Редакционный материал
В прошлом году в россияне купили 785 Skoda Superb. Для сравнения, Ford Mondeo разошелся тиражом более 8 тысяч, а Toyota Camry — более 26 тысяч! Skoda Superb опережала многих конкурентов по размеру салона, могла похвастаться хваленым чешским качеством и моторами, как у Audi, но ее не покупали. Увы.
И вот в Челябинске начались продажи нового поколения «суперба». Во взгляде, хмуром, как у какого-нибудь «бумера», читается: «Конкуренты меня возненавидят». Superb намерен бить их наотмашь тяжелым кулачищем своих потребительских качеств. Он пришел мстить за предка.
Шестидверка
Открываешь огромную заднюю дверь – а за ней пустоты больше, чем в бизнес-классе аэробуса. Здесь не надо скукоживаться, как в каком-нибудь хетчбэке – «суперб» располагает к вольготной посадке: нога на ногу, рука на широченном подлокотнике, уверенно и свободно.
Теперь подкрадемся к «супербу» сзади и подержим несколько секунд кнопку открывания багажника: вжжжжжи – и крышка сама отъезжает вверх, обнажая узковатый лаз, который уходит в сумрачные недра автомобиля на добрых полметра. А как еще обеспечить объем в 565 литров при разумном заднем свесе?
Но есть проблема. Филателист, который, кряхтя и потея, подтащит к «супербу» два чемодана со своей коллекцией, поймет, что самое сложное впереди. Плашмя чемоданы не входят, а чтобы засунуть их «повдоль», нужна физическая подготовка, не свойственная большинству филателистов. Поэтому Skoda придумала гениальную систему Twin Door.
Работает она так. Сначала тянем за специальную ручку под крышкой багажника, в ответ на это Superb многозначительно жужжит электроприводами и подмигивает третьим стоп-сигналом. Теперь открываем багажник привычным образом, но вместо крышки вверх уходит буквально ползадницы автомобиля вместе со стеклом, причем увесистая крышка поднимается сама собой – спасибо пневмоцилиндрам (смотри видео). Получается почти пикап: грузить чемоданы можно сзади, сверху, сбоку – в зависимости от фантазии. Система довольно сложная, ибо помимо дополнительных уплотнителей и шарниров промеж створок пятой двери имеет сложную электромеханику. Зато проста в эксплуатации: для открывания багажника достаточно женских ручек и образования не выше среднего, а например, для закрывания нужно приопустить крышку, и электромоторчики довершат начатое. Крышка-«вундеркинд» входит в стандартную комплектацию, тогда как автодоводчик дверей для BMW X6 обойдется в 30 тысяч рублей. Ох и дурят нашего брата...
Конечно, не все имеют столь гуманное хобби, как собирание марок или насекомых. Для перевозки спортинвентаря можно сложить спинки задних сидений и, учитывая размер задних ворот, запихать хоть велик, хоть сноуборд, хоть стиральную машину – кто на чем катается. Правда, пол имеет ступеньку, а чтобы сделать его горизонтальным, придется снять подушку заднего сиденья, но для якобы седана вместительность феноменальная.
Однако мы отвлеклись. У вас может сложиться впечатление, что Superb – это такой Roomster-Kingsize для богатых. Нет, грузовые возможности «суперба» – лишь приятное дополнение к его основному назначению.
Такса, прощай!
Помните, как выглядел прошлый Superb? Скорее всего, не помните, потому что принимали его за Octavia. По сути он был растянутым на дециметр «пассатом» для китайского рынка, который надел маску Skoda. Этакая такса автомобильного мира. Новорожденный Superb – самостоятельная модель, поэтому смотрится солидным, злым и собачьих ассоциаций не вызывает.
А как он хорош внутри! Классная замша не позволяет заду ерзать по сиденью. Само сиденье имеет электрорегулировки с памятью. Пластик на панели приборов мягкий, с приятной фактурой, хотя в более интимных местах (например, под рулевой колонкой) пластмасса пожестче. Все рычажки и кнопки работают с приятной отзывчивостью, свойственной европейским машинам, а сенсорный экран упрощает коммуникацию с автомобилем. Руль хотя и похож на мордашку инопланетянина, хорошо лежит в руках и приятен на ощупь. А уж как оформлен рычаг коробки передач – хочется унести его с собой и украсить им гостиную. Короче, салон Superb смотрится дорого, как у Audi A4. Эргономика по-немецки продумана, и, если хватит терпения жужжать электроприводами кресел, идеальную посадку найдет любой.
Этот Superb имеет всефольксвагеновский мотор 1,8 TFSI (160 л. с.) и шестиступенчатую коробку передач. Нонсенс – такой автомобиль должен быть с автоматом, но на момент покупки тестовой машины в наличии была только механика. А вообще заказы на «автомат» уже принимаются, и Skoda готовится нокаутировать конкурентов передовой семиступенчатой коробкой DSG (http://www.vipautochel.ru/news/58.html) – очередным шедевром немецких инженеров. Часто опаздываете? С DSG автомобиль разгоняется на сколько-то там сотых быстрее, чем с «ручкой». Печетесь о расходе топлива? Автоматическая Skoda экономичнее. Имеете параноидальную склонность бороться с лишним весом? Коробка DSG весит на четверть легче обычного «автомата» – всего 70 кг. Стоит такая опция 50 тысяч рублей или 5–6% от цены автомобиля.
