Этой осенью водителей такси (точнее, перевозчиков) обязали оформлять новую страховку: помимо традиционного ОСАГО они должны сделать полис ОСГОП. С его помощью пассажир получит крупную выплату, если попадет в аварию на такси. Ранее полис был обязателен только для общественного транспорта, от автобусов до самолетов. Рассказываем, сколько денег получит пострадавший по ОСГОП, на сколько подорожает такси и что думают обо всем сами таксисты.
Что такое ОСГОП
ОСГОП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Полис оформляется на каждое транспортное средство. Под защиту попадают все пассажиры и их имущество. Договор страхования, тарифы и выплаты регулирует федеральный закон № 67.
В 2012 году президент подписал Федеральный закон № 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров». Согласно ему, при ДТП каждый пострадавший пассажир может потребовать единоразовую выплату. Страховой случай наступает, если в аварии повреждено имущество пассажиров или их здоровью причинен вред. Если в ДТП погибает человек, выплату может получить его законный наследник.
Полис ОСГОП распространялся почти на все виды общественного транспорта. С ним ходили корабли и летали самолеты, ездили автобусы и маршрутки. Страховка не распространялась на метрополитен и легковое такси.
При первом чтении поправок депутат от ЛДПР Сергей Жигарев заявил, что таксисты попадают в аварии в три раза чаще, чем обычные автомобилисты:
— Ситуация усугубляется тем, что рядовые таксисты, чтобы прокормить семью, вынуждены работать на износ. Они пьют энергетические напитки, иногда буквально засыпают за рулем, что многократно увеличивает риск ДТП. Пассажир такси в случае получения травм или, еще хуже, угрозы его жизни и здоровью фактически не защищен, — указал Сергей Жигарев.
«На водителя все возложили, агрегатор ни при чем»
Согласно тексту поправок, полис ОСГОП придется оформлять перевозчику (юрлицу, ИП или самозанятому). Необходимость страховать пассажиров перекладывается на водителей, тогда как агрегатор или таксопарк остаются в стороне.
Долго без полиса ОСГОП работать у водителей такси не получится. Теперь за извоз без страховки могут отобрать лицензию перевозчика и исключить автомобиль из соответствующего реестра. После этого ни один агрегатор не выдаст таксисту заказы.
К тому же за перевозку пассажиров без полиса предусмотрен штраф. С должностных лиц затребуют 40–50 тысяч, а с юридических — от 500 тысяч до миллиона рублей.
Клавдия работает с приложением «Яндекс.Такси». Она обратилась в службу поддержки сервиса с вопросом про новую страховку. Там, рассказывает девушка, ей заявили, что агрегатор не является ее работодателем:
— У водителей ничего нет, кроме обязанностей. Нет больничных и отпусков. На водителя много ответственности возложили, агрегатор ни при чем. Он не страхует своих пассажиров, это делают водители.
На сколько вырастет цена на поездки
Страховые компании пока не спешат называть цену нового полиса для легковых такси. Государство при этом определило ценовой коридор от 3,4 до 5 тысяч рублей. Предполагается, что в этих рамках и будут действовать страховщики.
Те же цифры нам назвали и представители страховой компании — за ОСГОП с нас потребовали ровно 3392,5 рубля.
В законе указано, что ОСГОП на такси действует один год. Если размазать сумму на весь срок, общее влияние на ценник может оказаться несущественным. Так, по подсчетам депутатов, поездки на такси в среднем должны стать на 0,5–1,5 рубля дороже.
Евгений (имя изменено по его просьбе) подсчитал, что за новую страховку он каждый день будет отдавать по 10 рублей. Цена, по его мнению, невысокая. При этом водитель не понимает, почему расходы за клиентов сервиса должен брать на себя водитель:
— Почему водителя обложили со всех сторон, как будто он занимается чем-то высокодоходным и в этой сфере есть легкие деньги? — рассуждает Евгений. — Вот работающие в частном порядке, те пускай оформляются персонально. Пассажир ведь делает заказ не у меня, а у агрегатора, который берет с пассажира комиссию руками водителя.
Он считает, что работать в такси без сервиса уже невозможно: большинство клиентов заказывают автомобиль в приложении. С опытом у водителя появляются «постоянные клиенты», но они, рассказывает Евгений, дают скорее приятный бонус, с которого получается не платить налог.
Другой водитель Виталий рассказывает, что сейчас ценник на такси и так до смешного низкий. По его подсчетам, цена для 3–4 человек выходит та же, что и проезд на маршрутке:
— Не должно такси стоить 100 рублей. Мы не в 2011 году живем, а в 2024-м. Lada Granta для такси из салона, в тариф «эконом», стоит миллион рублей. В кредит почти два миллиона за нее ты отдашь! Не говорю уже о других автомобилях. Так что не ведитесь люди на рекламу, что водитель такси получает 150–200 тысяч, нет там таких цифр. Только у тех, кто живет в автомобиле. У меня семья и ребенок, которым тоже нужно уделять время.
Игорь тоже сомневается, что стоимость поездок на такси существенно возрастет:
— Водителей часть уйдет, но их все равно в Челябинске пока достаточно. Цены повышаются только в пиковые часы утром и вечером, — рассказывает таксист.
По его мнению, после введения полисов ОСГОП аварии с участием такси станут происходить чаще. Поскольку расходы на страховку переложили на водителей, они вынуждены работать больше.
Выплату по ОСГОП можно получить только после ДТП с легальным такси. У «нелегалов» нет ни страховок, ни лицензий, ни разрешений на перевозку пассажиров. Этим летом под Еманжелинском в таком такси погибла 60-летняя пенсионерка.
Немногие таксисты продолжают работать даже без ОСАГО. Мы собрали истории тех, кто попал в аварию с ними.