Дела АвтоВАЗа обстоят неважно: российский авторынок стремительно растет, а доля волжского завода почти столь же стремительно падает. Кто-то уже предрекает ему скорую смерть.
Выплыть в одиночку тяжело, поэтому нынешний хозяин АвтоВАЗа, государственная корпорация «Ростехнологии», лихорадочно искала стратегического партнера. В качестве кандидатов рассматривались канадская компания Magna, итальянский FIAT и французская Renault.
Взвесив все за и против, АвтоВАЗ решился на долгосрочный «брак» с французами. В субботу, 8 декабря, был подписан протокол о взаимопонимании, с которого начинается новая страница истории АвтоВАЗа. До 25 февраля 2008 года Renault должна выкупить 25% акций завода, но это лишь начало. До середины года будет проведена реструктуризация капитала АвтоВАЗа, присоединение к нему нескольких дочерних компаний, в результате чего образуется новый холдинг ОАО «АвтоВАЗ», в котором компания Renault и «Ростехнологии» будут иметь по 50% акций.
Что это значит?
Неверно считать, что АвтоВАЗ теперь принадлежит Renault. Российская сторона сохраняет значительный контроль над предприятием, а управленческие функции будут распределены между двумя собственниками. Renault берет ответственность за технический менеджмент и привлечение инвестиций, а корпорация «Ростехнологии» обеспечит заводу государственную поддержку.
«АвтоВАЗ и Renault будут тесно сотрудничать, обмениваться технологиями в области проектирования, производства и маркетинга для преобразования АвтоВАЗа из предприятия замкнутого цикла в производителя автомобилей мирового уровня», – сообщил на пресс-конференции глава государственной корпорации «Ростехнологии»Сергей Чемезов.
Марка Lada будет сохранена, и до 2013 года планируется полная замена модельного ряда. При содействии французов будет разработано три новых платформы, силовые агрегаты для которых, скорее всего, предоставит альянс Renault-Nissan. Платформа нового гольф-классника Lada C уже разрабатывается совместно с канадской Magna, однако французы подключатся к проекту в новом году. Lada С будет дороже прежних «вазиков» и метит в ценовой сегмент 300 – 400 тысяч рублей.
Чуть позже планируется создание новой платформы класса B (сегмент 250 – 300 тысяч рублей), а также разработка бюджетного автомобиля (200 – 230 тысяч рублей). Не исключено, что Renault предоставит АвтоВАЗу готовые платформы собственной проектировки, о чем в начале декабря заявил глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон.
Renault готова инвестировать в российское предприятие $900 миллионов. Часть средств будет потрачена на модернизацию производства, часть – на создание современного завода двигателей и трансмиссий. Не исключено, что он будет снабжать не только АвтоВАЗ, но и иностранные заводы альянса Renault-Nissan.
Кроме того, на мощностях АвтоВАЗа будут производиться автомобили Renault и, возможно, Nissan. В перспективе объем выпуска хотят довести до 1,5 миллионов автомобилей в год, что примерно в два раз выше нынешних показателей. Другими словами, с новым партнером АвтоВАЗ намерен сохранить лидирующие позиции на российском рынке.
Зачем?
Выгоды АвтоВАЗа достаточно ясны, но зачем подобный альянс компании Renault? Российский авторынок становится слишком привлекательным, и чтобы пожать хороший урожай, нужно вовремя засеять.
АвтоВАЗ располагает громадным производственным потенциалом, с которым пока не сравнится ни один сборочный завод – в этого году Renault продаст в России около ста тысяч автомобилей, АвтоВАЗ – более 700 тысяч. В активе также развитая дилерская сеть и привычная для россиян марка автомобилей.
Renault в свою очередь славится инженерным потенциалом, разбирается в вопросах качества и безопасности автомобилей – именно здесь АвтоВАЗ, мягко говоря, плавает. Альянс с АвтоВАЗом обеспечивает Renault мощный плацдарм не только для наступления на российский рынок, и но и для захвата рынков близлежащих стран. Со временем это может превратить Renault в оплот российского автопрома и сделать российский рынок крупнейшим для Renault во всей Европе.
Renault купила долю АвтоВАЗа в рамках стратегической программы «Renault Контракт 2009», цель которой – сделать Renault самым прибыльным европейским автопроизводителем. Кстати, со следующего года мировые продажи Renault будут вычисляться с учетом производства «лад».
Новость об альянсе с Renault касается не только автомобилестроения. АвтоВАЗ – градообразующее предприятие, и развал завода привел бы к социальному кризису в Тольятти – в этом одна из причин упорного интереса государства к судьбе завода. Стратегическое партнерство с Renault вносит ясность в планы АвтоВАЗа, и помимо оздоровления самого завода, позволит развить сеть предприятий-смежников в Тольятти и всем поволжском регионе. Renault заинтересовано в использовании российских компонентов, ведь «новый АвтоВАЗ» будет ориентирован на выпуск автомобилей средней ценовой категории, финансовая успешность которых зависит от их себестоимости.
Таким образом, в России практически не остается предприятий по производству легковых автомобилей, в которые бы не проникли иностранные технологии. Группа ГАЗ активно развивает проект Siber (Chrysler Sebring), в Набережных Челнах собирают Ssang Yong и Fiat, а Ижевск переключился на изготовление KIA.
Не стоит ждать от нового альянса мгновенных результатов. Как сообщили нам в пресс-службе ОАО «АвтоВАЗ», в 2008 году предприятие продолжит выпуск шести привычных семейств автомобилей и выведет на рынок пятидверную «приору» и спортивную «калину». А совместная работа с Renault будет посвящена перспективным проектам, и первые плоды сотрудничества мы увидим через два-три года.
К обещаниям АвтоВАЗа мы привыкли относиться скептически, и насколько альянс будет удачным – остается вопросом. Однако Renault является одним из самых успешных автопроизводителей в мире, и компании удалось прочно обосноваться на российском рынке. Перспективы определенно есть.
Благодарим Татьяну Плотникову, редактора сайтов «Деньги63» и «Бизнес63» (Самара) за помощь в подготовке материала.