В Челябинске стартует четвертый самокатный сезон: впервые сервисы проката (кикшеринга) появились у нас в 2021 году. Водители самокатов нередко попадают в ДТП, в том числе сбивают пешеходов, и в последнее время практика их наказаний стала ужесточаться: есть и взыскания на сотни тысяч рублей, и уголовные статьи. Ниже — обзор наиболее медийных дел с самокатчиками, и обращает внимание, что наказания зачастую мягче, чем для автомобилистов (объясним почему так).
Руководитель консалтингового агентства «Советник» Константин Берсенев отмечает, что аварийность самокатчиков всё нарастает. По статистике, с января по сентябрь 2023 года в России зарегистрировано 2647 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), что втрое больше, чем за аналогичный период 2022 года. Об этом сообщается в обзоре от Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД. В таких авариях 31 человек погиб, причем три жертвы были несовершеннолетними. Количество травмированных детей за девять месяцев прошлого года превысило 900. То есть, несмотря на всю шумиху в прессе, накал проблемы не ослабевает, и одна из причин — ощущение безнаказанности самокатчиков. Но судебная практика постепенно крепчает, в том числе за счет жесткой позиции силовиков в отношении самокатчиков.
Как судят самокатчиков
Например, крупную компенсацию присудили подростку, сбившему в октябре 2022 года 77-летнюю пенсионерку. Она получила перелом плечевой кости со смещением, квалифицированный как вред здоровью средней тяжести. Суд первой инстанции постановил взыскать с законного представителя самокатчика компенсацию морального вреда в 350 тысяч и расходы на лечение в районе 13 тысяч рублей, но прокуратура обжаловала решение: в Челябинском областном суде увеличили первую компенсацию до полумиллиона рублей.
А вот в этом ДТП 18-летний парень налетел на пожилую женщину, которая, ударившись головой, позже умерла в больнице. Против самокатчика возбудили уголовное дело по части 2 статьи 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта), которая предусматривает наказание вплоть до четырех лет лишения свободы. Парень отделался сравнительно легко — годом ограничения свободы, но позже родственник жертвы добились в суде выплаты двух миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда.
Самокатчики, как правило, не горят желанием отвечать за свои действия, и многие скрываются с места происшествия. В столице в этом году все прокатные кикскутеры оснастили номерами и обучают камеры распознавать их нарушения. Данные о пользователях есть и у самих сервисов, но даже это не всегда гарантирует идентификацию водителя. Знаковым в этом смысле является случай в Омске, где водитель самоката (по словам свидетелей, Whoosh) сбил девочку и скрылся. Перелом ноги ребенка квалифицировали как тяжкий вред здоровью, но, несмотря на содействие сервиса проката, полиция не смогла установить водителя. Однако суд возложил обязанность компенсировать моральный вред в 350 тысяч рублей на саму компанию. В том числе в деле есть ссылка на разъяснения Верховного суда, который разрешил приравнивать электросамокаты к источникам повышенной опасности. В этом случае статья 1079 Гражданского кодекса обязывает владельца источника повышенной опасности компенсировать причиненный им вред вне зависимости от степени вины. Исключениями являются события непреодолимой силы или происшествия, в которых есть умысел потерпевшего.
В Тольятти вынесли приговор 23-летнему самокатчику, который налетел на шестилетнюю девочку, переломав ей ноги. Против него возбудили уголовное дело по части 1 статьи 118 УК РФ о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, одно из наказаний по которой — арест на срок до шести месяцев. Виновнику назначили принудительные работы на девять месяцев с удержанием 10% заработка в доход государства, а моральный вред оценили в 100 тысяч рублей.
А вот это челябинское ДТП завершилось для самокатчика испугом: хотя он грубо налетел на детей на тротуаре, нанес им травмы и скрылся, дело по мягкой статье 12.30 КоАП (штраф 1000–1500 рублей) в полиции закрыли, сославшись на отсутствие серьезных травм у пострадавшего. Водителя самоката лишь оштрафовали на 800 рублей за перевозку пассажира (статья 12.29 КоАП). Кстати, обе статьи не распространяются на водителей транспортных средств и обычно применяются к пешеходам или пассажирам, то есть в данном случае самокатчик уравнен с безлошадным. И такая трактовка — отдельная проблема, о чем расскажем ниже.
