Мария Петрова сидит на карантине на острове Крит. Самоизоляция для челябинки — отнюдь не страшное слово. Она прошла через все тяготы затворничества шесть лет назад, когда вышла замуж за греческого фермера, только-только переехала в деревеньку Кутулуфари и с трудом адаптировалась на новом месте.
Мария согласилась пообщаться с нами в прямом эфире в Instagram. В новой серии нашего инстасериала про коронавирус и челябинцев за границей вы узнаете: правда ли, что греков выпускают из дома по эсэмэскам, от какой привычки не могут отказаться критские дедушки, как народ пережил отмену пасхальных гуляний и что общего между хлоркой и оливками?
Греция сидит на жёстком карантине третью неделю. Ты можешь выйти на улицу только по эсэмэске. Все потребности населения пронумерованы от одного до шести. Поводом покинуть дом может стать поход в супермаркет, аптеку, банк или к врачу. Жители Крита имеют право выгуливать домашних животных и индивидуально заниматься спортом, а ещё помогать пожилым родственникам. Маша говорит, что эти меры в большей степени касаются Афин, но распространяются на каждую семью в Греции.
— Мы теперь не можем ходить с ребёнком к морю. Это не считается важной потребностью, — рассказывает Мария Петрова. — Мы имеем право выйти из дома, например в магазин. Для этого ты отправляешь на специальный телефонный номер СМС-сообщение. В нём указываешь свои фамилию, имя, адрес проживания и цель похода. Пишешь номер 1 или номер 6. В ответ на это сообщение тебе приходит разрешение. Тогда ты идёшь и обязательно берёшь с собой паспорт. Можно ещё заполнить специальный бланк, который выложен на правительственном сайте. Или распечатать и заполнить документ вручную. Так делают бабушки и дедушки. На Крите далеко не у всех есть компьютеры и принтеры, мы отстали от России в плане цивилизации.
В деревне, где живёт семья Марии, все гуляют через СМС, всё чаще и чаще указывая номер 6 — это занятия спортом. У Марии и Яниса свой дом. Вместе с сыном они могут подышать свежим воздухом на заднем дворе, а не на балконе. Официально карантин в стране ввели 23 марта, но бдительная семейная пара самоизолировалась до того, как начали действовать строгие ограничительные меры. Машу напугал первый случай заболевания на Крите и в Херсониссосе.
— О первом заболевшем стало известно как раз, когда только закрыли учебные заведения. Мы с другими мамочками на прогулке ещё удивлялись — зачем зря закрывать школы, как-то рановато. Оказалось, что заразу привёз педагог, который ездил с экскурсией в Афины, — рассказывает Маша.— И карантин оказался очень своевременным. У нас есть эпидемиолог с мировым именем, который смог убедить правительство принять карантинные меры вовремя, не дожидаясь жутких цифр и последствий, какие мы видим в Италии.
«Греческие старички так сильно любят кофе и посиделки, что готовы рискнуть ради этого своим здоровьем и сбежать из дома в кафе»
Сначала это был нестрогий карантин. По телевизору крутили один и тот же агитационный ролик, где всех призывали никуда не выходить. Но люди не слушались, собирались компаниями. Надо знать менталитет греков, чтобы понимать, каково им усидеть дома. На Крите закрыли кофейни, а это главное место скопления народа. В Греции все пьют кофе, даже в разгар рабочего дня. Первые кофеманы в деревне — это дедушки. Все особенно сильно переживали за их здоровье. Закрыли кафе — и они стали собираться толпами и пить кофе на пляжах. Тогда пришлось закрыть пляжи.
— Мы стали гулять в безлюдных местах. Сейчас это просто сделать на Крите. Всюду пустынно. Обычно заведения начинают отмирать в апреле для туристов. Сейчас, по сути, гуляем мы с Шуриком и кошки, — говорит Маша.
Муж Марии — фермер. Около 20 лет Янис выращивает оливы. В этом сезоне семейная пара планировала открыть магазин. В эти дни лавка должна была начать работать и приносить прибыль, если бы всё было хорошо. Пока только убытки.
— Мы сняли помещение под магазин, сделали полочки, декор, с душой подошли, — продолжает Маша. — Магазин мы не открываем, но при этом платим аренду. Весь Крит переживает за провальный сезон. Мой муж не может сидеть дома. Он не из тех, кто будет смотреть новости, лёжа на диване, кивать и причитать. На днях он позвонил мэру — это нормально, это деревня. Он сказал, что может помочь опрыскать хлоркой улицы. Сел на трактор и поехал дезинфицировать территорию. Трактор фермеру нужен для полива и удобрений. Пригодился и в такой ситуации.
