Томас Доренвендт – большой знаток марки SEAT. Он является генеральным директором компании Iberia Motor Rus, генерального импортера SEAT в Россию. А материнская компания Iberia Motor Capital Group работает с испанской маркой более 15 лет и достигла значительных успехов: например, в Польше удалось занять 5% рынка новых автомобилей.
В субботу в Челябинске открылся новый автосалон SEAT, и во время торжественной церемонии Томас Доренвендт вручил директору автосалона Юрию Бобреневу («Лиман-Авто») сертификат официального дилера марки.
Воспользовавшись случаем, мы задали Томасу Доренвендту несколько вопросов.
– Господин Доренвендт, марка SEAT пока мало знакома челябинцам. Чем именно эти автомобили отличаются от Skoda, Volkswagen, Audi – ведь у них много общих агрегатов?
– В 90-х годах концерн VW выкупил несколько известных автомобильных брендов, в том числе, SEAT, Skoda, Lamborghini, Bentley и другие. И появилась проблема – как позиционировать эти бренды? Ни один концерн не хочет столкнуться с «каннибализмом», когда один из его брендов уводит клиентов у другого. И тогда были выделены две группы брендов – классическая, в которую вошли Skoda, Bentley и Volkswagen, и спортивная – Lamborghini, Audi, SEAT. И мы, SEAT, очень уверенно чувствуем себя в этой группе. Было бы преувеличением сказать, что мы близки к Lamborghini. (Улыбается.) Но мы действительно близки к Audi. У нас те же самые двигатели, те же самые настройки моторов и шасси. В настоящий момент Audi разрабатывает одну модель для нас, и наоборот, наш дизайн-центр в Барселоне разрабатывает модель A1 для Audi. У нас очень тесное сотрудничество, и оно будет продолжаться.
– SEAT не назовешь консервативной маркой – она постоянно развивается…
– Да, и сейчас вы видите только начало. В начале этого года VW решил вложить пять миллиардов евро в развитие SEAT, и не потому что у VW такое хорошее настроение и очень много денег. Нет, просто бренд SEAT имеет большой потенциал, и есть план, по которому он к 2018 году должен продавать по 800 тысяч машин ежегодно. Чтобы добиться этой цели, мы намерены очень сильно расширить модельный ряд. Через две недели в этом автосалоне состоится челябинский дебют внедорожной версии SEAT Altea Freetrack, в следующем году появится новая Ibiza, в 2009 году мы выпустим спортседан на базе нового Audi A4, в 2010 году выйдет новый мини-вэн Alhambra. На автосалоне в Барселоне нам показали порядка десяти новых автомобилей, и часть из них уже скоро пойдет в производство.
Тем временем у меня зреет каверзный вопрос. Дело в том, что марка SEAT уже присутствовала в России с 1997 года, в Челябинске ее представляла компания «Аспект», но история закончилась плачевно. После бодрого старта (в 1997–1998 годах продали более трех тысяч машин), начался серьезный кризис сбыта. В 1999 году статистику не публиковали, в 2000 году продали 32 автомобиля, в 2001 – 77 и так далее примерно в тех же темпах. В итоге в начале 2005 года SEAT предпочел уйти из России. С чем связана та неудача, и нет ли опасности ее повторения?
– Я бы не хотел комментировать это – было несколько импортеров, это наши коллеги, и было бы некрасиво перемывать им косточки. Я могу говорить только за свою компанию. В этом году SEAT вышел на нас (Iberia Motor Rus) и попросил быть импортером на российском рынке. Опыт нашей совместной работы с SEAT – более 15 лет, и мы успешно представляем марку в Польше, на Украине, в Прибалтике, поэтому испанская сторона знает, кому доверила марку. Мы пришли надолго.
Читая между строк, можно понять, что речь идет о непрофессионализме предыдущих импортеров, которым не удалось правильно позиционировать SEAT на российском рынке. Многие воспринимали марку как «доступный испанский Volkswagen», однако SEAT выступает в ином амплуа: спортивные, харизматичные и отнюдь не дешевые автомобили. В новом году в России SEAT рассчитывает продать 2 000 автомобилей – неплохо для начала.