Следственный комитет против самокатов
Важна и позиция Следственного комитета России, глава которого Александр Бастрыкин регулярно требует возбуждения уголовных дел против самокатчиков, допустивших серьезные столкновения с пешеходами. Так, в Челябинске 15-летний подросток налетел на пожилую женщину на тротуаре возле перекрестка проспекта Победы и Молодогвардейцев. Пострадавшая получила серьезную травму головы, и первоначально на подростка завели лишь административное дело, но глава СК потребовал возбудить уголовное. Аналогичные поручения Бастрыкин дал применительно к происшествиям в Петербурге и Сочи, где водитель прокатного электровелосипеда сбил беременную на пешеходном переходе. В последнем случае возбудили уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ об оказании услуг ненадлежащего качества, поскольку водитель заявил о неисправности тормозной системы велосипеда.
Глава СК взял под контроль и дело о сбитом в Новосибирске четырехлетнем мальчике. 17-летний самокатчик наехал на него во дворе, а когда отец ребенка погнался за нарушителем, тот стал отстреливаться из газового пистолета. Полиция, по словам отца, поначалу пыталась спустить дело на тормозах, но после вмешательства Бастрыкина возбудили дело по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство с применением оружия). К слову, это довольно серьезная статья Уголовного кодекса, которая предусматривает до семи лет лишения свободы.
Почему не используют водительские статьи?
Обращает внимание, что против пользователей кикшеринга не возбуждают уголовных дел по водительской статье 264 УК РФ, и этому есть объяснение. В 2023 году в ходе очередных изменений ПДД средства индивидуальной мобильности признаны транспортными средствами, но не механическими транспортными средствами (с точки зрения законов это важная разница). В правах самокатчики по большей части уравнены с велосипедистами, например, могут ездить по тротуарам.
Столкновение с пешеходами при этом считаются ДТП, а люди, управляющие самокатом, — водителями. То есть на них распространяются многие водительские пункты ПДД, например, обязанность оставаться на месте и вызывать ГИБДД в случае дорожно-транспортного происшествия. Соответственно сами пешеходы в случае наезда самокатчика в первую очередь должны заявлять о случившемся в ГИБДД. Но в случае тяжелых происшествий с травмированием или гибелью людей статья 264 УК РФ к самокатчикам не применяется, поскольку распространяется на водителей именно механических (а не любых) транспортных средств. А вот аналогичная по духу статья — 12.24 КоАП, наказывающая за причинение легкого и среднего вреда здоровью, для СИМов актуальна (в ней идет речь о любых ТС).
Константин Берсенев говорит, что сейчас правоприменительная практика в части привлечения к уголовной ответственности водителей электросамокатов только формируется. Например, указывает он, ранее Верховный суд разъяснял, что пользователей СИМов нужно приравнивать к пешеходам, хотя это было до марта 2023 года, когда понятие СИМа появилось в ПДД, которые теперь определяют их как транспортные средства.
— Практика пока неоднородна, и есть примеры привлечения водителей СИМов по пешеходным статьям, — уточняет он.
Константин Берсенев также подчеркивает, что многое зависит характеристик самоката, и в ряде случаев их пользователей могут наказывать как водителей механических транспортных средств:
— Например, в Тюмени суд признал водителя электросамоката виновным в управлении транспортным средством категории «М» (мопеды) в состоянии опьянения и с учетом административного наказания за отказ от медицинского освидетельствования назначил наказание согласно части 1 статьи 264.1 УК РФ. Решение суда было основано на технических характеристиках электросамоката, согласно которым при максимальной мощности электродвигателя более 0,25 кВт и конструктивной скорости свыше 25 км/ч он был приравнен к мопеду, — объясняет Константин Берсенёв.
Как вы относитесь к электросамокатам?
А вот подборка с самыми нелепыми авариями с самокатами (от некоторых стынет кровь). Ранее мы разъясняли, чего новые ПДД требуют от самокатчиков. Все новости об этой проблеме собраны у нас в отдельный сюжет.