Для начала приведу определение: «Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».
Казалось бы, все просто. Но как показывал раньше, на дороге могут быть «стояночные полосы», которые хотя и не предназначены для сквозного движения, но являются частью дороги.
И, наоборот, на прилегающих территориях могут быть дороги. Например, дома должны располагаться на расстоянии не менее 25 метров от магистралей, и до прилегающей территории «двор» ведет дорога, в официальных документах именуемая «проездом».
Чтобы разобраться с термином «прилегающая территория», внимательно прочитаем Конвенцию о дорожном движении, которая была принята в 1968 году и ратифицирована в СССР в 1974 году.
Конвенция регулирует отношения, возникающие только на дороге. Собственность священна. Никаких попыток, регулирующих движение в «придорожных владениях», в тексте Конвенции нет. Сфера действия Конвенции заканчивается на «въездах» в придорожное владение. Например, перед поворотом «для въезда в придорожное владение» водитель обязан занять крайнее положение на проезжей части.
Сохранить термин «придорожное владение» в ПДД СССР было невозможно. Собственность была только одна – государственная. Потому в наших ПДД появился термин «прилегающая территория», который официального определения не имел и применялся исключительно для описания въезда и выезда с прилегающих территорий. Можете взять нынешний текст ПДД, воспользоваться поиском и убедиться, что термин до сих пор используется именно в этом контексте.
Определение «прилегающая территория» появилось в наших ПДД только в 1993 году. Фразу «Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами» добавили в 2003 году. По всей видимости, это было связано с законом «Об ОСАГО», чтобы стали возможны выплаты пострадавшим в случае ДТП во дворах, на АЗС, стоянках, территориях предприятий.
Как ездили по прилегающим территориям до 2003 года? Применяли аналогию закона. Нужно определить очередность проезда? Разъезжаемся по помехе справа. Нужно определить место для стоянки инвалидов? Ставим знак «Стоянка» с табличкой «Инвалиды». И т.д. и т.п.
Законодательство о страховании автогражданской ответственности с 2003 года доработали. Судебная практика устоялась. Определение «прилегающей территории» пора менять. Организовывать движение на стоянках и АЗС, территориях предприятий и во дворах должны сами собственники территории. Иначе ПДД входят в противоречие с Конституцией, которая гарантирует охрану частной собственности.
Например, дворы. Если ПДД в них действуют в полном объеме, то необходимо выполнять и требовании п. 12.4 ПДД: «Остановка запрещается на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении». Непаханое поле для эвакуаторов. Тем более что Верховный суд признал: «На прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет дорогу согласно определению термина «дорога» в п. 1.2 Правил», – решение ВС АКПИ12-205 от 17.04.2012 г.
Но во дворах собственник согласно Конституции имеет право разрешить стоянку даже при видимости менее 100 метров. Тогда не придется искать утром автомобиль на штрафстоянке.
Или возьмем прилегающую территорию «больничный городок». Там и дорог полно, и стоянок, и пешеходов много. Отнести больничный городок к двору или к «жилой зоне» невозможно. Но было бы вполне логичным разрешить пешеходам ходить по всей ширине проезжей части, предоставив им преимущество, как в «жилой зоне».
По дорогам на внутренней территории предприятий передвигается много различного транспорта, в том числе весьма специализированного, который на обычные дороги выпускать нельзя. На предприятиях действуют свои правила техники безопасности, которые вполне могут войти в противоречие с ПДД. И чем руководствоваться?
В заключение. Для того чтобы муниципальные власти получили право штрафовать нарушителей правил стоянки, в Градостроительный кодекс ввели понятие «Парковка», параллельно изменив название знака 6.4 на «Парковка (парковочное место)». Привожу нудное определение, но самое важное для целей статьи выделил.
«Парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения».
Пора, пора менять в ПДД определение «прилегающая территория».
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.