Редакционный материал
Вы когда-нибудь задумывались о покупке SEAT Leon? Я тоже не задумывался.
Это автомобиль с двойственной натурой. Посмотришь на него, и одолевают сомнения. Слоган SEAT звучит лаконично – auto emocion, но поначалу моя эмоциональная синусоида спокойна, как кардиограмма покойника. Нет, она не уходит в минус после первых минут за рулем. Я сразу очарован мягкостью работы сцепления и легким, но чутким рулем. Но и в зону, где начинается тот самый «эмосьен», кривая душевного накала не стремится. Салон здесь добротен, но простоват, что касается внешности – то в некоторых ракурсах в «леоне» чувствуется темпераментность, а в других он смахивает на мини-вэнчик. И едет он спокойно, добротно. Может, у него сиеста?
Мы с Алексеем Игнатовым пребывали в некотором недоумении. Собственно говоря, это он подбил меня на тест, сказав что-то вроде «...на базе этих «леонов» строят крутые спортивные машины, и я не прочь попробовать». Ну да, Leon доминирует в серии WTCC (мировом кузовном чемпионате по кольцевым гонкам), и тест обещал быть увлекательным.
Прожигатели жизни
«Отыщем дорогу и продубасим как следует...», кажется, так сформулировал свой план Алексей. И вот мы нашли отличный асфальтовый участок, свободный от движения и прочих неприятностей.
Двухлитровый 150-сильный мотор FSI оказался на редкость всепрощающим – он одинаково хорошо тянет с любых оборотов, а лимитатор срабатывает мягко, лишь чуть просаживая разгон – в иных машинах стрелка тахометра рикошетит от красной зоны, как теннисный мячик. У Leon шестиступенчатая коробка, у которой припасена правильная передача на все случаи жизни. «Передаточные числа подобраны грамотно, – говорит Алексей. – На торможения можно как следует загрузить передние колеса переключениями вниз и выйти из поворота на оптимальной передаче».
Руль Leon легковат, однако работать им приятно – реакции интуитивно понятные, плавные, без явных задержек. «На поведение автомобиля влияют шины, и если установить на Leon низкопрофильную цепкую резину, он поедет быстрее и точнее. Сейчас реакции в поворотах немного смягчены, но для повседневной езды это скорее плюс», – рассуждает Алексей Игнатов.
Тормоза – просто блеск: подлетая к повороту, ни на секунду не сомневаешься, когда именно осадить разгоряченного «льва». Можно просто прикинуть точку конца торможения и нажать на педаль, почти не меняя положения ноги на протяжении всего маневра. Усилие на педали пропорционально замедлению, так что гадать не приходится.
На тесте присутствовал второй автомобиль, над которым Leon имел техническое превосходство, и пока на Leon ездил Алексей, я откровенно «сливал» ему. Впрочем, причина заключалась не только в разных автомобилях, но и в уровне подготовки. Алексей Игнатов – мастер спорта и участник чемпионата России по ралли. Чтобы ехать в его темпе, требуется преодоление себя, и поначалу мне просто страшно. Но, пересев на Leon, я замечаю, что мне удается держаться довольно близко к удирающему хэтчу Алексея – Leon ведет себя дружелюбно.
Итак, момент истины! Алексей несется в характерном для него стиле с шорканьем обочин и внезапными заходом на апекс. Сзади мне кажется, что его автомобиль прицеплен к невидимому рельсу – хэтч идет невероятно ровно, и лишь пыльные взрывы в момент соприкосновения с обочиной выдают реальную скорость происходящего.
Правый поворот, третья передача, машина впереди дерзко уходит внутрь поворота. Я держусь той же траектории, все четыре шины запевают хором, однако Leon продолжает целиться в намеченную точку. В какой-то момент я слегка доворачиваю руль, и автомобиль безропотно устремляется к апексу, хотя шины уже голосят вовсю. Как только траектория распрямляется, Leon, вцепившись в асфальт, несется к следующему повороту... Кажется, мы почти не отстали.
«Leon хорошо сбалансирован, – комментирует Алексей. – Настройки двигателя, коробки передач, подвески соответствуют друг другу, и это позволяет ехать быстро и грамотно, правильно перераспределяя массу автомобиля между колесами».
