29 января среда
СЕЙЧАС -19°С

Едем по карте: 74.ru проверил, как работает безналичный расчёт в челябинском транспорте

Спойлер: на одном из маршрутов система дала сбой

Поделиться

Принимать банковские карты в челябинских трамваях начали с 1 июля... И да — 2019 года

Принимать банковские карты в челябинских трамваях начали с 1 июля... И да — 2019 года

С понедельника, 1 июля, в троллейбусах и трамваях Челябинска начал работать безналичный расчёт. Перед поездкой пассажирам не нужно отсчитывать мелочь, достаточно приложить банковский «пластик» к терминалу кондуктора. Казалось бы, к 2019 году до нашего города-миллионника дошли плоды цивилизации, и многие с удовольствием пересядут на электротранспорт. Но всё не так просто — не везде и не все карты готовы принять.

Первое тестирование проводим в трамвае восьмого маршрута. В вагоне, несмотря на рабочее время, оказывается довольно много пассажиров — занята примерно половина салона. Для оплаты используем телефон с функцией Apple Pay. Терминал кондуктора отзывается на него мгновенно.

В трамвае 8-го маршрута бесконтактные платежи уже проходят...

В трамвае 8-го маршрута бесконтактные платежи уже проходят...

...но не все пассажиры такой возможностью пользуются

...но не все пассажиры такой возможностью пользуются

— Вы третья за сегодня. Ещё не особо люди знают, — рассказывает нам кондуктор Алёна Ярушина. — Девушка утром зашла, она сама уже знала, что можно безналом. А молодому человеку уже я подсказывала.

Также быстро и без сбоев проезд оплачивает и видеооператор 74.ru Вадим Архипов. А Алёна рассказывает: никакого обучения для кондукторов в депо не проводили. Сотрудники «ЧелябГЭТ» не первый год работают с «пластиком» и терминалами, просто раньше это были транспортные, социальные или школьные карты, а теперь — обычные, банковские.

— Объявление вывесили, что с первого числа будет работать. Так и узнали, — рассказывает Алёна. — Пассажиры постоянно у нас про безнал спрашивали, в основном молодые.

Расплатиться в челябинском транспорте можно только картами с бесконтактными платежами. Обычный «пластик» засовывать попросту некуда. Зато принять готовы все популярные в Челябинске системы — MasterCard, Visa и «Мир», а также телефоны или часы с ‎Apple Pay, ‎Google Pay или ‎Samsung Pay. Скиду при оплате безналом в трамвае не делают. Билет стоит те же 23 рубля, что и обычно.

Доезжаем на «восьмёрке» до Комсомольской площади и пересаживаемся на 19-й троллейбус, следующий до парка Гагарина. Здесь пассажиров тоже оказывается немало, но мы первые, кто протягивает за проезд «пластик». 

Принять «пластик» согласились и в троллейбусе

Принять «пластик» согласились и в троллейбусе

Правда, мелочи кондуктор обрадовалась больше 

Правда, мелочи кондуктор обрадовалась больше 

К новой системе ещё нужно привыкать

К новой системе ещё нужно привыкать

Оплата смартфоном вновь проходит успешно, и с банковской карты снимают 20 рублей. А вот обмануть терминал у нас не получается. Подносим к нему московскую карту «Тройка», специально созданную для оплаты всего столичного транспорта, и аппарат выдаёт ошибку.

Столичную карту терминал забраковал 

Столичную карту терминал забраковал 

После всех экспериментов фотокорреспондент 74.ru Илья Бархатов протягивает кондуктору привычную мелочь, чем вызывает у неё радостную улыбку.

— Нам просто тоже надо перестроиться, — объясняет Людмила. — Потому что, с одной стороны, вроде живые деньги [привычнее]. А так-то, конечно, [с картой] быстро: приложил — и всё.

Кстати, срабатывать на бесконтактные карты и телефоны терминал начал не сегодня.

Скидку за оплату картой в транспорте не делают

Скидку за оплату картой в транспорте не делают

— Ещё на той неделе с телефоном ко мне подходили трое и платили, — вспоминает Людмила. — Ещё двое подавали — у них не срабатывало.

Тем, что расплатиться за проезд теперь можно картой, живо интересуются и другие пассажиры.

— Буду пользоваться, — обещает нам челябинка Алёна. — Я с собой обычно мелочь вожу, рублей 150. Если нет, приходится менять.

— Это во всех отношениях удобно, но слишком много карт, — делится мнением пассажирка постарше Ирина Борисовна. — К каждой же надо пин-код запоминать. У меня вот социальная карта, с ней скидка 50 процентов. А тут скидки нет. Зато сдачу не нужно искать будет.

А как вы относитесь к появлению безналичного расчёта в транспорте? 

    Выходим на площади Революции и опрашиваем пассажиров, стоящих на остановке. Большинство появлению безнала рады, но пересесть на троллейбусы и трамваи готовы не все.

