Датчане известны как самые счастливые люди в мире и жители одной из самый благополучных стран. Челябинец Сергей Циулин лично в этом убедился, переехав год назад в небольшой город Ольборг. Чем он ему напоминает Челябинск, чему всем можно поучиться у скандинавов и зачем молодой человек начал учить датский язык, Сергей рассказал 74.ru.
Переезд ради спортивного интереса
— В Данию я переехал год назад, но этому предшествовала длинная история, — говорит Сергей. — Несколько лет назад учился на последнем курсе автотракторного факультета в ЮУрГУ и увидел, что по всему университету расклеены объявления о конкурсе на стипендию. Девушка, с которой я на тот момент встречался, решила принять участие. И я тогда подумал: «А почему бы и мне не попробовать? Вдруг она уедет, а я один останусь. Такого случиться не должно!» В итоге я эту стипендию выиграл, а моя девушка нет.
Конкурс предлагал обучение в девяти разных университетах Европы. По моей специальности были квоты на годовое обучение в Барселоне. Но нужно было поехать как аспирант, поэтому я срочно поступил в аспирантуру перед поездкой. Этот год пролетел. Кроме Барселоны, я посмотрел ещё несколько европейских городов. Мне понравилось за границей, и, вернувшись в Челябинск, я вновь стал искать стипендии в разных странах. Нашёл грант в Финляндию на полгода. На этот раз я поставил цель закрепиться, получить полноценное европейское образование. «Может, и у меня получится?» — подумал я. Но по прошествии полугода остаться мне не предложили.
Опять вернулся в Челябинск, всё шло к тому, что новую стипендию я уже не найду, и в тот момент я нахожу работу в Екатеринбурге. Переехал туда и почти год, пока там работал, жил в хостеле. Он был через дорогу от моей работы, и я так подружился с теми, кто там жил, что решил остаться. Работал в компании, которая занимается программным обеспечением, — она пишет бухгалтерскую программу. Я занимался финансовым модулем этой программы.
«Эффект неожиданности и удачи»
— Считаю, что ничего не бывает просто так: гранты и обучение за границей стали для меня эффектом неожиданности и удачи. Почти каждый год я езжу на музыкальный фестиваль в Барселону. Я полетел из Финляндии через Копенгаген, где у меня была пересадка 12 часов. Город и атмосфера Северной Европы влюбили меня почти сразу же. Я гулял весь день, сражаясь с жуткой сонливостью. Потом всё-таки уснул в одном из музеев. Упал в одно из кресел и проспал аж целых три часа. Что удивительно, за это время никто меня даже не потревожил!
В Копенгагене мне очень понравилось, облик Северной Европы отличается от того, что я видел до этого. Решил, что нужно поискать грант на обучение в Дании, и подал документы на два гранта. Оба не выиграл, забегая вперёд. Но я в тот момент уделил много времени поиску научного руководителя. И хоть моя заявка и не победила, я с этим человеком остался в хороших отношениях.
С этим научным руководителем вышла целая история. Он решил провести собеседование со мной по скайпу. Я не имел практики разговорного английского языка и не был уверен, пройдёт ли это собеседование нормально. Чтобы в полной мере раскрыть себя как хорошего студента и не запинаться по ходу разговора, несколько дней готовился и писал сценарий. У меня на тот момент ещё продолжалась аспирантура, я писал научные статьи. И когда сообщил ему, что грант я не выиграл, он тоже расстроился. Но уже через пару месяцев написал мне, что у университета есть финансирование, чтобы взять меня на полгода и посмотреть, что я смогу. На работе я взял отпуск без содержания, проработал полгода в Дании, и после этого мне продлили контракт.
Это работа в университете датского города Ольборг. Наша кафедра работает как консалтинг-компания. Есть фирмы, которые отдают какие-то задания университету, каждый из сотрудников выполняет работу на заказ по своей специфике. А фирмы за это платят. Никто не получает зарплату «за просто так» от государства. Так тут работает. В феврале будет год, как я живу в Дании. Вместе с коллегой я выиграл проект на полмиллиона евро, поэтому есть цели, для чего ещё тут оставаться.
