Таллинским школьникам на карантине раздают макароны, сыр, бананы, куриные шарики и земляничный йогурт. Это лишь часть сухого пайка, который положен каждому ученику в Эстонии абсолютно бесплатно. Как и в Челябинске, детей перевели на дистанционку. Власти страны подумали, что родителям некогда готовить дома, и поначалу стали обеспечивать детей горячими обедами. А теперь просто выдают продуктовые наборы. Что едят на карантине таллинские школьники, редакции 74.RU показала челябинка Наталья Карасёва. Наша землячка стала гостем нового выпуска интернационального инстасериала про коронавирус.
Статистика распространения коронавируса в Эстонии на 17 апреля 2020 года. Заражено — 1 459 человек. Вылечено — 145. Погибли — 38. Население Эстонии — 1 млн 300 тысяч человек.
— «Простите, на этот раз без десерта», — сказали мне в школе сегодня, когда я пришла за сухим пайком, — делится Наталья Карасёва. — Когда моего сына только перевели на дистанционное обучение, власти решили, что мамам не до обедов, родители и сами работают на удалёнке. Раньше можно было прийти в школу к определённому времени и забрать горячее питание. Потом решили, что это небезопасно, и стали выдавать по графику продуктовые наборы на неделю. Школа, в которой учится мой ребёнок, находится за домом. И забрать сухой паёк не составляет труда.
Первый, кто занёс вирус в Эстонию, был иранец. Самолётом он прибыл в Ригу, а оттуда на автобусе приехал в Таллин. Как выяснилось позже, трое пассажиров этого рейса тоже заразились. Затем подпортила статистику Италия. На острове Сааремаа в городке Курессааре состоялись два матча по волейболу с итальянской командой «Милан». Итог этих встреч — вспышка коронавируса по всему острову.
Страна живёт в режиме самоизоляции пятую неделю. Чрезвычайное положение в Эстонии ввели 12 марта. Карантин продлили до 15 мая. Здесь нет жёстких ограничительных мер, только рекомендации. Государству ближе по духу шведская модель. Но паромное сообщение со Стокгольмом закрыто.
Дети с первого дня карантина учатся в формате онлайн. Эстония известна, как IT-страна. Но даже здесь в первый же день рухнули все образовательные сайты. В Таллине весной ожидались гастроли БИ-2 и Филиппа Киркорова. Концерты перенесли на осень. С конца марта закрыты торговые комплексы и кинотеатры. Работают аптеки, продуктовые магазины и почтоматы.
— Выходить на улицу можно, никого не штрафуют, все соблюдают режим 2+2. То есть покидаем квартиру по двое или семьёй. Сохраняем дистанцию. Как и во всём мире, населению рекомендуют оставаться дома, особенно тем, кто находится в группе риска — а это пожилые люди. Несмотря на отсутствие строгих запретов и карательных мер, жители стараются дистанцироваться, это заметно в магазинах. Нарушителям режима ничего не грозит. Я слышала, что в старом городе летает дрон, который призывает через громкоговоритель держать дистанцию. Если оператор квадрокоптера видит скопление народа, он может сообщить в полицию. Патруль приедет и посоветует разойтись.
Магазины и рестораны быстро перестроились на режим бесконтактной доставки еды. В начале карантина образовались электронные очереди. Выбирать продукты на сайте супермаркета приходилось ночью на неделю вперёд, чтобы забронировать время получения заказа. Сейчас всё происходит быстро: службы привозят до порога квартиры любые товары — и канцелярию, и косметику.
На островах люди оставляют продукты на скамейках. Те, у кого нет денег купить еду, могут просто её взять
— Первые дни карантина были днями паники, когда все сидели в интернете, читали заголовки новостей и тихо сходили с ума. Совершали вылазки в магазин и скупали гречку. Честно, это было. Сейчас все очень ровно относятся к ситуации. Статистика по заражённым лично меня не так трогает. По большому счёту, огромное количество людей выздоравливает, у многих заболевание протекает в лёгкой форме или вообще бессимптомно. Среди моего окружения нет знакомых, которые тревожно относятся к этой теме. Да, мы привычно обрабатываем руки антисептиком. Осталась лёгкая паранойя — надо ведь обработать руки. Но всё чаще я слышу, как обсуждают мировую ситуацию с долей скепсиса и задаются вопросом о реальности проблемы. Говорят об отказе США финансировать ВОЗ, рассуждают о том, есть ли вирус вообще или его нет и кому на руку запугивать мир.
