Мне всегда было интересно, зачем покупают эти огромные американизированные внедорожники? Удобны ли они, или это дань моде? А еще любопытно, работает ли трюк, который проделала компания General Motors, выпуская Hummer H2, наследника знаменитого Hummer H1. А трюк вот в чем.
Hummer H1 были легендой. В конце 70-х компания American Motors разработала спецавтомобиль для американской армии. Приземистый кузов, независимые подвески всех колес с редукторами, идеальная развесовка, рудиментные свесы, просвет в 40 см. Проходимость автомобиля оказалась феноменальной. Он сделал успешную армейскую карьеру, снялся в десятках фильмов (и тысячах новостных роликов Иракских войн), а потом ушел «на гражданку».
Военный автомобиль назывался замысловато: HMMWV, и для простоты его окрестили Humvee (хамви) или Hummer, по созвучию с английским hammer – молоток. Стоили они как истинно военная техника – порядка $70 тысяч в 90-х, а к концу конвейерной жизни цена перевалила за $130 тысяч – для США цифра умопомрачительная.
Но в последние годы спрос на H1 стал падать. Главный популяризатор Hummer Арнольд Шварценейгер ушел в политику и стал «environment friendly», а прожорливые, громоздкие и дорогие «хаммеры» начали приедаться.
В начале века General Motors (владелец марки Hummer) проделала тот самый трюк. Под личиной H1 выпустили совершенно иной автомобиль: более доступный, более цивильный и более комфортный. Этакую «безалкогольную» версию H1. Ничего общего с легендарным предком Hummer H2 не имел – он был построен на платформе GMT 800 (Chevrolet Tahoe), то есть являлся обычной гражданской машиной, напоминающей H1 благодаря усилиям дизайнеров, а не инженеров: характерная угловатость, стилизованный салон, короткий передок, напоминающий в профиль морду терьера.
Мы встречаемся с генеральным директором группы компаний «Азия» Павлом Масленниковым. Купился ли он на имидж военного автомобиля или выбрал H2 по другим причинам?
– Роль сыграла даже не марка автомобиля, а его форма. Мы с супругой были в Германии, на выставке оборудования для спа-центров, бассейнов и спортивных залов. И на одном стенде для привлечения клиентов стоял желтый Hummer. Не заметить этот стенд было просто невозможно. Поначалу казалось, что машина каких-то исполинских размеров, но когда я посмотрел вблизи – не такая и большая. Мы подумали – почему бы не купить? В Челябинске тогда их почти не было, только у скульптора Митрошина я видел черный Hummer. Но мы решили, что такая машина не должна быть черной, а то она …
– …похожа на катафалк?
– …м-м-м, она должна быть яркого цвета. Мы обратились в «Джемир». Они не официальные дилеры марки Hummer, но у них есть партнерские отношения с Екатеринбургом, и нам привезли такую машину вишневого цвета калининградской сборки.
Визуально военный Hummer H1 воспринимается как автомобиль гигантских размеров. На самом деле он просто широкий, но H2 не только длиннее, но еще и значительно тяжелее. Полная масса американских версий составляет 3900 кг, а это означает, что для их управления в России нужны «грузовые» права.
– Для американских версий нужны, – говорит Павел Александрович. – Однако машины, собранные в Калининграде, имеют полную массу 3493 кг, то есть не дотягивают до лимита 7 кг. Раньше меня все время останавливали гаишники в надежде оштрафовать. Сразу брали права: «А почему нет категории С?» Я показывал техпаспорт, где указана масса автомобиля. «Но должно быть…» Я отвечал: не знаю, что должно быть, я покупал машину в салоне и если есть вопросы – звоните.
Но даже у Калининградских Hummer разрешенная масса больше, чем у «Газели». Превосходит он ее и по ширине. Не сложно ли ездить в городе на таком «грузовике»?
– Hummer H2 вовсе не такая большая машина. В августе прошлого года мы с друзьями были в Америке. Есть такая фраза: американцы любят большие машины. Да, любят, но какие? Пока не побываешь, не поймешь. Во-первых, из 10 машин 6-7 – это пикапы или внедорожники, во-вторых, такие огромные, что на их фоне Hummer H2 – средняя машина, даже легковушка.
Все зависит от точки отсчета. Для кого-то это действительно огромный автомобиль. Когда мы строили отель «Holiday Inn», приезжал консультант по планировке из Голландии. Мы ездили с ним на Hummer на объект, и он сказал, что у них в Голландии только одна такая машина, и то у какого-то известного футболиста. Европейцы больше прагматики, чем мы. Там традиционно любят маленькие машины или даже велосипеды – в некоторых городах на Hummer вообще не проедешь.
Но Россия все же ближе к США, и места у нас больше. Если взять Челябинск, то он вполне приспособлен для такого внедорожника. Может быть, чуть посложнее в Екатеринбурге.
Я считаю, что если водитель может припарковаться, чувствует габариты, то ничего сложного нет.
