Мы продолжаем проект «Виза на счастье» — про челябинцев, уехавших за границу в поисках новой жизни. 30-летний Денис Плотников перебрался в Чехию, где ему пришлось добиваться всего практически с нуля. В ближайшее время возвращаться на родину молодой человек не планирует: он уже обзавёлся квартирой в сердце Европы и хочет больше узнать об этой стране. Чем в Чехии приезжим грозит фиктивный брак, что удивляет в работе общественного транспорта и чем иностранцев привлекает эта страна — об этом Денис рассказал 74.ru.
Воссоединение с семьёй в Праге
— Мой переезд — это целая эпопея, — рассказывает Денис. — В Челябинске я окончил институт культуры. После этого трудился на разных работах в маркетинге, рекламе, работал на избирательных кампаниях — довольно богатое было портфолио. К тому времени, как у меня появилась возможность переехать, я уже жил на два города. В Челябинске были основные корни и семейство, а в Екатеринбурге — работа. Я долго курсировал между этими городами.
Но в какой-то момент понял, что ни в Челябинске, ни в Екатеринбурге у меня не получается сделать карьеру по своей профессии. И я встал перед выбором: либо всё с нуля начинать в Челябинске или Екатеринбурге, либо пробовать кардинально изменить свою жизнь и переехать в другую страну.
За несколько лет до моего переезда в Чехию уехала жить моя мама. Она вышла замуж за достойного человека там, он ирландец. Я мог переехать туда, чтобы воссоединиться с семьёй, есть такие условия для иностранцев. На момент переезда жены и детей у меня не было. Была машина, но я её продал, чтобы не платить кредит за неё. Финансово я со всем справлялся, но комфортной жизнью я бы это не назвал.
В своё время подавался на курсы гидов, мне это очень пригодилось. Здраво рассудил — вне зависимости от того, куда я перееду и чем буду заниматься, мне нужно какое-то дополнительное ремесло. Что-то, что позволит мне себя прокормить. Английский у меня хороший, а составить хороший маршрут и красочно рассказать историю я мог всегда. Не зря же меня в челябинской академии культуры пять лет учили связям с общественностью.
Попытался получить чешскую визу, чтобы приехать на учёбу и уже на месте решать вопрос с оформлением документов на воссоединение семьи. Но подвох оказался в том, что мне отказали в чешской визе, ссылаясь на то, что у меня уже есть высшее образование. «Зачем вам ещё одно образование в такой же сфере?» — думают чехи. Они посчитали, что моя попытка получить дополнительное ремесло — это дауншифтинг. И меня, конечно, воспринимали как потенциального мигранта, которых здесь не жалуют.
А дальше была изощрённая эпопея, как я добирался в Прагу. Я получил итальянскую туристическую визу. Из Екатеринбурга вылетел сперва в Москву, потом в Рим. Из Рима — в Барселону, а уже из Испании я прилетел в чешский Вроцлав, а оттуда на автобусе приехал в Прагу.
Бюрократия по-чешски
— Чешская бюрократия просто пугающая. Поскольку я находился в стране по итальянской туристической визе, за несколько дней до её окончания я подал документы на воссоединение семьи. Мне сказали, что будут рассматривать этот вопрос. И вот рассматривают его уже два года — столько времени я уже нахожусь в Чехии. И это будет длиться ещё как минимум пару лет.
Сейчас я проживаю в этой стране на основании визы по воссоединению семьи, которая находится на рассмотрении — это и есть разрешение на временное проживание, по сути. При этом у меня все права на работу, медицинскую страховку, на выезд за территорию страны и так далее. Пройдёт ещё какое-то время, и они дадут мне полноценное право проживать здесь.
Мой отчим — ирландец, гражданин Евросоюза, и я могу спокойно ожидать решения от чиновников, находясь в Праге. Если бы он был чехом, мне пришлось бы ждать рассмотрения этого вопроса, находясь в России. А поскольку Чехия — часть Евросоюза, то они подчиняются его законам. И в этом случае отправление меня домой было бы разлучением семьи. Они бы и рады отказать, но нельзя идти против Евросоюза. А затягивать момент с выдачей визы можно бесконечно.
В Чехию — за работой или любовью
— Есть несколько вариантов, как обосноваться в Чехии. Например, получить рабочую визу. Но по местным законам ты имеешь право получить её, только если компания составит специальный тендер на рабочее место. По нему работу в приоритете должен получить чех. И только если заявка составлена так, что ни один из местных сотрудников не подходит, работодатели готовы пойти навстречу и взять на должность иностранца.
