Вот первый удивительный факт о моем собеседнике: уже восемь лет в качестве служебного автомобиля Семен Мительман использует мини-вэн. Привязанность к этому типу машин зашла так далеко, что даже «на должность» личного автомобиля Семен Аркадьевич выбрал мини-вэн, разве что люксовый.
Второй удивительный факт в том, что служебный мини-вэн Семена Мительмана – это непритязательный KIA Carnival.
«Да, он стоит всего 23 тысячи долларов, – говорит Семен Аркадьевич, – то есть в пять раз меньше, чем мой личный автомобиль, однако по соотношению цена/качество KIA Carnival выигрывает».
А личный автомобиль – это недавно купленный Mercedes-Benz R-класса. И снова нонконформизм, ведь R-класс встречается в Челябинске реже, чем Porsche Boxster, Hummer H2 или Cadillac Escalade, которые стоят не меньше и к тому же не представлены официально. Неделю назад VIPautochel.ru писал об обновленном R-классе, и тогда я безуспешно выяснял, сколько таких машин продано в Челябинске. Теперь известно точно – три автомобиля, включая R350 Семена Мительмана.
О, мини-вэнах, лэнд круйзерах и битых «копейках»
Почему известный челябинский бизнесмен и политик выбирает мини-вэны? Ведь в вип-кругах они значительно уступают по популярности внедорожникам, седанам и купе (см. каталог VIP-владельцев).
– Много лет я был и остаюсь поклонником Toyota Land Cruiser, – говорит Семен Аркадьевич, – всего у меня было пять таких машин, причем разных: и 80-й, и 105-й, и 100-й. Но однажды я попробовал Volkswagen Sharan дочери, и он мне очень понравился. Недорогой, комфортный и вместительный, он идеально подходит для деловых поездок. Когда Sharan отъездил свое, я увидел машину еще дешевле – KIA Carnival, которая мне тоже понравилась, особенно с точки зрения пассажира. Мини-вэн сочетает достоинства седанов и внедорожников. Если в седане всего четыре-пять мест, и можно общаться только с сидящими рядом, то в мини-вэне гораздо удобнее. Я складываю одно кресло, и получается офис на колесах – я могу читать, работать с документами или устраивать мини-конференции с остальными пассажирами. А могу сидеть на заднем диване, вытянув ноги. Если сравнить с внедорожниками, мини-вэн означает столько же места за меньшую цену.
– А почему вас волновал вопрос цены?
– Мы говорим о служебной машине, которая покупается на бюджетные деньги. Многие друзья подсмеиваются, что я езжу на KIA, но я отношусь к этому спокойно. Будь это дорогой автомобиль, я бы чувствовал себя некомфортно. Главное, что меня он устраивает, и низкая цена в данном случае не является признаком низкого качества. За два полных года KIA Carnival меня ни разу не подводил. Была небольшая проблема с системой кондиционирования и только.
KIA Carnival – белая ворона в элитных гаражах. Например, Михаил Юревич предпочитает BMW X5, а Петр Сумин в прошлом году сменил Volvo S80 на BMW седьмой серии. Председатель ЗСО области Владимир Мякуш использует Lexus LX470, первый вице-губернатор Владимир Дятлов – Chrysler 300C .
– А как состоялся выбор Mercedes-Benz R-класса? Toyota перестала удовлетворять из-за недостаточно престижного бренда?
– Нет, я до сих пор считаю, что для меня лучшая машина – это Toyota Land Cruiser. Она идеальна по соотношению цена-качество, легка в управлении, очень вместительна и безупречна по надежности. Возможно, в будущем я вернусь к ней.
Но в этот раз захотелось попробовать что-нибудь новое. Один раз я покупал BMW X5, и хотя это неплохой автомобиль для водителя, пассажирам в нем не очень удобно. Мне нужен большой комфортный автомобиль, и я думал о внедорожниках Mercedes-Benz. Но GL безумно дорогой, а ML слишком маленький. Когда я езжу с детьми и внуками, мне нужен автомобиль на шесть-семь человек. Кстати, Land Cruiser Prado, благодаря откидным сиденьям, позволял перевозить семерых.
R-класс удовлетворил по всем критериям. Две такие машины есть у моих друзей, так что я представлял, о чем идет речь.
– Какое впечатление произвел R-класс на приверженца Toyota Land Cruiser?
– Я купил его недавно и проехал всего ничего. Но кое-что уже почувствовал. Land Cruiser Prado – машина очень юркая и легкая в управлении, но на трассе на больших скоростях не слишком устойчивая. Она хороша именно в городе, где можно не обращать внимания на кочки и бордюры.
R-класс наоборот. Для водителя он ощущается тяжеловатым и даже туповатым, однако для длительных переездов, особенно в качестве пассажира, он очень хорош. В Prado мне удобнее ездить водителем, в R-классе – пассажиром.
– А если забраться в вашу автомобильную биографию поглубже – с чего вы начинали?
– Первый автомобиль появился в 1983 году, и это была «копейка» с битым крылом. Примечательна она тем, что не вылезала из автосервисов – за два года я разбивал ее, наверное, раз десять. Учился водить тяжело. Был анекдотичный случай, когда я ехал по ул. Братьев Кашириных, заснул и врезался в «газик» впереди. В то время я работал в кооперативе, развозил документацию, мотался целый день по городу и к вечеру очень уставал. Зато в последующем у меня была лишь одна авария на BMW X5, когда мне не уступил дорогу автобус. Повреждения были несильные, но психологически очень неприятно.