Первая стипендия — на курсы английского
— Я ещё в Барселоне сильно заморочился с заполнением всех заявок. Собрал большой пакет документов, написал девять мотивационных писем. Решил, что раз уж взялся за это дело, то дойду до конца. Мне очень сильно помогали мои друзья-одноклассники, которые живут в Канаде. Переводили для меня документы и советовали, с какой стороны лучше штурмовать европейские университеты. Уровень английского у меня тогда был средненький. В Барселоне мне было даже немножко неловко, сразу бросился в глаза мой недостаток в разговорном английском.
Я помню, что первую свою стипендию потратил на курсы английского языка, и как-то стало дышать легче. Есть уровень знаний, которые дают в российской школе, и их обычно не хватает, чтобы приехать за границу и заговорить. Привыкаешь к ударению в иностранных словах, которые дают на уроках, а на деле слышишь, как люди в Европе более лениво, что ли, произносят слова. Сходу привыкнуть к этому тяжело.
Для проживания в Дании знания английского может быть вполне достаточно. Здесь кассиры в магазине и уборщик в нашем университете, например, сносно говорят на английском — выше среднего уровня. Но мне самому захотелось изучить датский, это ключ к людям, с кем я работаю, — почти все мои коллеги датчане.
Мне хочется понимать, о чём они говорят, и разговаривать с ними на родном для них языке. Да и если меня внешне часто за датчанина принимают, почему бы мне ещё и язык не выучить? В общем, у меня для этого есть какая-то своя мотивация. Дания входит в список стран, в котором официально нет английского языка, но которые лучше всех на нём разговаривают.
Я раньше удивлялся, почему это так, думал, что с детства они смотрят фильмы и ТВ-программы на английском и поэтому так хорошо его знают. Но потом понял, что датский и английский — очень похожи. Почти половина слов у них созвучны, сложность только в произношении, оно действительно тяжело даётся.
Над датчанами часто шутят, что они произносят слова, будто давятся или кашляют в себя. Произнести датское слово мне без акцента практически не удастся. Плюс они быстро говорят. Почти тараторят. Но разговаривать с датчанами мне пока стеснительно. Потому что если я даже что-то и скажу в магазине, то, скорее всего, не полностью пойму, что мне ответят. Но коллеги моментально становятся счастливыми, когда я разговариваю с ними на их родном — датском.
Как Челябинск, только лучше
— Мне нравится жить в Ольборге — город небольшой, это четвёртый по численности населения город Дании. У него есть сходство с Челябинском. Ещё 70 лет назад это был сугубо провинциальный город. Он был похож на Челябинск тем, что у него есть центральная часть города, разделённая рекой. И по обе стороны этой реки раньше были заводы.
Там, где сейчас гуляют люди на набережной, — самое перспективное место в городе: всё было заполнено заводами. В самом центре города был бетонный завод, алкогольное производство. И даже сейчас, гуляя на набережной, чувствуешь этот индустриальный дух города. Позже эти промзоны вынесли за черту города. Какая-то промышленность в Ольборге осталась, конечно, но с экологией при этом всё в порядке. Когда заводы перемещали из центра, на них установили очистительные фильтры. В Европе многие города об этом заботятся.
А исторические здания, которые построили 150–200 лет назад, сохраняют и переоборудуют. То есть идёшь по улице, видишь фасад старинного здания, а внутри современная «начинка» — фитнес-центр или ресторан. И это очень уютно и круто смотрится!
Мне нравится Челябинск, я люблю свой город. Скучаю по снегу, школе, ребятам, с которыми играл в футбол. Если есть возможность, стараюсь прилетать домой, к родителям, встречаться с друзьями. И по самому городу люблю прогуляться. Конечно, было бы лучше, если бы наружную рекламу какую-то убрали, в каких-то местах убрали снег. Хочется как-то «подретушировать» Челябинск, потому что он как-то позади остальных городов остался.
В планах — поискать работу в Копенгагене и переехать туда. Но это в ближайшей перспективе на два года. А пока я работаю в университете и веду блог про Данию и жизнь датчан.