Мой знакомый так заявлялся на тендер, по условиям которого искали человека со знанием английского, русского языка и знанием региональной политики Урала. Через месяц рассмотрения кандидатуры он получил рабочую визу. Сложно найти чеха, который бы знал русский язык. Найти русского со знанием чешского намного проще.
Ещё как вариант переезда в Чехию — познакомиться с местной девушкой и заключить с ней брак. Но если ты подал документы на воссоединение семьи по фиктивному браку, к тебе будут приходить с проверками. Это может выглядеть так: в 7 часов утра к тебе звонят в дверь сотрудники миграционной службы, которые заходят в квартиру и начинают задавать кучу вопросов. Причём это могут быть вопросы вроде «Где ваша зубная щётка?», «Где хранятся ваши носки?», «Где лежат таблетки для посудомоечной машины?», «На какой подушке вы спите?», «Есть ли у вас совместные фото с женой на фейсбуке?», «Ездили ли вы вместе в отпуск?».
Проверка очень серьёзная. За фиктивные браки здесь дают реальные сроки и высылают из страны. А ещё могут привлечь за мошенничество и закрыть въезд в ряд других европейских стран на три года. К тому же отметка в паспорте о том, что вас поймали на такой афере, — это всегда сложности с дальнейшим получением других виз. Если люди живут вместе по любви, то всё в порядке, и таких примеров куча.
К примеру, мой знакомый встречался с чешкой ещё с университета, потом они поженились, у них родился ребёнок. Но опять же по чешскому законодательству его отправят в Россию до принятия решения о воссоединении семьи, и она вынуждена остаться на неопределённое время одна с ребёнком.
Страна, в которой «дёшево и безопасно»
— Чехия — не страна мигрантов, и попасть сюда довольно сложно. Но главное попасть в эту систему, выпасть из неё гораздо сложнее. Здесь нет арабов, турков и других беженцев. За семь лет сирийского конфликта сюда пустили не более двух десятков мигрантов. Зато в стране чисто, спокойно и безопасно. Здесь не было терактов и подобных инцидентов с 2001 года.
Ещё один плюс Чехии — доступные цены, потому что страна не перешла окончательно на евро. Чехия очень переживает за свою собственную валюту — чешскую крону. Из-за этого страна доступна для многих наших туристов. Не сказать, что очень дёшево, конечно, но доступно. Соотношение кроны к рублю примерно 1:3, это комфортнее, чем в других городах — 1:70, к примеру.
Здесь пиво дешевле воды стоит, серьёзно. При этом в Чехии нет пивного алкоголизма. Они умеют себя вовремя остановить — это у них тесно вплетено в культуру. В Чехии в среднем в год на человека приходится 172 литра пива — это пол-литра в день. В России с такими темпами ты бы уже давно стал алкоголиком. Если в Челябинске ты пьёшь каждый день, все думают, что с тобой что-то не так, ты явно болен. Здесь у пива совершенно другие качество и вкус. Русский, попробовав пиво здесь, а затем в России, получает гастрономическую травму.
Исключение, наверное, только медицина. В Праге она только по страховке. Если её нет — заплатишь безумные деньги. При этом врача можно выбирать, ты не привязан ни к какой поликлинике. У тебя есть семейный доктор, которого ты выбрал. Потом ценник выставляешь страховой компании, и она тебе эти деньги возвращает.
Русские «купили» право жить в Чехии
— Чехия — это самый центр Европы. При этом ты не чувствуешь себя здесь пришлым, как будто приехал в гости. Чехия прекрасно помнит 1968 год (в это время советские танки вошли в Прагу, чтобы подавить реформы «Пражской весны». — Прим.ред.), и никто никому ничего не простил и не забыл, что откладывает отпечаток на отношение к русским.
Молодое поколение относится к этому уже безразлично, конечно, они живут новым веком. Они прекрасно общаются с русскими на английском и на чешском. А вот поколение, которому сейчас от 35 до 45 лет, их воспитывали в довольно специфической атмосфере, ориентированной на неприятие всего российского. Был один случай, когда в метро маргинального вида подвыпившие чехи назвали меня оккупантом. При этом другие чехи показывали на них пальцем, стыдясь их поведения.