    — Я на маршрутках езжу. Не ходит к нам общественный транспорт, — рассказывает челябинец Дмитрий. — А так пользовался бы, это удобно, не надо возиться с мелочью.

    Дмитрий — за современные технологии

    Дмитрий — за современные технологии

    — Я ещё безнал не пробовал, — смеётся мужчина средних лет, представившийся Юрием Ивановичем. — Когда деньги есть на карточке, то удобно. А когда нет, то не очень.

    Нашлись и сторонники прежней системы расчёта.

    — У меня наличные всегда есть, поэтому мне [такая оплата] без проблем, — говорит Татьяна.

    Татьяна предпочитает расплачиваться по старинке

    Татьяна предпочитает расплачиваться по старинке

    — Я не местная, здесь не живу. Вообще за границей живу, — заявляет нам одна из пассажирок. — Живу в Сингапуре. Там покупается карта отдельно на транспорт. Действует на метро, на автобусы — везде.

    А ещё один встреченный нами на площади иностранец в ответ на расспросы про безнал в транспорте уверенно отвечает:

    — Тэкси, тэкси!

    Оказывается, что в Челябинск он приехал всего на месяц.

    — Я завтра уезжаю — в Шри-Ланку, — слегка расстроено заявляет наш новый знакомый.

    А иностранцы челябинским транспортом не впечатлились

    А иностранцы челябинским транспортом не впечатлились

    А мы вновь отправляемся на трамвайную остановку. Садимся в подъехавшую «семёрку» и тут же обнаруживаем первый сбой в работе новой системы.

    — Безнал не работает, — объявляет нам кондуктор Людмила Чучакина. — Не смогли мне на терминал пока установить программу. Наличные, транспортные карты, школьные карты возьму. Все карты пока не работают.

    Не до всех маршрутов новые технологии успели добраться

    Не до всех маршрутов новые технологии успели добраться

    И её маршрут не единственный, где «перепрошить» терминалы не успели, уточняет сотрудница «ЧелябГЭТ».

    — Там девочки были со всех маршрутов, и всем так сказали. Человек десять нас точно, — уточняет Людмила.

    Оплачивать проезд в итоге приходится по старинке — наличными. Правда, в выданных нами билетах обнаруживается неожиданный бонус — один из них оказался счастливым. 

    За наличные выдают билеты старого образца — такие же, как были в 1990-х 

    За наличные выдают билеты старого образца — такие же, как были в 1990-х 

    По пути в редакцию расспрашиваю соседку по трамваю. Ася Александровна — активный пользователь общественного транспорта.

    — Я в совете ветеранов состою, часто туда езжу, ещё в соцзащиту свою, — рассказывает пенсионерка. — Вообще у нас рядом с домом магазинов много, штук десять, но когда говорят, что в «Ашане» дешевле, бывает такое, что мы и туда выбираемся.

    Но переходить на безнал челябинка пока не планирует. И среди её ровесниц нововведение вряд ли приживётся.

    — Я пользуюсь льготами, это удобно, потому что ездить приходится много, много пересадок, — объясняет Ася Александровна. 

    Теперь, когда безнал ввели, у пассажиров только одно пожелание — сократить интервалы движения и сделать транспорт удобнее

    Теперь, когда безнал ввели, у пассажиров только одно пожелание — сократить интервалы движения и сделать транспорт удобнее

    Ввести в общественном транспорте безналичный расчёт челябинские власти обещали ещё в 2017 году. И спустя год — в августе 2018-го — презентовали «новую» систему в автобусах. Правда, оплатить проезд с карты тогда можно было лишь на двух маршрутах и только обладателям карт «Мир» и Master Card.

    Месяцем раньше работать с «пластиком» начали в частных автобусах — тех, что принадлежат «Первой транспортной компании». В 2019-м очередь дошла и до трамваев с троллейбусами. 

    Транспорт — не единственная сфера в Челябинске, где современные способы расчёта внедряются со скрипом. Где ещё не принимают «пластик», читайте в материале 74.ru.

    Столкнулись с проблемами при попытке оплатить проезд безналом? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».

    оцените материал

    • ЛАЙК 0
    • СМЕХ 0
    • УДИВЛЕНИЕ 0
    • ГНЕВ 0
    • ПЕЧАЛЬ 0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Фото пользователя
    2 июл 2019 в 05:59

    Писаюсь от счастья. Безнал на транспорте... Ну-ну...

    Гость
    1 июл 2019 в 19:26

    Освободите пешеходные переходы на сфетофорах на перекрестке ул.Доватора и ул.Воровского от встающих на них маршрутках - достала гопота за рулём уже! Перейти дорогу невозможно нормально из-за них! Вообще беспределят на этом перекрестке,да и не только на нем.

    Гость
    1 июл 2019 в 17:55

    "За наличные выдают билеты старого образца — такие же, как были в 1990-х"
    Уважаемая Ольга Козлова, возможно в 90-х вы были еще маленькими и не помните внешний вид билетов. Но их оформление отличалось от современных. И на них стояла цена 3 коп.