Жители поселка Западный пожаловались в редакцию 74.RU на невозможность уехать в Челябинск — автобусы 136к и 158к приходится ждать часами, а если они и приходят, то забитые под завязку — желающих втиснуться в салон слишком много. А еще по местным чатам расползлись сообщения, что автобус 136к и вовсе отменяют (это не так). Мы разобрались, в чем проблема с транспортом в пригород.
«Вчера на рейсе был один автобус весь день»
— Уехать на работу и с работы в поселок Западный — это квест. Утром ходит больше транспорта, но не постоянно, — рассказала жительница пригорода Елена. — Иногда невозможно сесть в Вишневой горке в автобус — только во второй или третий. А потом на остановке «Поселок Шершни» в сторону плотины очень сложно уехать в город. Вечером после шести уехать домой еще сложнее. Водители, вероятно, работают до 18:00 и уезжают. Остается меньше автобусов на линии, и это — в часы пик!
ООО «ЗапСибАвто» зарегистрировано в январе 2012 года в Тюмени. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредители — Даниил Джалун (81,2 %), Хаким Муратов (18,8 %). Последний также управляет компанией. В организации работает 193 человека. Выручка на конец 2023 года составила 704 миллиона, чистая прибыль — 14,2 миллиона рублей.
В чатах жители разных микрорайонов начали кооперироваться и вместе ездить на машинах. Там же появилась информация, что автобус 136к и вовсе отменяют. Оказалось, что перевозчик ООО «ЗабСибАвто» действительно отказался от работы.
В середине июня директор ООО «ЗабСибАвто» Хаким Муратов направил письмо в госучреждение «Организатор перевозок Челябинской области» с просьбой расторгнуть контракт на перевозки по маршруту 136к с 28 июня.
— В связи с тем, что на рынке транспортных перевозок имеется острая нехватка водителей, возникают обстоятельства, не позволяющие надлежащим образом исполнять условия контракта, — говорится в письме. — Подрядчиком на протяжении длительного времени предпринимались попытки по увеличению штатного состава водителей, например, на постоянной основе размещаются объявления по подбору персонала, направлялись обращения в центр занятости, но положительный результат отсутствует.
«А кто хочет работать бесплатно?»
Бывший водитель Александр, который работал на маршруте 136к, пожаловался 74.RU, что сотрудники разбежались из-за раздела маршрута: его себе хотел другой перевозчик, а когда якобы начал работать на субподряде у ООО «Запсибавто», то стал подворовывать (мы не называем имя этого предпринимателя, так как документальных доказательств его вины нет в распоряжении редакции). А еще все уволились, потому что большую часть зарплаты водителям, по словам бывшего сотрудника, платили в конвертах, из которых вычитали суммы штрафов.
— Они только маленькую часть денег зарплат водителей показывали официально, а основную часть выдавали в конвертах, — полагает водитель. — А потом и вовсе ее задержали на два месяца! А кто хочет работать бесплатно? А тем, кто спустя два месяца пришел за зарплатой, говорили: «Дорогой, а у тебя половина зарплаты уходит на штрафы». На надуманные штрафы, которые водители не могут оспорить, ничего доказать, потому что зарплаты официальной как таковой не было.
По словам бывшего сотрудника, из-за нехватки водителей работать на предприятии стало невыносимо.
— У нас смена была с 6:00, а контора — на Лакокраске, — уточнил Александр. — Мы за час с лишним должны были прийти на работу, пройти медика, взять путевку, получить автобус, потом доехать до конечной [в Вишневой горке], потом точно так же вечером закончить в 22:00 на конечной, доехать до конторы, сдать автобус, путевку. А через четыре часа прийти на следующую смену! График был два через два дня. Но никто так работать не будет! Потом, [когда водителей осталось трое], они работали по пятидневке, чтобы хоть как-то удержать этот дырявый график. Иначе развалилось бы все гораздо раньше.
Директор ООО «ЗабСибАвто» Хаким Муратов заявил, что подобные обвинения — «инсинуация».
— Заработная плата вся официально выплачена, задолжностей у нас нет. Если [бывший сотрудник считает, что] есть задолжности — пусть обращается в трудовую инспекцию за защитой своих прав, — отрезал Хаким Муратов. — То, что мы кому-то не заплатили, — инсинуация. Премиальные связаны с тем, кто и как работает. Если хорошо отработал, но были штрафы, то премиальные не начислят. Ответственность такого рода лежит на водителях. Если водитель не убирается в автобусе, то мы применяем меры. Давайте не будем слухи распространять: есть трудовой договор, которым определен размер заработной платы, дополнительные начисления. Все прозрачно. Есть водители, которые не довольны тем, что им не начисляли премии за нарушения, но если к нам штрафы применяют, то как мы должны водителя стимулировать, [кроме как лишением премий]?
Как хотят улучшить транспорт до Западного
Спустя два дня после того письма ООО «ЗабСибАвто» «Организатор перевозок» объявил торги на 8,8 миллиона рублей для организации работы на маршруте № 136к. Правда, незанятых машин среднего класса, как у ООО «ЗапСибАвто», в городе у других предпринимателей нет, поэтому в требования к контракту прописали 13 машин малого класса — те самые маршрутки. Правда, в них все-таки должны быть терминалы для безналичной оплаты проезда, видеокамеры и оснащение спутниковой навигацией (чтобы на онлайн-картах можно было отследить движение машин). Контракт заключили с компанией ООО «Единение», сообщили в ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области».
ООО «Единение» зарегистрировано в июле 2003 года в поселке Вавиловец Сосновского района. По данным сервиса «Контур.Фокус», директор — Сергей Маколов, ему же принадлежит половина компании, вторая часть — у Ивана Пузырева. Основной вид деятельности — «торговля оптовая неспециализированная замороженными пищевыми продуктами», среди остальных видов деятельности значится пассажирский транспорт. В фирме официально не числится ни одного сотрудника. Данных об ее участии в госзакупках, а также информации о финансах нет.
ООО «Единение» будет работать на маршруте с 1 июля по 31 октября 2024 года. Последние дни июня жители пригорода останутся совсем без маршрута 136К. В «Организаторе перевозок» заверили, что стараются решить проблему транспорта в направлении Западного.
— С учетом продолжающейся застройки пригородных микрорайонов рассматривается как усиление существующих маршрутов, так и ввод новых, — сообщили в госучреждении.
В организации рассказали, что в течение ближайшего года планируется запуск нового маршрута на 10 автобусах среднего класса № 222 — от «Спара» в ЖК «Твоя привилегия» до перекрестка улиц Молодогвардейцев и Братьев Кашириных; предполагается, что интервал движения будет 12 минут. Еще хотят обновить автобусы и увеличить их число на уже имеющихся маршрутах № 136к (с 13 до 17 маршруток) и № 158к (до 15 автобусов среднего класса).
Маршрут 158к обслуживает ООО «Автотранспортное предприятие 1». Оно зарегистрировано в апреле 2014 года, директор и владелец 50% компании — Александр Исаев, второй учредитель — Ольга Полянина. По данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2023 года официальная выручка составила 36,2 миллиона, чистый убыток — 505 тысяч рублей. «АТП 1» входит в так называемый «ЧелТрансХолдинг», который работает на множестве маршрутов. Между собой через учредителей или директоров аффилированы «Сервис-Транс», «АвтоЛуч», «Автолайн», «Автобан», «ЧелябАвтобус», «Автолига», «ЧелябГорТранс», «АТП 1» и другие. Они обслуживают маршруты: № 3, 5, 10, 11, 19, 20, 23, 39, 49, 53, 72, 78, 86, 91, 125, 128, 158к и 172.