Русские буквально купили себе право находиться в Чехии. С 2008 года туристический сектор получил огромное количество денег в чешскую экономику. А если вы приедете в Карловы Вары, вы удивитесь, какое там количество русских. Там на улицах огромное количество объявлений на русском языке. Я называю Карловы Вары пансионатом Рублёвки. Многие наши соотечественники, в основном москвичи, не в сезон покупали недвижимость в этом городе, а в сезон продавали и сдавали её по очень хорошим ценам.
«Гарсонка» в аренду и ипотека 2%
— Первое время, когда я приехал в Прагу, жил у родителей — от этого никуда не уйдёшь. Но для парня, который в 16 лет ушёл из дома и в студенческое время жил по съёмным квартирам, это было довольно тяжёлое испытание — в 28 лет жить с мамой и отчимом. Потом я благополучно нашёл комнату и съехал от них.
По хорошим ценам чехи предпочитают сдавать жильё только своим. Это связано с тем, что Прага — столица, куда каждый год приезжает порядка 17 миллионов туристов. Не забываем, что от Праги до Германии полтора часа езды, до Австрии — три часа. И огромное количество других европейцев прилетают в Чехию просто отдохнуть на выходные. Ну смотрите: бокал пива в Германии стоит пять евро, в Чехии — один евро. Немцы прекрасно умеют считать деньги, поэтому и приезжают сюда весело провести время.
Стоимость жилья в Праге вполне соотносится с московскими ценами. Снять комнату в Праге — около 8 тысяч крон, или 18–20 тысяч рублей — это цена уже с коммунальными платежами и интернетом. Это средний ценник, конечно, в центре города есть предложения дороже, в отдалённых районах — дешевле. Например, в спальных районах я встречал жуткие, но доступные по аренде комбинации, где огромную квартиру разделили на несколько комнат и каждую из них сдавали. Студенты часто снимают даже не комнату, а спальное место в ней.
Полноценную однокомнатную квартиру, или как её здесь называют «гарсонка», можно снять за 12–17 тысяч крон, это от 33 до 40 тысяч рублей. За 45 тысяч можно найти хорошую квартиру в пешей доступности от метро. А где метро, там и жизнь: можно добраться в любой нужный район. Но если ты не знаешь чешского языка, сайты об аренде жилья тебе не помогут. При первом же телефонном разговоре, поняв, что ты не знаешь чешский, с тобой просто не будут общаться. Выручают соцсети — Facebook и «ВКонтакте». Там есть огромное количество групп, где ты можешь поделиться квартирой, например.
Здесь можно взять жильё в ипотеку. Более того, условия доступнее, чем в России, — под два процента годовых. Самая дорогая ипотека — 2,25 процента, но местные считают это грабежом. Иностранцы тоже могут воспользоваться ипотечным кредитом, для этого специальные компании оформляют юридическое сопровождение.
Я в Праге познакомился с девушкой из Курска, мы с ней встречаемся и живём вместе сейчас. Взяли в ипотеку трёшку 87 квадратов в доме рядом с метро — хороший вариант, отдали около 9 миллионов рублей. Но ипотека — это, конечно, долгосрочный проект, от него не сбежишь. Поэтому её стоит брать, если есть желание надолго остаться в этой стране.
Что ещё удивило в Чехии — здесь нет по нескольку подъездов в домах. То есть каждый вход в двери — это новый дом. Здания просто «сшиты» между собой. Например, высотная панельная многоэтажка, которую чехи называют «панелак», с пятью дверями — это пять обособленных домов с отдельным адресом.
В Праге нет большой урбанизации, здесь не встретишь такие огромные муравейники, как есть на северо-западе Челябинска. Все микрорайоны раскиданы по веткам метро, как грозди винограда. Есть комфортные микрорайоны, а есть не очень — например, там, где живут недавние мигранты из неблагополучных стран, получившие разрешение на временное проживание.
Учим чешский бесплатно
— В Праге сейчас проживает примерно 1,3 миллиона человек — примерно, как в Челябинске до строительства ГОКа. Из них 15 процентов — это иностранцы, которые работают в международных компаниях. Многих бизнесменов привлекает эта страна: персонал квалифицированный, а платить меньше — не в евро, а в кронах.
Иностранцы здесь ищут жильё, часто договариваются друг с другом и живут по несколько человек. Моё первое жильё я снимал наполовину с марокканцем, например. Потом снимал квартиру с ребятами из Саратова, которые живут в Праге уже семь лет.
