Третий день продолжаются военные действия в Израиле — после того как палестинское движение ХАМАС устроило вторжение. Речь идет о сотнях погибших и тысячах пострадавших. В Израиле сейчас находятся и челябинцы — они рассказали 74.RU о том, как переживают вторжение.
«Долетел лишь один осколок»
Челябинка Маргарита Хрущёва с супругом месяц назад переехали в Израиль по программе репатриации. Они несколько лет занимались сбором документов и получением гражданства. Молодая семья обосновалась в городе Ришон-ле-Цион. Первые три недели были замечательными, по словам девушки.
— Суббота была для нас обычным утром. Мы рано проснулись, планировали поехать с друзьями в соседний город. Услышали вой сирен; нам сразу же пришли уведомления на телефоны, как себя вести, — рассказала Маргарита 74.RU. — Мы вышли в подъезд, чтобы все спокойно переждать. У нас в подъезде находится бомбоубежище, и пережидать сирену достаточно безопасно, выходя на лестничную клетку.
По словам Маргариты, в городе работают магазины, больницы, общественный транспорт, однако, напряжение в городе чувствуется. По ее словам, сильно помогают соседи, с которыми сплотила беда, и чаты с переехавшими в Израиль русскоговорящими людьми.
— Сначала я не придала значениям сиренам: я была готова к тому, что иногда здесь случаются обстрелы, работает ПВО, но в целом нет от этого никакой опасности. К нам постучались соседи, намекнули, что нужно выйти, потому что в квартире небезопасно. Так сделал весь наш подъезд, — поделилась Маргарита. — Сначала работала сирена, потом мы услышали взрывы (ПВО сбивало летящие ракеты). В нашем городе все было относительно спокойно, долетел лишь один осколок, нет колоссальных жертв (хотя пострадало имущество буквально в соседнем квартале).
По мнению девушки, гораздо безопаснее находиться в бомбоубежище в центре страны, чем садиться на самолет и лететь в непонятном направлении. Сейчас самое главное, по ее словам — не паниковать, поддерживать людей рядом и верить в то, что армия справится со вторжением.
«Собираться и как можно скорее ехать на север»
Надежда Санникова тоже только-только переехала в Израиль, на север страны, в город Акко. Воздушная тревога застала девушку и ее друзей в Иерусалиме — туда они приехали как туристы на арендованной машине.
— Всей гостиницей мы спустились в бомобоубежище. В этот день мы должны были ехать домой — в противоположную сторону от всех событий — в городок Акко, — объяснила Надежда. — Мы несколько часов провели, спускаясь в это бобмоубежище и поднимаясь из него. Советовались с разными людьми, что делать: переждать тут или ехать на север. Большинство тех, кто давно живет в Израиле, сказали, что лучше собираться и как можно скорее ехать на север.
По словам девушки, Иерусалим был пустынным как никогда — на улицах почти никого не было. Сирена застала туристов в дороге, но все обошлось.
— За счет того, что страна маленькая, идет очень плотная работа с населением. Мэрия в тот же день проверила все бомбоубежища в городе, чтобы они были доступны, открыты. Есть специальные приложения, которые оповещают: можно выходить из дома или нельзя, — рассказала Надежда. — Мы, конечно, в отдалении, но все равно ощущается напряжение. У каждого в квартире собрана сумочка с необходимым, чтобы в случае тревоги спуститься в бомбоубежище.
По словам Надежды, в их городе быстро появились волонтеры, принимающие у себя беженцев с юга и из центра страны. Люди массово стали сдавать кровь, чтобы как-то помочь в сложившейся ситуации.
«Я чувствую себя в безопасности в Израиле»
Антонина Сафонова живет в Израиле, в городе Хайфе на севере страны, уже полтора года. О случившемся вторжении она узнала из новостей. Поначалу она не удивилась — на юге страны нередко случаются ракетные прилеты, но система противовоздушной обороны со всем справляется.
— К полудню по сообщениям в «Телеграме» стало понятно, что мы имеем дело совсем с другой историей. Стали появляться жуткие видео с места событий, подробности атаки... — описывает Антонина. — Какие эмоции? Боль за погибших, родственников, заложников, горечь, недоумение — как такое могло произойти, ведь израильские спецслужбы считаются одними из лучших в мире, как так вышло, что они не знали о готовящейся массированной атаке...
По словам девушки, беда сплотила не только русскоговорящее комьюнити, но и страну в целом. Люди начали помогать друг другу, поддерживать.
— Никакой паники вокруг нет, есть общее ощущение подавленности, конечно. Но при этом еще и какая-то удивительная сплоченность — люди с какой-то молниеносной скоростью бросились сдавать кровь, организовали сбор вещей, еды, денег на нужды армии, — подчеркнула Антонина. — Кстати, очень многие репатрианты (в том числе из России) совершенно искренне и активно подключились к этой работе, это очень приятно видеть.
Несмотря на опасность, Антонина даже не думает уезжать и утверждает, что чувствует себя в Израиле в безопасности. По словам девушки, ее окружение придерживается такой же позиции.
— Мы даже не обсуждали отъезд, наоборот, мой муж во время начала атаки был в Европе, и до сих пор находится там, пока не может прилететь к нам, так как многие авиакомпании отменили рейсы, мы очень ждем, когда он вернется, чтобы снова быть всем вместе, — рассказала Антонина. — Наверное, это прозвучит странно, с учетом событий и новостей, но я внутренне чувствую себя в безопасности в Израиле. Мы остаемся здесь. Я не слышала о планах уехать от своих друзей-знакомых репатриантов. Все остаются в стране. Мы живем в доме, где в каждой квартире есть специально оборудованная комната-бомбоубежище, сейчас мы спим там. Согласно рекомендациям службы тыла, мы подготовили тревожный рюкзак на случай ЧС: документы, лекарства, запас сухой еды и воды, зарядки для телефонов, фонарик и тому подобное.
Несмотря на то, что в Хайфе все спокойно, нет прилетов, работает вся инфраструктура, ходит общественный транспорт, у детей в школах отменили занятия.
Что еще почитать на эту тему
«Ракеты летят во всех направлениях»: переехавшие в Израиль челябинцы — о том, как они переживают военное вторжение;
«Когда дома беда — из дома не уезжают»: конфликт в Израиле глазами израильтян, репатриантов и туристов;
Израиль переходит к полному уничтожению ХАМАС;
«Настроенных идти убивать всех подряд я не встречал». Мобилизованный из Тель-Авива рассказывает, как устроен призыв в израильской армии;
260 человек убили на одной вечеринке. Главное о войне между Израилем и ХАМАС к этому часу.