– Та неудача не была связана с качеством самих автомобилей SEAT?
– Нет, абсолютно, более того, автомобили продавались довольно неплохо. На момент ухода SEAT из Челябинска ваш дилер продавал 15 автомобилей в месяц, и это серьезный показатель, особенно если учесть, что это было три года назад.
– Каковы планы на 2008 год по Челябинску?
– Порядка 200 автомобилей (0,25% рынка новых автомобилей). Большим преимуществом SEAT является отсутствие квот на автомобили. Если в следующем году «Лиман-Авто» продаст здесь десять тысяч автомобилей, мы будем только рады.
– В чем причина такой щедрости – другие автопроизводители зажаты квотами очень сильно?
– У SEAT есть новый завод под Барселоной. Его мощность позволяет загружать производство дополнительными заказами, поэтому проблем с нехваткой автомобилей не будет точно.
– По каким критериям отбирали дилера?
– Это не был открытый тендер – в нем участвовало ограниченное число компаний. Для нас было важно, чтобы дилер существовал на рынке не менее трех лет, чтобы показал себя успешным представителем какой-то другой марки. Какой именно – не столь важно. Также мы учитывали финансовые показатели работы дилера. И может быть, главное – нам было важно личное впечатление о том, действительно ли дилер хочет работать с нашей маркой. Бренд SEAT немного необычный, и для нас принципиально, чтобы дилер понимал его и знал, как продавать такие автомобили. В итоге мы выбрали «Лиман-Авто» и уверены, что это очень надежный и профессиональный партнер, с которым у нас будет долгое и успешное сотрудничество.
– Не опасаетесь ли вы внутренней конкуренции между SEAT и Honda, когда они продаются одним дилером? Скажем, Honda Civic и SEAT Leon ориентированы на схожих потребителей, которые ценят спортивность, эстетичность и необычность автомобиля…
– Не опасаюсь, и мне даже нравится, что дилер работает с Honda. Этот автосалон уже привлекает целевую аудиторию марки SEAT. Сюда не идут те, кто выберет китайскую машину или даже Ford Focus. Ведь Honda Civic, как и SEAT Leon, покупает человек, который хочет спортивный автомобиль. В этом смысле машины действительно похожи, и это будет работать на пользу обеим маркам.
– SEAT – это нишевая марка, рассчитанная на узкую аудиторию ценителей, или достаточно массовый бренд, подобно тому же VW?
– Я не согласен с вами, что SEAT рассчитан на узкую публику, хотя слышу такое мнение довольно часто именно в России. У вас говорят, что SEAT похож на Alfa Romeo…
– У меня была такая ассоциация…
– … да, но то, что наш бренд спортивный, не значит – чересчур спортивный и непрактичный. У Alfa Romeo есть пара моделей, которые хорошо продаются, но клиент ограничен ими – когда он вырастает из марки, то ищет что-то другое. У нас, как и у других массовых брендов, есть возможность «растить» клиента, пересаживая его на все более совершенные модели. Например, человек сначала выбирает модель Ibiza, потом покупает более динамичный Leon, затем, когда появилась семья, пересаживается на Altea и так далее. Дополнительно к этому SEAT будет существенно расширять свой модельный ряд, чтобы охватить не занятые сейчас ниши рынка. SEAT – это не автомобиль для чудаков. Он рассчитан на широкую аудиторию, также как и автомобили Audi.
– … и если сформулировать философию марки в паре строк, то SEAT это…
– … спорт, дизайн, жизнерадостность. Или так – испанский темперамент, немецкое качество.
– Спасибо и удачи в продвижении марки!
Новый шоу-рум SEAT временно соседствует с автосалоном Honda по адресу Свердловский тракт, 9. Помимо названных Томасом Доренвендтом новинок, в следующем году к нам приедут «заряженные» версии SEAT Leon FR и Leon Cupra. Кроме того, на заказ будет доставляться мини-вэн Alhambra (VW Sharan).