После ВАЗ-21011 у меня были неновые «тройка», «шестерка» и «девятка», потом новая «девятка», Волга ГАЗ-24 и ГАЗ-31. А с 1994 года я стал ездить на Toyota Land Cruiser.
Помню, что мне очень нравилась «девятка» – в то время их выпуск только начался. Большое впечатление произвела и представительская «Волга» ГАЗ-31, но когда я пересел с нее на Toyota Land Cruiser 80, причем неновый, понял, что иномарки и наши машины – это небо и земля.
О работе на автозаводе и хамах на дорогах
– Судя по всему, больше всего в автомобиле вы цените комфорт. Поскольку вы начинали трудовую деятельность на производстве, на Уральском автомобильном заводе, я полагал, технические особенности тоже кое-что значат …
– Да, я работал на УралАЗе технологом по металлорежущему инструменту, но я не технарь по натуре. Именно поэтому сейчас работаю в области экономики, юриспруденции и менеджмента.
Точно также и технические характеристики машины для меня непринципиальны. Гораздо важнее, чтобы она была удобная, не ломалась и соответствовала статусу. R-класс я выбрал с меньшим по объему двигателем (помимо R350 в Россию поставляет модель R500 – прим. ред.), поскольку на тех скоростях, что я реально езжу, мощный двигатель не нужен.
– И насколько быстро вы ездите?
– Не более 120 км/час, очень редко 140. Вообще, я стараюсь не нарушать правил, и не потому, что слишком законопослушный, просто ради безопасности. Я провожу в машине достаточно времени, и не хочу рисковать регулярно.
– Вы спокойный водитель?
– Спокойный и аккуратный. И меня страшно раздражает хамство на дороге, когда совершают маневр без поворотника или слепят фарами. Или когда кто-то плетется в левом ряду и не уступает, даже если ты мигаешь фарами. Года два назад у меня произошел конфликт: водитель «четверки» буквально издевался надо мной – я перестаиваюсь вправо, и он вправо. Я влево, и он влево. Просто его взяло зло, что какой-то богач на Land Cruiser просит уступить дорогу. Я не сдержался, выждал момент, обогнал его и подрезал. А потом страшно себя ругал за это.
– А вообще вы любите водить машину?
– Люблю ехать куда-то, люблю находиться за рулем. Но по машинам как таковым «не прикалываюсь». Вот сын (Илья Мительман) любит автомобили с детства. Он занимался картингом, сам ремонтировал машины и даже водить научился раньше меня – в восемь лет. А теперь постоянно что-то пробует, меняет автомобили. Удивляюсь, почему Илья не занялся автомобильным бизнесом.
А мне интересно другое: почему автобизнесом не занялся сам Семен Мительман? Он ответственный директор группы компаний «Мизар», которая объединяет самые разнородные предприятия – ювелирные, строительные, сырьевые. «Мизар» – это интегратор различных типов бизнеса, позволяющий им сосуществовать максимально эффективно. Однако в списке предприятий нет автомобильной компании, и это странно, учитывая прибыльность и перспективность автомобильного бизнеса. В сравнении, например, с офисным центром «Мизар», который обошелся в 15 миллионов долларов, строительство автосалона даже для самой требовательной марки было бы делом посильным… Почему «Мизар» не интересуется автобизнесом?
– Почему-то мы никогда не планировали этого. В свое время делали маленький автосервис, но его нельзя назвать серьезным бизнесом. Также у нас была автоколонна, но лишь как инфраструктура для «Хлебпрома».
Мы не думали, что автомобильный бизнес получит такое развитие. Можно сказать, мы не увидели перспективы, а сейчас уже поздно начинать, поскольку ниша занята. Хотя основная причина не в этом. Просто ни я, ни мой компаньон никогда не были фанатами автомобилей, а для автобизнеса необходимо быть автомобилистом в душе. Посмотрите: все, кто занимаются автомобилями в Челябинске – Борис Видгоф, Сергей Еременко, Андрей Кольцук – увлеченные автомобилисты и пришли в этот бизнес не только ради денег. Автомобили – это еще и их страсть.
Во время разговора в безупречном кабинете на 17 этаже «Мизара» на массивном столе Семена Мительмана разложены ряды визиток – что-то около двадцати штук. Полагаю, это очень удобно, когда список ежедневных контактов выражается трехзначным числом: все потенциальные собеседники перед глазами и никто не будет забыт. Для эффективного управления бизнес-империей нужно упорядоченное мышление.
Семен Мительман умеет расставлять приоритеты. «Элементарно», «безусловно», «разумеется» – слова из его лексикона, которыми он подчеркивает важные мысли и придает речи весомость. Пока он отвечает на телефонный звонок, я пытаюсь дать определение его манере говорить и нахожу довольно подходящее слово – «напористость».
Семен Мительман умеет не только наметить цели, но и отказаться от ненужного. Это проявляется в бизнесе – группа «Мизар» вовсе не всеядна, а выбирает лишь те направления, которые впишутся в общую структуру альянса. Подобное отношение проявляется и в случае с машинами. Нонконформизм в выборе автомобиля – не что иное, как умение смотреть на вещи со своей колокольни, не поддаваясь навязчивому мнению большинства. Если не нужен мощный двигатель, запредельная динамика и вызывающий имидж марки, зачем покупать дорогие и порой ненужные игрушки? Семен Мительман берет от жизни столько, сколько нужно. Не больше, но и не меньше.
Фото: Фото Родиона ПЛАТОНОВА (журнал «Миссия»)