После отмены маршруток № 22, связывавших Ленинский район, центр города и Парковый, в Челябинске запустили схожий по схеме движения автобус 22а. И читатели почти сразу завалили редакцию жалобами: на новом маршруте машин катастрофически не хватает, люди не могут уехать на работу, опаздывают. Мы узнали, с чем связаны проблемы и когда ситуация улучшится.
— Раньше 22 маршрутки ходили каждые три минуты, а замена на 22а привела к тому, что первый автобус с Паркового идет в 5:45, — возмущается Кристина. — Люди опаздывают на работу. Количество автобусов мизерно. Вечером невозможно в час пик попасть в транспорт. Зимой будет еще ужаснее. Неужели на рейс нельзя было добавить еще столько же автобусов. Перевозчик ООО «Альфа» неужели не видит ситуацию? А как насчет неисправных тормозов? Невозможно нормально ехать — на каждом светофоре дергания.
— После отмены 22 маршрутки уехать в Ленинский [район] с «Юности» нереально, — поддерживает Владимир. — Я 40 минут ждал 22а, он приехал полный, как и редкие 92 пазики. Люди стоят, а потом уходят: кто на такси, кто в сторону филармонии.
— Автобус 22а невозможно дождаться, сегодня простояла 40 минут на Шмакова и то не дождалась, а отсюда на другой маршрутке не уедешь (там только 12 и 54, которые тоже ходят раз в час с перебоями). В городе, возможно, получится уехать на другом автобусе, но с нашей остановки — нет, приходится идти на 64 автобус, который в 15 минутах ходьбы, — пишет Ксения. — При этом в 22а водители пересели из 22 пазиков, а ездить по правилам автобусов не научились. На остановке «Площадь Революции» вообще непонятно, где их ловить (она длинная), они то вперед едут, как должны автобусы, то сзади останавливаются, как маршрутки, — приходится бегать. Также они иногда пропускают остановки, как на пазиках, приходится кричать и ругаться, чтобы высадили на остановке.
— Очередной перегревшийся 22а. Остановка «Технический колледж» в сторону конечной «ЧКПЗ». Остановился, выгрузил, загрузил, закрыл двери и закипел (по звукам — как на взлет заходил). Сразу всех высадил и уехал, судя по всему, охлаждаться, — предполагает читатель 74.RU. — Платной ли будет пересадка на следующий автобус, если приедет? Видимо, да.
Миндортранс
Заместитель дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров сообщил, что в курсе проблемы, перевозчика предупредили о штрафах за нарушения условий контракта.
— На прошлой неделе в министерстве состоялось совещание с перевозчиком маршрута 22а по повышению качества его работы. В отрасли сохраняется проблема дефицита водительских кадров, что не позволяет ООО «Альфа» в полной мере обеспечить заявленный выпуск в соответствии с контрактом, — объяснил Александр Егоров. — Из 20 запланированных расписанием автобусов в информационной транспортной системе наблюдается лишь 14–15. Перевозчик предупрежден о штрафных санкциях в соответствии с контрактом и работает над привлечением дополнительных водителей.
Александр Егоров обратил внимание, что в городе появились нелегальные маршрутки № 22.
— Контроль по данному типу нарушений осуществляют федеральные органы власти ТОГАДН (территориальное отделение государственного автодорожного надзора) и ГИБДД. Сегодня (17 июня — Прим. ред.) проведены проверки нелегальных перевозчиков, по всем выявленным нарушениям составлено порядка 10 административных протоколов на водителей, два автобуса перемещены на штрафную стоянку, — заверил он.
«Автобусы сырые»
На маршруте 22а работает перевозчик ООО «Альфа». По словам директора компании Руслана Хисматуллина, у него в распоряжении 22 машины, из них 20 он должен выводить на маршрут, а две — для резерва на случай поломок. Но на деле, по городу ездит гораздо меньше.
— Автобусы, которые мы получили, — сырые, — объяснил Руслан Хисматуллин. — Я так понимаю, эти [Volgabus среднего класса] — новая разработка, и пока она зарекомендовала себя не очень хорошо, в отличие от автобусов большого класса. Возникает много проблем с электроникой, например, коробки с двигателем не стыкуются по электронике и уходят в аварийный режим. Получается так, что у нас в день по 6−8 машин выходят из строя. И это не от нас зависит. Дилер пытается решать вопросы по запчастям, но они очень долго идут с завода-производителя. Автобусы все на гарантии, и вмешательство сторонних организаций или наших механиков чревато тем, что мы «слетим» с гарантии, а машины очень дорогие. Еще не всегда приходят запчасти хорошего качества, к сожалению. Особенно видны проблемы с газовым оборудованием, бывает, что там запчасть меняют, а она выдает ту же самую ошибку.