Ольборг — город в Дании с населением около 104 тысяч человек. Сегодня переживает переходный этап от промышленного города к центру науки. При этом остаётся промышленным и коммерческим центром Дании, экспортирующим зерно, цемент и рыбу. В Ольборге действует Датский спиртоперерабатывающий завод — крупнейшее в мире предприятие, производящее крепкий алкоголь — аквавит, который поставляется в более чем 140 стран. Компания Aalborg Industries производит в Ольборге судовые паровые котлы. Также здесь размещено производство лопастей для ветроэнергетических установок.
Велосипед с полицейского аукциона
— Дания — это страна велосипедов, но, наверное, в меньшей степени, чем Нидерланды. Если побывать там, видишь разницу. Но в Дании этот вид транспорта тоже очень любят. У каждого датчанина может быть по нескольку велосипедов дома. Когда холодно или дождливо по утрам видишь автобусы битком, а в хорошую погоду почти все передвигаются на великах, включая меня.
Я очень дёшево купил свой велосипед на полицейском аукционе. Это мероприятие проводится раз в полгода, когда полиция находит потерянные вещи или ворованные. Если за ними в течение какого-то времени не приходит хозяин, его выставляют на аукцион по минимальной цене. Ты приходишь в зал, где разыгрываются около 200 великов, дожидаешься описания того, что тебе нравится, и предлагаешь свою цену за товар. Я взял свой велосипед за две тысячи рублей. Я сам не мог представить, что может так дёшево выйти.
Хюгге в архитектуре и в душе
— Я читаю сообщество «Челябинский урбанист», и в плане урбанистики мне многие идеи нравятся. В Европе избавление от навязчивой рекламы началось ещё много лет назад, и соседние страны тоже потихоньку начали от неё избавляться. В Скандинавии у людей хороший вкус в архитектуре и городской среде. Здания не перенасыщены какими-то элементами, всё довольно скромно.
Например, во Франции есть парк Версаль, с огромным дворцом и целой свитой людей, которые постригают кусты и следят за уходом. Всё величественно и помпезно, подчёркивая былые имперские амбиции. А в Дании парк, в котором жил король, — меньше нашего парка Пушкина, с крохотным замком. У датских зданий свой стиль: минимализм снаружи и максимальный уют внутри. Сами датчане называют это словом «хюгге». Многие считают, что это про счастье, но это, скорее, про уют. Это не обязательно что-то эстетическое, это состояние души.
Вот представьте себе мультик «Ёжик в тумане». Бежит несчастный ёжик через мрачный лес — везде туман и тёмные краски. Наконец он приходит к медвежонку. Тот ему стол накрыл, чаем угостил, внутри тепло и уютно. Вот эта атмосфера, которую ты видишь на экране, это и есть «хюгге».
Например, когда ты в комфортной обстановке с другом, которого давно не видел, и вы говорите по душам за приятным ужином или бутылкой вина. Датчане так любят эту атмосферу, что стараются воссоздать её в своей квартире.
«Хюгге» (от датского Hygge) — понятие, возникшее в скандинавских странах, обозначающее чувство уюта и комфортного общения. В одном из колледжей Великобритании даже преподают курс датского хюгге, по всему миру появляются пекарни, магазины и кафе в стиле хюгге. Есть несколько советов, как создать эту атмосферу: сделайте дом и офис уютными; приглашайте гостей; научитесь вкусно готовить; будьте активнее; носите удобную одежду; наслаждайтесь простыми радостями; заведите хобби.
Дома без дворов и поле для творчества урбанисту
— Я обожаю дворы в наших российских городах. Провёл полжизни в таком. Можно сказать, у меня был джентльменский набор: советская девятиэтажка-брежневка, футбольное поле, фигуры из покрышек. Но дворы — это не просто чувство прекрасного, это и индикатор здоровья нации, если хотите. Это первое, что я люблю смотреть в путешествиях.
Я не мчусь к Саграде Фамилии (Храм Святого Семейства в Барселоне. — Прим. ред.), а сажусь на метро и выхожу на случайной станции в спальном районе. Люди идут на сплав по Неве, а я лечу на Васильевский, смотреть «Дома на ножках» (необычный градостроительный проект на Новосмоленской набережной в Санкт-Петербурге. — Прим. ред). Во Франции вместо Версаля я смотрел местное модернистское гетто. А потому что всегда интересно увидеть, как живут обычные люди, такие, как ты сам.
