Надо чуть-чуть потерпеть, и откроется второе дыхание. Так говорят киприоты, которым объявили о смягчении сурового карантина. В режиме локдауна остров живёт больше месяца. На сегодня правительство Кипра окончательно сформировало план действий. Первая фаза послаблений начнётся 4 мая, вторая — 21 мая. Но пока что выход к морю «обнесён» бетонными ограждениями, не работают даже дантисты, ветеринары, фермерские рынки и городские парки. Появляться на улице можно только один раз в день. Чтобы сгладить вину за причинённые неудобства, президент страны вышел в прямой эфир и почитал детям сказки Экзюпери.
Об этом и многом другом рассказала сайту 74.RU Светлана Карась, которая живёт на Кипре 9 лет. У россиянки трое детей и внук. Старшая дочь Светланы замужем и переживает пандемию в Челябинске, средний сын — в столице Кипра Никосии, а младший — учится в школе и вместе со Светланой находится в курортном Пафосе.
В начале марта стало известно о первом заболевшем коронавирусом на Кипре, в Лимассоле. Им оказался врач, который вернулся из Англии и спустя некоторое время вышел на работу. Разумеется, государственную больницу, как очаг инфекции, закрыли на карантин. А вслед за ней все остальные муниципальные и частные организации. И это была не имитация карантина, когда одним позволено работать, а другим нет, а единые для всех строгие правила.
«Сначала я думала, что я заболела. Паника длилась ровно полчаса»
— Кипр перешел на самоизоляцию без двойных стандартов, — рассказывает Светлана. — Единые требования были выдвинуты ко всем без исключения — закрыться и не работать. Ветеринарные клиники, например, стали вести приём кошек и собак по вайберу, педиатры начали в режиме онлайн консультировать пациентов. Я имею в виду не слишком серьёзные заболевания. Конечно, в критической ситуации необходимо вызывать врача. На Кипре честный карантин, когда все бизнесы и госструктуры переведены на дистанционную работу. Можно звонить, присылать запросы по факсу, но никто никуда не выходит.
— Если ничего не работает, то ничего не работает. Шумные праздники тоже запрещены. Сначала было тяжело это понять и принять. Возле нашего дома на улице пели и танцевали. Выходили развлекаться соседи, потом начали делать ремонты, перебирать шкафы с вещами. Потом все дела закончились. Наступило время покоя, гармонии и принятия того, что это классное время. На самоизоляции я живу и радуюсь. Качество жизни здесь совсем другое, чем в России, и карантин проходит совсем иначе.
Пока что жителям Кипра позволено выехать из дома один раз в день, заручившись СМС-сообщением. Ты отправляешь запрос на специальный телефонный номер с цифрой, которая обозначает цель твоего визита на улицу. Целых два часа с эсэмэской в мобильнике ты можешь потратить на личные нужды — поход в магазин, в клинику, прогулку с собакой, пробежку. Остальные перемещения по городу признаны несущественными. Нарушитель платит штраф. Сначала его размер был равен 150 евро, потом сумму увеличили до 300 евро.
— Пасха прошла удаленно, без прихожан. Праздничную службу из храмов транслировали по громкоговорителю, так что было слышно в окрестностях. В Пасхальное воскресенье в прямом эфире детям читал сказки сам президент. В своих выступлениях он часто говорил о том, что из-за ограничений ему также не хватает возможности увидеть своих детей и внуков. И чтобы хоть как-то стать к ним и вообще ко всем детям Кипра ближе, он решил прочесть на своей страничке в «Фейсбуке» фрагмент из «Маленького принца».
«На Кипре нет брошенных детей и бомжей. Может, кто-то стал жить чуть хуже, но никто не бедствует и с голоду не умирает»
— Поначалу у людей было много панических настроений. В основном среди русскоговорящего населения. Киприоты более уравновешенные. За неделю истерия закончилась. У меня средний сын живет в столице, в Никосии. Он рассказывал, что у людей массово было понимание того, что я молодой человек и легко перенесу заболевание, а пожилые люди — родители, бабушки и дедушки могут серьёзно пострадать. Уровень сознательности здесь намного выше, чем в России.
— Школам Пафоса удалось наладить систему дистанционного образования. Сейчас каждый день в 7:45 у моего сына начинаются видеоуроки. Он, по российским меркам, ходит в 7-й класс. Ученики посещают по 4 урока ежедневно. Занятия идут на греческом. Все показывают хорошую успеваемость. После такого опыта сын даже предложил устроить реформу образования, поскольку ему так учиться более комфортно. Говорит, что нет смысла тратить время на дорогу туда и обратно. Конечно, все дети разные, и нужно дать ребятам возможность выбирать форму обучения. Лично он занимался бы онлайн. Вообще здесь дети учатся 12 лет. С применением дистанционки, по подсчётам сына, можно пройти всю программу за 9 лет.
— Лично мне очень не хватает моря, в остальном всё вполне устраивает. С 4 мая нам разрешат плавать и заниматься спортом на открытых пространствах по двое. Доступ на общественные пляжи и в порты откроют с 1 июня. Вообще для меня эта самоизоляция — шанс научиться быть счастливой и спокойной при любых обстоятельствах. Я вчера поймала себя на мысли, что с сожалением думаю о том, что карантин закончится, и снова придётся напрягаться, навалится бремя массы хлопот. Пока что я кайфую. И я не одна такая. Вокруг стало больше улыбающихся, умиротворённых людей.
Где наши не пропадали
Хотите ещё историй про наших за границей во время пандемии коронавируса? Не проблема!
Живущая на Пангане экс-челябинка рассказала, как нарушителей карантина сдал доставщик еды.
Челябинский дайвер, который работает на острове Панглао, посмеялся над фейком про расстрел за нарушение карантина на Филиппинах.
Наша землячка, три года живущая в Нью-Дели, во время пандемии не решается выходить даже за хлебом.
Живущая в Италии челябинка Александра рассказала, как Ив Сен-Лоран вместо купальников шьёт медицинские маски, а «Феррари» перешёл на выпуск аппаратов ИВЛ.
Знакомые Елены Карано, которая живёт во Франции, заразились коронавирусом и лежали в больнице на ИВЛ.
Мария Петрова самоизолировалась на Крите и выходит на улицу только по СМС-сообщениям, а её муж-фермер поливает улицы хлоркой на тракторе.
В США закрылись «Макдоналдс» и «Старбакс», а суровый видеоинженер с Урала Евгений Хавана отчаянно ходит на работу.
Наша землячка Евгения Козловская подозревает, что её муж переболел коронавирусом, но медицинских тестов в Испании не хватает.
Если вам интересно узнать, как переживают пандемию в разных странах, подписывайтесь на наш Instagram, присылайте свои вопросы и следите за прямыми эфирами.