Правда, в первых заездах его кое-что смутило. «Я не мог понять, почему автомобиль ведет себя так, словно его кто-то держит за «зад» – оказалось, это работает система стабилизации. Мне она немного мешает – когда ожидаешь, что машина начнет ввинчиваться в поворот, она идет «параллельно самой себе». Я отключил систему. Однако для неподготовленного водителя система стабилизации полезна. Работает она мягко, эффективно гасит недостаточную или избыточную поворачиваемость, так что обычный водитель пройдет эту трассу быстрее с включенной системой стабилизации. Для опытного водителя она в принципе не нужна, потому что даже в предельных режимах скольжения развиваются плавно, при этом скользят все четыре колеса, а реакции остаются хорошо прогнозируемыми. Шасси Leon действительно очень достойное, возможно, за счет хорошей развесовки и жесткости кузова, поэтому я не удивлен, что Leon успешен в автоспорте».
Быстрая езда на Leon дается на удивление легко и приятно, и в этом смысле автомобиль провокационен. Кстати, во время фотосессии обнаружился интересный эффект – хотя Leon под управлением Алексея простреливает повороты в невероятном темпе, на снимках машина получается довольно статичной – кренов не видно. Причину объясняет сам Алексей: «Я стараюсь максимально сглаживать траекторию, чтобы пройти поворот на возможно большей скорости. По идее, ради эффектности нужно ехать неправильно, более резко, заваливая автомобиль».
Подыскивая подходящий поворот для съемки, я сажусь пассажиром к Алексею и наблюдаю за его пилотажем. Разгон, четвертая передача, дорога извивается, словно удирающий в камыши уж. Торможение перед затяжным правым поворотом, третья передача, через секунду – уже вторая. При каждом переключении машина рывками наваливается на передние колеса, пока они не начинают кряхтеть от нагрузки. Мы тормозим вдоль левой обочины. Внезапно Leon кидается в сторону поворота, словно получив хук слева, проходит в сантиметрах от берез, наивно растущих около обочины, и уносится к следующей связке. От напряжения по кузову автомобиля пробегает дрожь. «По-моему, ты немного подвис», – ехидничает Алексей насчет того, что я на время замолчал.
Трассирующий Leon
На второй день мы отправились в Екатеринбург на открытие чемпионата Евразии по дрэг-рейсингу. И Leon доказал, что прожигание поворотов – не единственная его стезя.
Довольно много похвал заслужила подвеска. Алгоритм ее работы – как у гитарной примочки, которая срезает вершины частотной кривой, уменьшая общую амплитуду звуковых колебаний. Так и Leon: он не изолирует тебя от дороги, но с поразительным аппетитом сглатывает наиболее крупные неровности. Его податливость особенно заметна, когда пересаживаешься со второго автомобиля, подвеска которого жестче, а шины – более низкопрофильные. Там, где «номер два» требует сбросить скорость из-за болезненной тряски, Leon самоотверженно несется вперед. Это большой плюс – ровные участки то и дело сменяются откровенной халтурой, но если вы хотите ехать быстро, Leon не станет умолять о пощаде. «Мне показалось, или пока мы смотрели гонки, дорогу от Екатеринбурга починили?» – спрашивает Алексей на обратном пути, пересев на Leon со второй машины.
Расход топлива при езде по трассе составил 8,5 л/100 км, активная езда подняла его до 10 л/100 км (показания бортового компьютера). Все равно немного – спасибо двигателю FSI.
Короче говоря, ездить Leon умеет. Недостатки? Меня удручал дизайн передней панели, который выглядит старомодным и не вполне соответствует ожиданиям, которые порождает слоган «auto emocion». «Мне тоже салон не кажется слишком привлекательным, плюс маловат тахометр, – говорит Алексей. – Он хоть и расположен по центру, но в глаза не бросается». У Leon не слишком хорошая обзорность – заваленные назад передние стойки, сплющенные наружные зеркала, скромное внутрисалонное. Когда едешь быстро, это не мешает, но в городе приходится перестраховываться. Особенно напрягают автомобили в слепых зонах. Если догоняете попутный Leon, не подкрадывайтесь к нему по соседней полосе – водитель может вас не заметить.