Дома в Дании стоят вплотную друг к другу. Двор всегда аскетичен, тут ничего не происходит. Нет ничего из того, что мы привыкли видеть в России. Здесь вы не увидите спортивных площадок, садиков, турников или песочниц. Здесь придомовая территория большая, и её никто не использует. Меня это расстраивает.
В богатых районах примерно то же самое. Тут правит аскетизм, минималистичные оттенки фасада и обязательно большие, просторные балконы. Вы никогда не увидите в Ольборге торчащих блоков кондиционера. Во-первых, в Дании четыре из семи дней недели льёт дождь. Во-вторых, все кондиционеры спрятаны на балконе. Во дворах, как правило, пусто либо их вообще нет.
Я люблю наши муравейники советского образца, когда летними вечерами они наполняются жизнью: пенсионеры оккупируют лавочки и играют в шахматы, дети бегают, кто-то копается с машиной, женщины садят клумбы. Ну прям кипит жизнь!
Среднестатистический двор в бедном районе даже не выглядит как двор. Это просто поле с минимум благоустройства. Такие места часто отдают «на растерзание» художникам и урбанистам — нужно повышать привлекательность районов. Надо сделать так, чтобы люди захотели здесь поселиться.
Я заметил, что в России города не заинтересованы в создании своей индивидуальности. Мало кто сможет отличить Тольятти от Набережных Челнов или Томск от Тюмени, если сам в них не побывал. Сейчас появились дизайн-код и урбанистика как направление в развитии городской среды. Но это лишь работа над ошибками, а не создание чего-то нового.
А вот маленький датский город Ольборг смог этого добиться. Улицы здесь украшают не для туристов, а для самих себя. Государство не может проникнуть в архитектуру и стрит-арт? Ну тогда дайте власть художникам. Так и сделали. Что мы имеем? Это проект муниципальных властей, в который пригласили стрит-арт художников из разных стран. Они весь сезон активно рисовали граффити на улицах Ольборга.
«Не думай, что ты особенный»
— Я думаю, что все скандинавы знают негласные правила Янте или хотя бы краем уха слышали о них. Мой коллега — китаец. Очень умный взрослый человек, долгое время работал учёным в Англии и отмечал их небольшое высокомерие. Со скандинавами такого не бывает вообще никогда, даже если ты иностранец.
Датчане обычно не выставляют свой достаток. Они хорошо зарабатывают, но не хвастаются вещами. В Москве, например, среди молодёжи модно сейчас переплачивать большую сумму за какой-то бренд. Главное, чтобы этот бренд был оригинальным и чтобы лейбл этот был виден всем. Какие-нибудь кроссовки за 60 тысяч рублей, например.
В Скандинавии всё наоборот. Они могут купить очень дорогие вещи, но ты никогда не узнаешь, что это за бренд. Для датчан важнее чтобы окружающие оценили, как стильно ты подобрал вещи. У них есть время на досуг, и они тратят на свои хобби немалые деньги. К примеру, датчанин может купить себе безумно дорогой фотоаппарат и снимать на него белок в парке по выходным. При этом мало кто из датчан копит деньги. Если выдался хороший день, их можно увидеть в барах и ресторанах — все заведения заполнены.
Переехав в Данию, я узнал о магазинах Красного Креста. Люди отдают туда вещи как пожертвования. Всё, что было нужно, а теперь не нужно — тащат и просто так отдают. А магазин продаёт за бесценок. Я нашёл в Ольборге самый большой из таких. Продают такие магазины абсолютно всё: мебель, электронику, посуду, книги и одежду. Даже картины. То есть, это не привычный секонд-хенд, где владельцы закупают шмотки килограммами, а берут вещи у людей напрямую. В этом и шарм.