– Но стиль вождения, наверное, поменялся?
– Любая машина подразумевает определенный стиль. До этого ездил на X5 и ощущения совершенно разные. Главное – на Hummer невозможно двигаться слишком быстро, агрессивно, с перестроениями. Если начнешь дергаться, можешь всех растолкать. Из-за массы у H2 совсем другая динамика, и резвости BMW X5 тут нет. Стиль вождения становится степенным, неагрессивным. Когда сажусь в служебный Ford Mondeo, не могу ехать размеренно, как на Hummer.
– Для вас, делового человека, это не создает проблем?
– Конечно же, стремишься добраться быстрее, а когда опаздываешь – ведешь себя агрессивно. Но в данном случае хоть застремись – машина не подразумевает суеты. Но это вопрос не к автомобилю, а к самому себе и умению организовать свое время. Да и потом в городе пробки, и если на Кашириных по утрам поток стоит, то не важно, какая у тебя машина – все равны.
– Так почему же вы все-таки выбрали крупный внедорожник?
– Не от того, что я езжу на рыбалку или охоту. Я просто ощущаю себя более безопасно и уверенно. Как-то в Екатеринбурге в наш RAV4 сзади на большой скорости влетела «пятерка», и хотя RAV4 – не такой уж крупный внедорожник, он нас спас.
А в Hummer чувствуешь себя очень защищенным – высокое расположение над дорогой, отличная обзорность, прочный кузов. Когда садишься в Ford Mondeo, ныряешь вниз, а тут встаешь на подножку и вверх.
Опять же Ford все начинают притирать, а тут такого нет. Железа по кругу очень много, так что другие водители относятся с пиететом. Машина крепкая: когда я ее только купил, заехал во двор и начал резко разворачиваться назад. Слышу грохот, выхожу – оказывается, сбил мусорный бак. Бамперу ничего, а на любой другой машине наверняка бы пришлось менять.
У того же BMW Х5 подвеска не была жесткой, но здесь она еще комфортнее, и кресла очень мягкие, большие, так что удобно не только водителю, но и пассажирам – ощущение как на домашнем диване. На наших дорогах, даже весной, чувствуешь себя очень уверенно.
Даже стиль салона создает ощущение солидности. Находка в том, что он грубоватый, угловатый. Селектор «автомата» массивный и выглядит солидно, хотя это просто пластиковая отделка. На передней панели внушительная ручка для пассажира, может быть, функционально она не нужна, но ее присутствие создает впечатление основательности. Одним словном, сама стилистика салона внушает чувство респектабельности, но не такое, как бизнес-седаны, а более вальяжное… Респектабельность купца.
– А что касается надежности?
– Я купил H2 в октябре 2005 года. Если брать саму машину, то я не делал ничего, только менял масло и заливал бензин. Но мы столкнулись с другой проблемой – Hummer не обслуживается в Челябинске – приходится ездить в Екатеринбург. «Джемир» надеялся получить право обслуживать, но пока этого нет. Вдобавок, у автомобиля очень маленькие межсервисные интервалы. Как и у Х5, время прохождения ТО подсказывает компьютер, но если у BMW интервал составлял 22-25 тысяч километров, то тут – 7-8 тысяч. Приходится ездить на ТО часто и далеко.
Никто не делает ошибки – Hummer H2 лишь идейный наследник вояки H1, а не его реинкарнация. И покупают его не из-за военной закваски, а ради комфорта. В меньшей степени – ради вместительности: он берет на борт шестерых пассажиров или 2000 литров багажа. При этом H2 отнюдь не беспомощен на бездорожье. Конечно, он тяжелее H1, лишен идеальной развесовки и гигантского просвета. Но у него рама, минимальные свесы, постоянный полный привод, понижающая передача и блокируемые дифференциалы – на хорошей резине и при опытном водителе он может показать чудеса, достойные Toyota Land Cruiser или Mercedes-Benz G-Class.
Правда не менее комфортны и вместительны десятки других американских «проходимцев» – есть Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade, Ford Expedition. И тут становится понятным замысел General Motors – чтобы выделить автомобиль на фоне конкурентов, они воспользовались имиджем, который, как хорошее вино, вызревал десятилетиями. Имиджем неубиваемого автомобиля для отчаянных парней.
– Кстати, какое впечатление оказывает Hummer H2 на коллег по бизнесу?
– Лучше у них спросить (Смеется.) Я думаю, сформировался образ, что на такой машине ездит кто-то из преступной группировки, спортсмен или бритоголовый. В моем случае есть некое несоответствие имиджа машины и ее владельца. У большинства сразу возникает интерес – почему именно такая машина? А год назад еще и гаишники останавливали с вопросами: «Сколько стоит?», «Сколько ест?»
И все же, когда выходишь на парковку, где стоит нарочито угловатый Hummer H2, брутальный и самоуверенный, как БТР, по окраинам сознания нет-нет да и промелькнет образ его легендарного предка.
Фото: Фото автора