Эргономика автомобиля достаточно хорошая, однако сиденья жесткие. Если их профиль соответствует профилю вашей спины, будет удобно, если нет – спина может затекать. Впрочем, у передних сидений регулируется поясничный подпор и высота, плюс в двух плоскостях двигается руль, так что мне было удобно. Автомобиль неплохо шумоизолирован, и шумов от двигателя и аэродинамического гула почти не слышно, однако на шершавом покрытии довольно громко «зудят» шины.
По вместимости сзади, равно как по объему багажника, Leon – среднестатистический хетчбэк гольф-класса. Эффектность и ориентация на драйв явно стояли во главе угла, поэтому, например, ниспадающая крыша нависает над головами задних седоков.
В целом Leon вполне годится на роль семейного автомобиля: хорошая ходовая часть, эффективный климат-контроль, продуманная эргономика. При этом он умеет ездить совершенно по-разному, напоминая легкоатлета-универсала: хочешь – мчись в спринтерском темпе, хочешь – степенно одолевай марафонскую дистанцию. Он умеет быть спокойным, но любит зажигать– в зависимости от вашего настроения. Возможно, Leon имеет одно из самых многофункциональных шасси в классе, которое подстраивается под ваш стиль вождения.
«В статике он кажется обыденным, и его дизайн, признаться, мне не очень нравится. Но стоит поехать, как представление о машине сразу меняется, и начинаешь получать удовольствие от каждого километра», – говорит Алексей Игнатов. Таков Leon – он не разочарует ни профессионального раллиста, ни семьянина.
Сколько стоит Leon?
Базовая версия с 1,6-литровым мотором (102 л. с.) и механической коробкой стоит 573 тысячи рублей. В комплектации ABS, противобуксовочная система, шесть подушек безопасности, кондиционер, аудиосистема (MP3), электропакет. Для такого двигателя предусмотрено пять вариантов оснащения, и самый дорогой Luxury стоит 683 тысячи, а в списке оборудования – ESP, ксеноновые адаптивные фары, двухзонный климат-контроль, бортовой компьютер, парктроник, люк с электроприводом, легкосплавные диски.
Leon с двухлитровым двигателем FSI (150 л. с.) стоит 740 тысяч рублей в комплектации Fashion, тогда как Leon с таким же мотором, но автоматом, можно приобрести за 737 тысяч рублей. Этакая ценовая аномалия. Оснащение довольно хорошее – есть и двухзонный «климат», и легкосплавные диски, и ESP.
Все «леоны» с моторами мощностью 102 и 150 л. с. оснащаются пакетом для плохих дорог, а просвет составляет 160 мм – очень удобно.
Спортивный Leon Cupra с 240-сильным турбомотором обойдется в 1,065 миллиона рублей.
Куплю ли я SEAT Leon?
Leon умеет будоражить кровь, но не будем забывать, что тестовый автомобиль стоит 740 тысяч рублей (Fasion). Мой же предел – 550 тысяч рублей.
А брать автомобиль с мотором 1,6 литра уже не хочется. Что бы там ни говорили, мощный мотор и хорошая коробка передач делают езду не только приятнее, но и безопаснее. Как он обгоняет! Выбрал нужную из шести передач (обычно, третью или четвертую), прижал газ – и ты впереди.
Формулирую по-другому: а если бы у меня были 700–800 тысяч, купил бы я SEAT Leon? Сложный вопрос. К такому автомобилю легко прикипеть – ничто в нем не вызывает раздражения, а продуманная конструкция превращает его в универсальный транспорт для активного горожанина: хоть на природу, хоть в «дальнобой», хоть на гоночную трассу. Плюс, «леонов» не так много, и автомобиль смотрится экзотически, особенно в ярких цветах. Были бы деньги, пожалуй купил бы...
Автомобили, протестированные в рамках рубрики «Куплю ли я...»
Благодарим компанию «Лиман-Авто» за помощь в подготовке материала
Фото: Фото автора и Даниила СОЛОМАТОВА