«Мы сняли помещение под магазин, сделали полочки, декор. Лавка должна была начать работать в эти дни. Пока только одни убытки»
Греки стали покупать больше продуктов. В принципе, в местной традиции закупаться тележками, поскольку магазины находятся в километре от дома и идти приходится то в горку, то с горки. Бабушки, у которых нет машины, ходят за продуктами со специальными тележками. Теперь берут чуть больше товаров партиями в размере кинг-сайз. Муж Марии забрал масло со склада на фабрике.
— Кто его знает, что будет. Хотя бы масло у нас уже гарантировано есть, — делится Мария.
Скоро Пасха, и все непременно отправились бы куда-нибудь по случаю праздника. Здесь такая традиция — у нас на майские едут на природу, а греки едут с материка на острова, снимают номера в отелях и широко гуляют. Сообщение между островами и материком прекратили. Ни паромы не ходят, ни самолёты не летают. Доставляют только товары. Все торжества перенесли на конец мая. Здесь отмечают Пасху, как на наш Новый год — с салютами. Все собираются в церкви, передают Благодатный огонь, жарят барашков. Придётся от барашков отказаться. Будут отмечать дома.
Мария говорит, что в церковь некоторые всё же ходят, хотя такого пункта нет в списке разрешённых потребностей. Церковь официально признана рассадником заразы. Все целуют одни и те же иконы, а если причащаются — используют одну и ту же ложечку.
— Мы успели обвенчаться 1 марта и крестить сына до коронавируса. Даже причастились один раз. На следующую неделю мы не пошли на причастие, побоялись заразиться. Смириться с этой мыслью сложнее всего было моей свекрови, — говорит Мария.
На Крите есть те, кто ходит в масках и перчатках, есть те, кто пренебрегает этой мерой. Дефицит средств защиты присутствует у медработников. По телевидению показывали репортажи о том, что волонтеры шьют маски для врачей.
На входе в магазины стоит спирт, покупателей просят держать дистанцию. Любые товары можно заказать с доставкой на дом. Но пожилое население не умеет пользоваться онлайн-сервисами и действует по старинке в силу своей консервативности.
У нас в основном Янис покупает еду домой. Я заказывала себе по интернету косметику, посылка дошла. Я надеялась, что откроются магазины для туристов, и я куплю греческой косметики, но пришлось оформлять доставку из Афин.
«Нарушителей режима в Греции штрафуют. Сумма единая для всех — 150 евро»
Сидеть дома, конечно, сложно. Но и то, что самоизоляция работает, — это очевидно, значит, нужно её соблюдать. К карантину меня подготовила иммиграция. Я, по сути, оказалась в самоизоляции, когда переехала сюда. Я не могла встречаться со своими друзьями, которые остались в Челябинске, не могла ходить ни в свои любимые магазины, к которым привыкла, ни в театры, ни в кино. Когда я знала, что я этого не могу и навсегда лишилась, было трудно. Кода фокус внимания был на частице «не», мне было хуже. Но когда я начала адаптироваться, приняла мысль, что по-другому нельзя, по-другому не будет, оказалось, что есть плюсы. Можно общаться с друзьями по скайпу, можно удалённо работать. Я стала блогером. Когда у меня условно закончился декрет и было некуда выходить, я решила продвигать Крит и собственного мужа. Начала вести блог и рассказывать, как мы здесь живём, как делаем оливковое масло. Чуть больше года этим занимаюсь и понимаю, что это своего рода отдушина. Почему бы не попробовать повернуть самоизоляцию в свою пользу?
Где наши не пропадали
Хотите ещё историй наших за границей во время пандемии коронавируса? Не проблема!
Евгения Егорова перебралась в Калгари с мужем и кошкой 4 месяца назад и мечтала найти работу, а теперь сидит на карантине и рассказывает, какие беспрецедентные меры поддержки оказывают канадские власти населению.
В США закрылись «Макдоналдс» и «Старбакс», а суровый видеоинженер с Урала Евгений Хавана отчаянно ходит на работу.
Наша землячка Евгения Козловская подозревает, что её муж переболел коронавирусом, но медицинских тестов в Испании не хватает.
В Германии ограничили продажу туалетной бумаги и стали штрафовать компании, в которых собирается больше двух человек. Об этих и других мерах во время пандемии коронавируса 74.RU рассказала 35-летняя Любовь Лаптенкова, которая семь лет назад переехала из Челябинска в Гютерсло.
Если вам интересно узнать, как переживают пандемию в разных странах, подписывайтесь на наш Instagram, присылайте свои вопросы и следите за прямыми эфирами.