Впрочем, «механика» на нашей машине не безнадежна. Сцепление подхватывает автомобиль цепкими коготками, затем эстафету перехватывает усердный «тэ-эф-эс-ай» и одним махом забрасывает стрелку спидометра во вторую треть шкалы. Волна ускорения спотыкается о четкий, но туговатый рычаг коробки передач, но через секунду прилив ускорения уносит автомобиль к точке, где смыкается перспектива городской улицы. Упругая, как жгут, тяга мотора делает разгон немного одномерным, зато предсказуемым, словно президентские выборы.
Американцы любят (любили?) большие машины, но Superb им не понравится, потому что его подвеска не похожа на индейский гамак, который раскачивается от каждого дуновения ветра. Наоборот, Superb крепко стоит на своих прокаченных «ножках», и то и дело вздрагивает, удивляясь качеству слишком восточноевропейского асфальта. Superb не дарит ощущения полета в вакууме, однако инженеры Skoda/Volkswagen – знатоки своего дела, и пусть небольшие толчки прокрадываются в салон, подвеска умело форматирует их до безболезненного уровня. Чем быстрее и увереннее едешь, тем больше ценишь всеядную энергоемкую подвеску. Множим это на длину колесной базы, прибавляем хорошую шумоизоляцию, и, несмотря на низкопрофильные «семнадчики», Superb сохраняет степенную поступь даже на кочковатой улице, построенной, судя по названию, в день сорокалетия Победы. И реакции на руль, кстати, своевременные и точные, так что если в вас не умер пресловутый дух авантюризма, можете довести Superb до заноса, а жену – до истерики. Пару недель назад драйверские качества Superb продемонстрировал инструктор школы Audi Quattro Антон Васин во время внутренней презентации машины для дилеров (смотри видео).
Итак, к конкурентным преимуществам Superb можно отнести просторный салон, багажник с двухстворчатой крышкой, качественную отделку и, насколько можно судить, хорошие ходовые качества. Но есть и проблема: во-первых, не все понимают чешский дизайн, во-вторых, к самому бренду Skoda относятся с большой осторожностью. Вроде бы, марки Ford или Toyota ничем не лучше, но, покупая их, находишь больше понимающих и сочувствующих глаз. Решительным аргументом в пользу «суперба» могла бы стать цена...
Шкурный вопрос
Ford Mondeo 2,3 (161 л. с.) с шестиступенчатым «автоматом» в комплектации Ghia стоит 857 тысяч рублей, аналогичная Toyota Camry (167 л.с.) – примерно столько же, Skoda Superb (1,8 TFSI, 160 л. с., автомат DSG) – на 50 тысяч дороже. Как видите, разница некритична. В отличие от Ford, Skoda не имеет бюджетных комплектаций, но для данного сегмента это оправдано: кто захочет ездить на почти бизнес-классе с двумя подушками и ручным кондиционером?
Впрочем, у Skoda тоже есть вариант для скупердяев с мотором 1,4 TFSI (125 л. с.) – от 790 тысяч рублей. Superb с мотором 1,8 TFSI (160 л. с.) стоит от 840 тысяч рублей, с автоматом DSG – от 890 тысяч, с полным приводом – от 920 тысяч. Последнее, кстати, – важное преимущество: большинство конкурентов такой опции не имеют. Наконец, есть вариант со 170-сильным двухлитровым дизелем – от 990 тысяч. Чуть позже дебютирует Superb с 3,6-литровым мотором (260 л. с.), который поставит окончательную точку в споре, можно ли считать Superb бизнес-классом-лайт.
Подкрепить амбиции призван и широчайший список опций. Superb, первый из всего концерна Volkswagen-Audi Group, получил «интеллектуальные» фары с системой AFS, которые не только заглядывают за поворот, но регулируют яркость, форму и направление пучка в зависимости от освещенности и скорости движения. В базовой комплектации есть система контроля давления в шинах, по заказу можно установить ассистент подъема в гору, люк с солнечными батареями, ассистент парковки... Одним словом, с такой прытью Skoda рискует наступить на пятки родственным моделям, вроде Audi A4 (хотя он относится к классу D). Skoda доступнее и просторнее, а качество отделки и набор опций – близки. Конечно, клиент Audi не переметнется к Skoda – стараниями маркетологов марки воспринимаются слишком по-разному, но если избавиться от предрассудков, Skoda Superb не кажется таким уж абсурдным вариантом.
Интересно, удастся ли ей попробовать на вкус клиентов Toyota Camry?
Благодарим компанию «Радслав-Авто» за помощь в подготовке материала
Фото: Фото автора, Владимира Костомарова и с сайта www.automobilesreview.com