Читатели завалили редакцию жалобами на микроавтобусы № 128: нет информации о маршруте и терминалов для безналичной оплаты проезда, водители хамят. И все это — несмотря на то, что маршрут перевели на регулируемый тариф. Мы узнали у транспортников, что делать в таких случаях, получили объяснение перевозчика, а также по просьбе челябинцев и жителей пригорода составили реестр маршрутов, на которых должны быть терминалы.
— На автобусе № 128 (госномер 978) нет терминала — водитель высаживает меня из автобуса. Мне с ней драться? Я почему ей должен наличкой платить? Я ехал по Челябинску! — возмутился Олег. — На транспортной карте у меня уже [лежит] 1200 рублей. И мне теперь что, еще с собой возить для любимого автобуса 1200 рублей? Дорого мне проезд обойдется — в 2400 рублей! Если перевозчик не может принять оплату на сломанный терминал, то это его проблема. Я — пассажир — приобрел карту, пополняю ее, и почему мне нельзя проехать от 24 микрорайона до Алого Поля в 12:45? Что за беспредел? А народный перевозчик будет опять обижаться на всех, хотя сам работает с нарушением правил!
— Вы писали, что маршрут № 128 Копейск — Челябинск будет работать с валидаторами по регтарифу с 1 января, — напомнил другой читатель 74.RU. — Уже скоро март, а маршруты не только не оборудованы валидаторами, но и подняли стоимость проезда! Получается, что перевозчик работает в серую, как и раньше.
— Водитель в маршрутке № 128 потребовал 35 рублей на карту по номеру телефона, — рассказала Екатерина. — Обещали же, что будут терминалы — и где? Как минимум переводить неудобно в трясущейся маршрутке.
«Изменить ситуацию могут только жалобы»
Об этой проблеме ранее говорили и в самом Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и даже штрафовали перевозчика — ООО «АТП 1» — за нарушение условий контракта.
Торги на перевозку по маршруту № 128 «Организатор перевозок Челябинской области» провел в декабре 2023 года. Контракт на год за максимальные 23,2 миллиона заключили с единственным участником — ООО «Автотранспортное предприятие 1» (на момент публикации, перевозчику выплатили 1,3 миллиона). Фирма зарегистрирована в апреле 2014 года, директор и владелец половины компании — Александр Исаев, второй учредитель — Ольга Полянина. По данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2022 года чистый убыток компании составил 6 тысяч рублей. «АТП 1» аффилированно через руководство с другими перевозчиками — ООО «Автолайн», ООО «АвтоЛуч», ООО «Сервис-Транс» и прочими, работающими на крупных городских маршрутах.
Начальник управления транспорта Миндортранса Челябинской области Николай Гаряев в разговоре с корреспондентом 74.RU объяснил, что делать в ситуации, когда перевозчики, работающие по регтарифу, отказывают в безналичной оплате проезда.
— Изменить ситуацию могут только жалобы. Мы челябинцам говорим: пишите обращения, — призвал Николай Гаряев. — Все [перевозчики], которые работают по регтарифу, работают по контракту. Как только поступает информация о нарушении контракта (и она подтверждается: перевод оплаты на номер телефона, завышение цены проезда, отсутствие валидатора), то перевозчик получает штраф. И это существенный штраф. Штрафы рассчитываются в процентах от цены контракта.
«Если мы уволим всех водителей, лучше никому не будет»
Директор ООО «АТП 1» Александр Исаев ранее заявлял, что пассажирам при отсутствии терминала вообще не нужно оплачивать проезд. Он заверил, что работает с водителями, но пока их привычки сложно изменить.
— Мы сосредоточены на том, чтобы снять транспортную напряженность и обеспечить присутствие транспорта на маршрутах, чтобы люди могли уехать. Вопрос с терминалами решается нами в рабочем порядке совместно с МУП «СОД». С водителями ведется постоянная работа, проведены инструктажи, — объяснил Александр Исаев. — Но здесь работать нужно с двух сторон. Мы ждем от пассажиров помощи в контроле водителей. Если у водителя нет терминала, то позвоните диспетчеру: назовите дату, время, номер конкретной машины. Мы тут же снимаем таких водителей с маршрута, лишаем их премии, а они теряют рейсы и деньги. С водителями сейчас напряженно, если мы уволим всех 20 водителей, то лучше никому не будет. Я не могу перейти красную черту — оставить пассажиров вообще без транспорта.
Александр Исаев призвал людей обращаться в диспетчерскую, если на маршруте были проблемы. И попросил не кричать на диспетчеров, не срываться на них из-за некорректной работы водителей.
Если вы столкнулись с хамством водителя на маршруте № 128, вас высадили в неположенном месте или не довезли до конечной, а в салоне нет терминала для безналичной оплаты — звоните в диспетчерскую по телефону 8 (351) 230–95–57. Необходимо сообщить дату, время, госномер машины.
— Мы стараемся делать так, чтобы водители исполняли законные требования, проводим еженедельные инструктажи, обучения, — продолжил Александр Исаев. — Но они парни с горячей кровью — до них не всегда с первого раза доходит. Те, на кого жалуются раз, два — происходят рецидивы — таких мы увольняем, потому что ничего изменить с этим человеком нельзя. Но потом я этого же водителя вижу за рулем автобуса МУП «СОД» — он за рулем также курит. Не мы ничего не смогли сделать — это человек такой.
Как понять, какие маршрутки ездят по регтарифу
Информация о том, кто работает по регулируемому тарифу, есть в реестре Миндортранса. Мы собрали эти данные в один документ — зеленым выделили маршруты, на которых должны быть валидаторы или терминалы, фиксированная стоимость проезда (29 рублей по банковской карте, 28 — по транспортной, 35 — за наличные).
Жалобу на перевозчика можно подать по почте госучреждения «Организатор перевозок Челябинской области» или через интернет-приемную Миндортранса. В обращении необходимо зафиксировать номер маршрута, госномер транспортного средства, дату и время, когда вы столкнулись с проблемой.
В 2022 году в Челябинске и пригороде запустили масштабную перезагрузку общественного транспорта. Изменились маршруты общественного транспорта, начали закупать новые автобусы и трамваи, собрали новые троллейбусы, разработали проект метротрама. Мы разобрались, кому челябинцы платят за проезд в общественном транспорте и сколько денег крутится в перевозочном бизнесе, и кто начнет зарабатывать на этом с весны 2024 года. Все о транспортной реформе — в специальном разделе 74.RU.