Если ты не знаешь чешского языка, друзей среди местных у тебя не будет. Я знаю этот язык на базовом уровне. В столице можно выжить без знания чешского, только если у тебя хороший английский. Здесь огромное количество русских компаний, потому что Прага — город, в котором огромное количество не только русских, но и ребят из Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии — много русскоязычных. Но диаспоры русской здесь нет. Когда Прага — это большой кипящий котёл разных языков, национальностей и взглядов, находишь подходящую тебе компанию.
В Праге есть хорошие интеграционные центры — это некоммерческая организация, где работают лингвисты и юристы. Они существуют за счёт поддержки правительства. Там тебе предлагают бесплатные языковые курсы. Это такая поддержка иностранцев, которые хотят внедриться в чешское общество. Просто нужно чётко понимать, зачем ты сюда приехал. Если ты хочешь здесь чего-то добиться и состояться — ты должен много читать и узнавать, учить чешский. Не получится просто приехать и жить формально.
Прогулка по Праге с гидом из Челябинска
— За полтора года здесь я сменил несколько работ. А начинал вообще с уборки комнат в отелях. Сейчас нашёл занятие по душе — провожу индивидуальные экскурсии по Праге, а параллельно работаю профессиональным гидом на русском и английском языках. В качестве подработки занимаюсь маркетингом для ювелирного магазина. Но у меня это потребовало какого-то времени — общение и связи. Можно сказать, что в этой стране начинал всё с нуля.
Средняя зарплата в Чехии — от 1100 евро в месяц. Никто здесь не обходится одним местом работы. У всех моих друзей по два–три места. Я очень много работаю, времени познакомиться с городом толком не было. Просыпался и по дороге от дома до работы старался наблюдать, как живёт город, о чём общаются местные.
Вместо личной машины — удобный общественный транспорт
— До сих пор самое невероятное в Чехии, что не укладывается в моей голове, — здесь общественный транспорт ходит по расписанию, по секундам. Опоздание на две минуты — это уже транспортный коллапс. Тут не нужна машина, все пользуются городским транспортом, потому что это удобно. Власти делают всё возможное, чтобы усложнить жизнь автомобилисту: бензин дорогой, машину содержать тоже дорого. А за пользование общественным транспортом ты в год платишь около девяти тысяч рублей и катаешься по всему городу бесплатно.
Здесь созданы все условия для инвалидов и пожилых людей. Новые трамваи с Wi-Fi, летом с кондиционером, с пандусами и местами для великов — какое-то странное счастье, если смотреть на всё это глазами челябинца. Междугородние автобусы меня приятно удивили больше всего. Там есть Wi-Fi, зарядка для телефонов, тебе приносят кофе бесплатно, ты можешь посмотреть фильм в дороге, ещё там есть туалет и умывальник. И, пользуясь этим транспортом, ты понимаешь, что не испытываешь ни малейшего дискомфорта.
Проездные карточки именные, там есть твоя фотография. То есть проехать по чужому не получится. Зайцем тут проехать можно, но это опасно. Контролёры ходят в гражданской одежде и вообще ничем не отличаются от окружающих. Но при себе у них есть документы, которые они могут предъявить в любой момент и попросят показать пассажиров проездные. Билета нет или он просрочен — штраф 2400, если перевести в рубли. Если у вас с собой нет денег — вас проводят до банкомата. Если у вас и там нет денег — сдадут в полицию, и они будут разбираться, как вы получили визу, не имея нужной суммы на счету.
Блицопрос для Дениса Плотникова
— Лучший город на земле?
— Флоренция или Питер. Никак не могу определиться.
— В трёх словах охарактеризуй страну, в которой живёшь?
— Доступно, безопасно, неспешно.
— Чего тебе не хватает, что есть в России?
— Дешёвая мобильная связь и хороший интернет.
— Скучаешь по Челябинску?
— Не всегда. Больно наблюдать за тем, что происходит с городом. Я очень переживаю, чтобы Челябинск не потерял своих лучших людей.
— Планируешь ли вернуться в Россию?
— В ближайшие пять лет не планирую.
Героиней первого выпуска проекта «Виза на счастье» стала 27-летняя Людмила Варнавская, которая полтора года назад оставила в Челябинске семью и отправилась за мечтой в Токио. Девушка рассказала 74.ru о своей учёбе в языковой школе, работе в двух ресторанах и буйном, но мягком нраве японцев.
Вы или ваши знакомые уехали жить за границу? Расскажите нам свою историю переезда, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».