Чей привод лучше – 4matic против Quattro и xDrive
Mercedes-Benz пошел на принцип – впервые при создании нового 4matic компания отказалась от услуг своего давнего партнера Steyr-Daimler-Puch. Мерседосовцы сочли, что разработка полного привода, как и зачатие ребенка – дело слишком ответственное...
Mercedes-Benz пошел на принцип – впервые при создании нового 4matic компания отказалась от услуг своего давнего партнера Steyr-Daimler-Puch. Мерседосовцы сочли, что разработка полного привода, как и зачатие ребенка – дело слишком ответственное, чтобы поручать соседу. И придумали новый 4matic, который дебютировал на S-классе, а недавно и на C-классе последнего поколения.
Чем новый 4-matic лучше старого? Во-первых, он легче: раздаточная коробка объединена с картером семиступенчатого «автомата», что позволило снизить вес на 40 кг. В результате полноприводная «цешка» тяжелее обычной лишь на вес не очень упитанного пассажира – примерно на 65 кг. Дифференциал получил фрикционную муфту с преднатягом в пять килограммов для более резвых стартов с места и устойчивости при маневрах. Последнему способствует измененное распределение момента между осями – раньше задние колеса получали 60%, теперь лишь 55%.
Но достаточно ли этого, чтобы Mercedes-Benz опередил конкурентов? Кого следует считать королем полного привода – Audi, BMW или Mercedes-Benz? Вопрос витает в воздухе, ведь немецкая «тройка» конкурирует не только готовым продуктами. Соперничество идет на уровне двигателей, и нередко победа уходит к признанному лидеру BMW. Конкурируют кузова, где Audi играет алюминиевыми мускулами. Перетягивание каната идет на уровне перспективных силовых установок – например, Mercedes-Benz шокирует публику концептом F700, неполные два литра рабочего объема которого работают за семерых. Разумеется, и создание идеального полного привода – вопрос чести.
Кто раньше?
Вопрос о родоначальнике легкового полного привода решается неоднозначно. Первым полноприводным «мерседесом» можно считать Dernburg-Wagen, сконструированный Паулем Даймлером (сыном Готлиба) еще в 1907 году, хотя нынешняя схема 4matic появилась, разумеется, позже – в 1998 году.
Если брать новейшую историю, пионером легкового полного привода является Audi: модель Quattro дебютировала в 1980 году и навела шороху. В то время не все понимали, зачем не-джипу полный привод, да и Audi открыла его прелести почти случайно: на тестах в Скандинавии инженеры обратили внимание, что их скоростные модели не могут угнаться по снегу за смешным военным джипиком VW Iltis. Модель Quattro стала хитом, а позже на ее основе создали сумасшедший раллийный болид группы «B». Кстати, гоночный «кваттро» выиграл первую же гонку, в которой участвовал, и оставался непобедимым в последующие два года, вплоть до запрета. Именно Audi заразила всех полноприводной лихорадкой.
BMW начала производить полноприводные «трешки» в 1985 году, однако в относительно скромных объемах. Рывок произошел в 2003 году, когда появилась фирменная система xDrive. Если конкуренты держались русла, используя постоянный полный привод, то BMW избрала радикальный путь: xDrive – это автоматически включаемый полный привод с гибким распределением момента между осями. Такая схема используется у паркетных внедорожников, да и BMW проектировала ее в первую очередь для X3/X5. Но не стоит думать, что привод-автомат обязательно скучен и нерасторопен: именно такая схема лежит в основе знаменитой ATTESA E-TS у Nissan Skyline GTR, которую некоторые считают эталоном спорткаровского полного привода. Любопытно, что Mercedes тоже использовал автоматический полный привод на E-классе в период с 1986 по 1993 год, но тогда уровень технологий не позволил добиться пристойной надежности у хитроумной электро-гидромеханической системы.
Итак, Audi использует постоянный полный привод с дифференциалом Torsen, Mercedes-Benz – не менее полный, но с фрикционной блокировкой дифференциала, а BMW перешла на привод, в котором передние колеса включаются по требованию с помощью электромеханической муфты.
Дележка момента