ООО «Альфа» зарегистрировано в Челябинске в августе 2016 года. По данным сервиса «Контур.Фокус», специализируется на автобусных перевозках, продаже машин, запчастей, а также занимается арендой техники. Директор — Руслан Хисматуллин. На работу по маршруту 22а госучреждение «Организатор перевозок Челябинской области» с перевозчиком заключило контракт на 184,4 миллиона рублей до 2025 года. На конец 2023-го официальная выручка фирмы составила 25 миллионов, а чистая прибыль — 300 тысяч рублей.
По словам перевозчика, автобусы выходят из строя не из-за жары — проблема в электронике.
— Они не перегреваются. У них электроника выходит из строя, — уточнил Руслан Хисматуллин. — А любая у них ошибка провоцирует именно на то, что автобус никуда не двигается. Он встает в аварийный режим, его приходится везти к дилерам. Дилеры эту ошибку убирают, и, соответственно, потом мы его обратно выводим, поэтому они в таком количестве и ходят.
Помимо этого перевозчик столкнулся с той же проблемой, что и весь город, — нехваткой водителей.
— В основном приходят те, кто работал на маршрутном такси, и с ними сложно — они труднообучаемые, — признался он. — Мы водителя берем, обучаем, он едет, и, если что-то не устраивает в нем, на него поступают жалобы, то мы его меняем на другого. Еще и техника новая, а специалистов по ней в Челябинске — один-два человека.
Руслан Хисматуллин отметил, что кондиционеры в автобусах работают исправно — жалоб на духоту в салонах ему не поступало. Тем временем, наш корреспондент во время «контрольного проката» столкнулся с тем, что система охлаждения в автобусе не работает.
— Я от вас первый раз слышу, что кондиционеры не работают, — удивился перевозчик. — У водителя нет индивидуального кондиционера — система едина во всем салоне. Водителю нет смысла выключать кондиционер. Либо, опять же, могла возникнуть электронная ошибка, думаю, единичная.
Источники 74.RU в Миндортрансе рассказали, что в течение лета маршрут 22а должен стабилизироваться.
«Тополиный пух забивает радиаторы»
Обслуживанием новых «Волгабасов» в Челябинске занимается дилер ООО «Поколение авто». По словам директора компании Артема Мотырева, чаще всего автобусы ломаются из-за городских условий.
— Тополиный пух забивает радиаторы, и это обычная ситуация для такого периода. Вы же видите, сколько у нас сейчас пуха, пыли в городе, а так как радиатор низко находится, в него все задувается, — объяснил Артем Мотырев. — Перевозчик должен в ежедневном режиме продувать радиатор, проверять колеса, хорошо ли на них болты закручены, есть ли масло, антифриз. Тут дело не столько в поколении авто, сколько в сервисе. Да, есть небольшие проблемки с прошивкой, но это решаемо. Пазики тоже забивались пухом, просто их было гораздо больше, поэтому люди не замечали их отсутствия.
ООО «Поколение авто» образовано в мае 2017 года. По данным сервиса «Контур.Фокус», директор — Артем Мотырев, учредитель — Эдуард Маховский. На конец 2023 года выручка компании официально составила 157,4 миллиона, а выручка — 704 тысячи рублей.
По словам дилера, электроника, которая рассчитана на жаркий климат, может выходить из строя из-за особенностей региона. Но большая часть проблем все-таки из-за недостаточного обслуживания.
— Машины для нашего города свежие, и все нюансы мы изначально знать не можем. Проблемы есть, они решаемы. Но сейчас еще и жара действует на электронику, перегревает приборы, — констатировал Артем Мотылев. — И не угадаешь, что может сломаться, а что — перегреться. Причем те же автобусы рассчитаны на работу в жару, хорошо работают, например, в Сочи, а у нас выходят из строя — специфика. Но я уверен, что проблема в том, что инженеры перевозчика не делают протяжку колес, не проверяют антифриз.
Ремонт сломавшегося автобуса может занимать от нескольких часов (например, продув радиатора) до нескольких недель.
— Решение о том, гарантийный случай или нет, принимают за день-два, — заверил дилер. — А вот устранение может занять побольше времени. Особенно, если что-то сгорело, нужно найти один проводочек из километров проводов.
На жалобы пассажиров на дергания новых автобусов Артем Мотылев ответил, что дело и в самих коробках передач, и в водителях.
— Сейчас стоят коробки-«автоматы» с функцией самообучения. То есть, если водитель работает несколько дней, коробка привыкает под него, под его стиль вождения, реакцию, — объяснил предприниматель. — А потом садится его напарник, у которого, допустим, более скоростное движение, резкое торможение. И коробка начинает «думать»: «Так, ты же со мной хорошо обращался, зачем ты сейчас так делаешь?». И она начинает под него обучаться. И вот в эти переходные моменты начинается проблемка с «пинками» коробки. Мы стараемся этот вопрос решить, устанавливаем новые прошивки, чтобы минимизировать эти толчки и рывки.
Получить дополнительную информацию о работе маршрута 22а и оперативно сообщить о нарушениях можно по телефонам перевозчика ООО «Альфа»: +7 902 896–44–74, +7 908 089–46–23.