Жители поселка Западный заявили о проблемах с общественным транспортом. По их словам, пассажиры с трудом добираются до Челябинска из-за того, что маршрутки №136К и №158К ходят редко. Часто салоны переполнены, и бывает, что люди падают в обморок, сообщила читательница 74.RU. Перевозчики тем временем жалуются на жесточайший кадровый дефицит — автобусами попросту некому управлять.
— Пассажиры вынуждены добираться до города в невыносимых условиях, либо благодаря добрым попутчикам на личных авто. Водители 136К маршрута рассказывают, что им платят «серую» зарплату, штрафуют, из-за этого проблемы с приемом водителей на работу, — рассказала читательница 74.RU Людмила. — На рейс вместо установленного контрактом количества автобусов выходит только половина, так как другая половина неисправна. Из-за этой ситуации автобусы 136К в часы пик забиты до предела, в салоне 29 градусов тепла, так как водители не отключают обогрев. И в такой обстановке люди в зимней одежде по полтора часа (в пробках) вынуждены «париться» в битком набитом автобусе, падают в обморок. На работу приезжаешь как после сражения.
Руководитель ООО «ЗапСибАвто», которое обслуживает маршрут № 136К, Хаким Муратов объяснил ситуацию кадровым голодом.
— Машины есть, поломок нет — водителей не хватает, — ответил Хаким Муратов.
ООО «ЗапСибАвто» зарегистрировано в январе 2012 года в Тюмени. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителями являются четыре человека: Даниил Джалун (81,2 %), Людмила Коновалова (6,2 %), Дмитрий Хребтов (6,2 %), Хаким Муратов (6,2 %). Последний также управляет компанией. В 2022 году на предприятии работал 161 человек, выручка на конец этого года составила 501,2 миллиона рублей, а чистая прибыль — 36,8 миллиона.
Директор ООО «АТП 1», которое работает на маршруте № 158К, Александр Исаев подтвердил слова коллеги. Он заверил, что машины есть, а если и ломаются, то их быстро чинят, выводят резерв. А вот ездить на них некому.
— По маршруту 158К плановый выход должен быть 10 машин, маршрут должен работать в паре с 136К, чтобы обеспечивалась интервальность 15 минут, — объяснил Александр Исаев. — В феврале у нас выход машин составил 80% (15 февраля выходило 7 машин, 16 — 5, 17 — 7, 18 — 6, 19 — 8, 20 и 21 — 7, 22 и 23 — 6, 24 — 5). Эти минус 2 — 3 машины стоят на ремонте с головками блока, мы заказали запчасти, ждем. Если у маршрута 136К схожие проблемы, то вот и получается интервальность 40 минут. Столкнулись еще с тем, что не хватает водителей. Сейчас мы разрабатываем разные программы дотаций и премирований, чтобы набрать штат.
По словам Исаева, он следит за исполнением условий контракта, но, например, в январе нормально работать мешали снегопады, заторы на дорогах, а в феврале — кадровый голод.
— Мы заинтересованы в полном исполнении контракта и следим за выходом машин на маршрут не менее пристально, чем пассажиры, — заверил Александр Исаев. — Ситуация у нас выравнивается, но проблемы глобальные с транспортом.
ООО «Автотранспортное предприятие 1» зарегистрировано в апреле 2014 года, директор и владелец 50% компании — Александр Исаев, второй учредитель — Ольга Полянина. По данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2022 года чистый убыток компании составил 6 тысяч рублей. «АТП 1» аффилировано через руководство с другими перевозчиками — ООО «Автолайн», ООО «АвтоЛуч», ООО «Сервис-Транс» и прочими, работающими на крупных городских маршрутах. ООО «АТП 1» обслуживает еще маршрут № 128.
Знакомый с ситуацией перевозчик, пожелавший остаться анонимным, считает, что проблему усугубила конкурентная борьба за водителей со стороны муниципальных предприятий.
— Как можем конкурировать с муниципальным предприятием, если водителям там губернатор сделал подъемные 500 тысяч? И все водители побежали устраиваться туда, — возмущается предприниматель. — У нас с вами Тришкин кафтан получается. На рынке есть определенное количество водителей — больше их не становится. Знаете закон сохранения энергии? Она не берется из ниоткуда и не уходит в никуда — переходит от одного тела к другому. Водителей больше не становится: у кого-то они есть, а у кого-то нет. Вечная гонка заработной платы. Мы столкнулись с оттоком водителей, потому что в муниципальных предприятиях создали специальные условия за счет бюджетных денег.
В ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» читательнице Людмиле ответили, что проводят проверки и штрафуют перевозчиков, которые не выполняют условия контракта: не выводят машины в рейс, не доезжают до конечных остановок маршрута, прячут терминалы оплаты безналичного проезда. В ответе заместителя директора организации Артема Сагдакова, который есть в распоряжении редакции, говорится также об усилении маршрутной сети на западном направлении.
— Сосновский район является частью Челябинской агломерации, на территории которой с 2021 года проводится масштабная транспортная реформа, рассчитанная на период до 2025 года, — сказано в ответе. — В ходе реализации транспортной реформы запланировано усиление маршрутной сети путем введения новых востребованных маршрутов, а также обновление подвижного состава. По мере дальнейшей застройки территории поселка Западный будут приниматься решения по запуску новых маршрутов или изменению существующих маршрутов, в том числе с учетом появления социальной инфраструктуры в поселке и вероятным перераспределением потоков пассажиров.
Все о транспортной реформе — в специальном разделе 74.RU.