Челябинские туристы потеряли крупную сумму при покупке путевки в Индию. Как они утверждают, для перевода денег в заграничный отель менеджеры «Сбербанка» посоветовали клиенту закинуть средства на счёт и конвертировать их из рублей в евро. Правда, в итоге семье не удалось ни оплатить поездку, ни сохранить свои деньги: разница в курсе валют «съела» 39 800 рублей, заявляют челябинцы. Компенсировать потери в кредитном учреждении отказались. Как это прокомментировали в «Сбербанке» и что говорят юристы — в материале 74.RU.
«Сбербанк наживается на клиентах»
Вячеслав собирался с семьей полететь за границу отдохнуть. Присмотрел отель в Индии, но выяснилось, что заплатить за номера можно только в евро. Для того чтобы перевести деньги сначала в валюту, а потом и в гостиницу, он обратился в банк.
— Я пришел в офис «Сбербанка», обратился к вип-менеджеру, показал счет, который необходимо оплатить. В банке мне посоветовали открыть счет, зачислить туда рубли, проконвертировать и оплатить. Меня проводили в операционный зал, где сотрудница «Сбера» мне помогла сделать все это в мобильном приложении, — рассказывает Вячеслав. — Там же, в банке, стал оплачивать, но платеж не проходил. Девушка сослалась на то, что, скорее всего, программа «висит».
Но позже тоже не получилось отправить деньги за границу, говорит Вячеслав. Он обратился на горячую линию банка, чтобы разобраться, в чем дело.
— Мне сказали, что платеж не пройдет по карте Visa потому, что все переводы по этим картам заблокированы. Тогда я попросил отменить операцию по конвертации. Но мне сказали, что операцию отменить невозможно. В итоге на курсовой разнице я понес убыток порядка 40 тысяч рублей, — возмущается мужчина. — Они меня ввели в заблуждение. Сотрудники банка не уведомили меня, что у «Сбербанка» есть проблемы в переводах заграницу, и перевод может не уйти. Это уже дело принципа! Сбербанк наживается на клиентах и не идет навстречу!
Купил за 63 рубля, продал за 54
По версии Вячеслава, он внес 300 тысяч рублей, конвертировал их по курсу 63 рубля за евро, получил 4800 €, но при продаже валюты в «Сбербанке» клиенту предложили другой курс, который был значительно ниже, — 54 рубля за евро. Итого на разнице, по словам Вячеслава, он потерял 39 800 рублей. Как рассказал челябинец, он написал обращение в банк с просьбой вернуть эти деньги 20 июля, а 21 июля пришел отказ. После чего он обратился с заявлениями в Центробанк, Роспотребнадзор, управление Федеральной антимонопольной службы, а также в прокуратуру и полицию.
— Обращение зарегистрировано в отделе полиции «Калининский», в настоящее время проводится проверка, выясняются все обстоятельства, — сообщили в пресс-службе управления МВД по Челябинску.
В «Сбербанке» не стали вдаваться в подробности и сообщили, что окончательное решение еще не принято.
— В настоящее время обращение клиента находится на рассмотрении банка, — ответили на наш запрос в пресс-службе финансовой организации.
«Банк не давал гарантии»
Юристы считают, что вернуть деньги клиенту «Сбербанка» будет непросто. Вячеслав был на личной консультации, следовательно, доказать, что менеджеры обещали ему что-то, вряд ли получится.
— Все выглядит так: у клиента есть договор с банком, но то, что он перевел деньги в евро, — это его волеизъявление. Из стандартных договоров с банком не вытекает, что ему рекомендовали конвертировать какие-то суммы. Банк не давал гарантии, что после конвертации он сможет оплатить счета в Индии, — рассуждает юрист Николай Попов. — И привязать это к ситуации с возникновением убытков будет очень сложно, практически невозможно. Если бы у него был, например, какой-то документ, подтверждающий, что ему провели консультацию письменно, а в нем были бы заключения и рекомендации от банка, тогда еще можно было что-то доказать и требовать компенсацию.
Если не брать в расчет консультацию, все выглядит так: клиент решил перевести рубли в валюту, потом конвертировал их назад. Он брал на себя финансовые риски, возникла разница в курсе, вот он и потерял часть суммы, уточняет юрист.
«Ситуация с поездками в целом тяжелая»
Подобные ситуации у туристов сейчас сплошь и рядом, заверяет эксперт по туризму Олег Ежков. Риски распрощаться с крупными суммами очень велики, особенно если самостоятельно бронировать перелет и проживание за границей.
— Нет разницы, забронировать билеты, отель, трансфер у туроператора или напрямую, но если вы плохо понимаете в этом, доверьтесь профессионалам. Если бронировать через туроператора, оператор полностью берет все риски на себя, все финансовые решения вопроса, — говорит Олег Ежков. — Идеальный вариант — пакетный тур, в нем уже есть перелет, трансфер, проживание, страхование. Все оплаты производятся в рублях в Челябинске. С бронью отелей сейчас вообще бардак не только на зарубежных направлениях, но и по территории России. Все-таки монополистом у нас был Booking, он работал неплохо, сейчас его нет в РФ, поэтому и возникают большие проблемы. Появилось много других агрегаторов, но они еще сырые.
Многие отели и агрегаторы предлагают сейчас бронирование отелей за рубежом без предоплаты, платеж вносится уже по прибытию в отель. При этом, наш собеседник напомнил, что в данный момент российские туроператоры не продают путевки в Индию, это направление временно закрыто.
* Когда этот материал был готов, стало известно, что Сбербанк вернул клиенту деньги, потерянные во время конвертации.
— Я думаю, они вернули их только потому, что я обратился в разные инстанции, иначе вряд ли бы они так поступили, ведь от них поступил категоричный отказ, — подытожил Вячеслав.
Как ранее рассказывал 74.RU, в марте жительница Челябинска потеряла больше 100 тысяч рублей при переводе евро сыну-студенту в Италию. Это произошло, когда в Европе начали блокировать карты Visa — родители побоялись, что их ребенок останется за границей без средств к существованию, и отправили довольно крупную сумму, но треть ее забрал банк.