В Эстонии больше остальных пострадал туристический сектор, а также рестораны, индустрия развлечений и сфера услуг. Салоны красоты в крупных комплексах закрыты. Маленькие работают, но всё равно пустуют. Клиенты на всякий случай избегают лишних контактов.
В Таллине действует система семейных врачей. Если человек чувствует себя плохо, звонит своему доктору. Врач решает, что делать дальше — лечить симптомы на дому или вызывать скорую. Разумеется, когда у пациента сразу несколько тревожных симптомов — температура, кашель и затруднённое дыхание, ему делают тест. И, возможно, его отправят в больницу.
— Всё на усмотрение семейного врача. Департамент здоровья говорит, что нецелесообразно делать тесты всем поголовно. Специального лечения коронавируса нет, можно лишь смягчать симптомы. Если у человека просто кашель, он может пить сироп, как при любых других респираторных заболеваниях. Тестов не так много. Они нужны, когда у человека серьёзная симптоматика. Или тем, кто контактирует с больными: врачам, полицейским, экстренным службам.
— Ограничения свободы — очень ощутимый психологический фактор, когда ты не можешь сесть в самолёт и поехать, куда хочешь, встретиться с друзьями, обнять их при встрече. Мы можем обниматься только взглядами и надеяться, что всё это когда-нибудь закончится. Тем не менее, у моего окружения позитивный настрой. Все шутят, делятся новым. Кто-то проходит онлайн-уроки йоги, кто-то устраивает посиделки под чашку кофе или фужер вина. Есть те, кто приспособился и перепрофилировал бизнес. Например, мы снимали репортаж про ребят, которые занимались полиграфией, а теперь делают маски для лица. Лично мне в условиях пандемии не хватает более честной и цельной информации. Слишком много вопросов, на которые я не нахожу ответа. По моему мнению, дело не в том, как лечить и кто первый начал. А в том, для чего вообще всё это нужно. В нынешней ситуации стоит смотреть глубже и шире: и на то, что происходит в мире, и на то, что происходит с каждым из нас лично.
Где наши не пропадали
Хотите ещё историй про наших за границей во время пандемии коронавируса? Не проблема!
Челябинский дайвер, который работает на острове Панглао, посмеялся над фейком про расстрел за нарушение карантина на Филиппинах.
Наша землячка, три года живущая в Нью-Дели, во время пандемии не решается выходить даже за хлебом.
Живущая в Италии челябинка Александра рассказала, как Ив Сен-Лоран вместо купальников шьёт медицинские маски, а «Феррари» перешёл на выпуск аппаратов ИВЛ.
В Швеции отказались от идеи насильно загонять народ по домам и закрывать рестораны — ждут, пока переболеет 60% населения страны. Челябинка Любовь Ненашева вместе с остальными нарабатывает коллективный иммунитет.
Чехия стала одной из первых стран, где ввели режим ЧС. За 28 дней карантина местное население научилось жить по новым правилам. Челябинка Мария Новикова рассказала о них.
Знакомые Елены Карано, которая живёт во Франции, заразились коронавирусом и лежали в больнице на ИВЛ.
Мария Петрова самоизолировалась на Крите и выходит на улицу только по СМС-сообщениям, а её муж-фермер поливает улицы хлоркой на тракторе.
Евгения Егорова перебралась в Калгари с мужем и кошкой 3 месяца назад и мечтала найти работу, а теперь сидит на карантине и рассказывает, какие беспрецедентные меры поддержки оказывают канадские власти населению.
В США закрылись «Макдоналдс» и «Старбакс», а суровый видеоинженер с Урала Евгений Хавана отчаянно ходит на работу.
Наша землячка Евгения Козловская подозревает, что её муж переболел коронавирусом, но медицинских тестов в Испании не хватает.
В Германии ограничили продажу туалетной бумаги и стали штрафовать компании, в которых собирается больше двух человек. Об этих и других мерах во время пандемии коронавируса 74.RU рассказала 35-летняя Любовь Лаптенкова, которая семь лет назад переехала из Челябинска в Гютерсло.
Если вам интересно узнать, как переживают пандемию в разных странах, подписывайтесь на наш Instagram, присылайте свои вопросы и следите за прямыми эфирами.