Но трудоголиками датчан назвать нельзя. Мне даже интересно, как экономика у страны на таком высоком уровне. Вот, например, китайцы могут сидеть на работе десять часов в день, но половину дня они могут сидеть в телефоне или вообще спать. Датчане работают чуть меньше, чем все остальные, но они максимально сфокусированы на работе. Вот они приходят на работу и за семь часов полностью отрабатывают свои задачи, не отвлекаясь ни на что. Но, если горят сроки и нужно выйти на работу в выходной, датчанин откажется.
Бюрократии в Дании минимум. Я встречался с налоговой и был подготовлен так, будто был где-то в России: распечатал кипу документов, чеки и другое. Сотрудник налоговой заметил у меня опечатку и сказал, что сам её исправит, и ушёл. Не надо тащить все чеки с собой, здесь всё работает на полудоверии, что ли.
Закон Янте — устойчивое выражение для объяснения скандинавского менталитета. Эти десять правил звучат так: 1. Не думай, что ты особенный. 2. Не думай, что ты настолько же велик, как мы. 3. Не воображай, что ты умнее нас. 4. Не думай, что ты лучше нас. 5. Не думай, что ты знаешь больше нас. 6. Не думай, что ты важнее нас. 7. Не думай, что ты на что-то годишься. 8. Не смейся над нами. 9. Не думай, что нам есть до тебя дело. 10. Не думай, что ты можешь нас чему-то научить.
Датский цвет настроения — чёрный
— Я довольно высокий блондин с голубыми глазами. Если я ещё оденусь во всё чёрное, то со мной все по-датски начнут говорить. Если же я надену голубые джинсы, это выдаёт во мне иностранца.
Если парни ещё как-то могут сочетать цвета в своём образе, то типичный образ датчанки — блондинка вся в чёрном. Я думаю отчасти это связано с климатом. Здесь очень мало солнечных дней. Мне нравится, когда есть лёгкий дождик и небольшая мрачность. Наверное, это как-то отразилось на их внешнем виде. Датчане — народ дисциплинированный, против правил не пойдут. Скандинавы неспешны.
Гастрономический «фетиш» датчан
— Обед у датчан — не просто трапеза, а целая церемония, произведение искусства в жанре щепетильности. Ничего подобного я нигде не видел. На вид всё просто: есть сэндвич, он берётся руками и поедается. Датчане каждый день таскают с собой ланч-боксы, но не с одним, а с бесчисленным количеством отделений. Выглядит как коробка для наживки у рыбаков.
В каждом отделении по чуть-чуть всякой еды: три крошечные помидорки, кусочек тунца, завернутый в пакетик, два колечка порезанного огурца, одна миниатюрная морковка. Каждый раз смотрю и удивляюсь, как им это не лень по утрам делать? Лучше ещё десять минут поспать.
Датчане просто с ума сходят по хлебу, без преувеличений. Особенно в почете чёрный хлеб. В нём может быть множество всяких ингредиентов: семечек, кунжута, миксов из разных зёрен. Божественно вкусно. Чтобы детей приучить к хлебу, датчане кладут на него маленькую, очень тонкую плитку шоколада, в народе зовется «пёлигшоколил». Когда в других странах нежно мажут хлеб «Нутеллой», здесь просто кладут целую плитку. И знаете что? Детство оставляет сильный отпечаток в жизни датчан. Люди в 50 лет так и едят хлеб с шоколадкой, не могут отвыкнуть от детских привычек.
Совершенно изумительно датчане готовят блюда из свинины и делают это часто. Есть даже шутка, что в Дании свиней больше, чем людей. Но я иногда скучаю по шаурмячной на улице Труда в Челябинске и российским пельменям.
Блиц-опрос для Сергея Циулина
— Лучший город на Земле для тебя?
— Барселона.
— Охарактеризуй тремя словами Данию.
— Пиво «Туборг», флаг Дании и велосипеды.
— Что есть в России, чего нет в Дании?
— Пельмени.
— Скучаешь по Челябинску?
— Да, по Челябинску и Екатеринбургу.
— Планируешь ли вернуться в Россию?
— Да, когда накопятся знания и капитал.
Ещё больше интересных историй челябинцев, уехавших жить в разных страны, — в нашем проекте «Виза на счастье».
Вы или ваши знакомые уехали жить за границу? Расскажите нам свою историю переезда, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».