 заплатили за то, чтобы их не возили как скот. Заплатили с их налогов (правда, которые за них отчисляет работодатель. И нет, налог у нас не 13 %, как многие думают, а около 40 %).
Торги на перевозку по маршруту № 128 ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» провел в конце декабря 2023 года. Контракт на год за максимальные 23,2 миллиона заключили с единственным участником — ООО «Автотранспортное предприятие 1» (на момент публикации, перевозчику выплатили 1,3 миллиона рублей). Фирма была зарегистрирована в апреле 2014 года, директор и владелец половины компании — Александр Исаев, второй учредитель — Ольга Полянина. По данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2022 года чистый убыток компании составил 6 тысяч рублей. «АТП 1» аффилированно через руководство с другими перевозчиками — ООО «Автолайн», ООО «АвтоЛуч», ООО «Сервис-Транс» и прочими, работающими на крупных городских маршрутах.
Когда я вышла, сфотографировала номер маршрутки, водитель высунулся и обложил меня такими матами, за которые Роскомнадзор редакции впаял бы не штраф, а штрафище. И другой мужчина, который тоже вышел, заметил, обращаясь ко мне, мол, зачем я бешу частника, ведь он делает, что хочет.
Получается, что люди дважды оплатили проезд по повышенной стоимости (на регулируемом тарифе цена должна быть такая же, как, например, в трамвае или зеленом автобусе — 29 рублей по банковской карте, а не 35), их везут как скот, а они говорят: «Не рыпайся».
Челябинцы, вам нравится хамство, грязь, неудобства? Почему за свои деньги (заплаченные дважды) вы миритесь с этим, да еще и затыкаете недовольных положением дел? Справедливо недовольных. Почему вы не требуете того, чем вас в данном случае обязаны обеспечить?
Если вы пришли в магазин, где по старинке продавец подает товар, и он вручит вам хлеб с плесенью, то с радостью примете? Или начнете возмущаться, требовать деньги назад? Да и вообще больше никогда не пойдете туда, расскажете знакомым: «Дрянь продают». Почему так не работает с маршрутками?
Я понимаю, что для многих в Челябинске маршрутки — все еще единственная возможность добраться из точки «А» в точку «Б», попросту нет альтернатив. Но ведь уже у всех есть телефоны! Может, вместо дурацких игрушек в дороге стоило бы отправить жалобу на перевозчика в Миндортранс, сфоткав салон, объявление, показав отсутствие безнала. Вам эта жалоба не будет стоить ничего. Но, может, перевозчику надоест получать штраф за штрафом за нарушение условий контракта, и он наконец-то закупит валидаторы, распечатает билетное меню, наймет клининговую службу, которая почистит грязные сидения. Почему нет? Что вы потеряете? И не говорите про «ничего не изменится», «пришлют отписку» — вы не пробовали.
У меня есть татуировка «Ты ничего не теряешь». Я ее набила специально для таких случаев: чтобы не забывать, что ряд моих действий мне ничего не будет стоить, но может улучшить и мою жизнь, и жизнь окружающих. Попробуйте следовать такой парадигме — не оставаться равнодушным хотя бы там, где вам несложно: заступиться за ребенка, которому в автобусе не хватило двух рублей на билет, помочь старушке на скользком тротуаре, улыбнуться кассиру. От этих простых действий вы ничего не потеряете, но за них вам вернется сторицей. Я знаю — проверяла.
Вы часто ездите на маршрутках?
В 2022 году в Челябинске и пригороде запустили масштабную перезагрузку общественного транспорта. Изменились маршруты общественного транспорта, начали закупать новые автобусы и трамваи, собрали новые троллейбусы, разработали проект метротрама. Мы разобрались, кому челябинцы платят за проезд в общественном транспорте и сколько денег крутится в перевозочном бизнесе, и кто начнет зарабатывать на этом с весны 2024 года. Все о транспортной реформе — в сюжете 74.RU.